СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по теме: «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе. (Анализ 1-2 глав).( 8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.  «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе. (Анализ 1-2 глав).

        Цель:    

  • знакомство с историей создания романа, выявление исторической основы произведения, нравственных основ личности отца Петра Гринева, смысла его наставлений и их роли в судьбе героя; особенностей образа рассказчика в романе;
  • развитие навыкавыразительного чтения наизусть, лексической работы, формирование навыка составления пересказа статьи учебника, художественного пересказа эпизода, развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления  лексического значения слов «честь», «благословение».

 

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация.

 

ХОД УРОКА.

І.        Оргмомент.

 

II. Изучение нового материала.

1.Выявление  темы, цели, плана урока.

2.Сообщение «историка» о восстании под предводительством Емельяна Пугачёва.

Крестьянская война Пугачева кратко может быть охарактеризована как массовое народное восстание, сотрясавшее Российскую империю с 1773 по 1775 годы. Волнения происходили на огромных территориях, включающих Урал, Поволжье, Башкирию и Оренбургский край. Лидером восстания выступил Емельян Пугачев – донской казак, объявивший себя императором Петром III. Причинами восстания послужили недовольство яицких казаков, связанное с потерей вольностей, волнения среди коренных народов, таких как башкиры и татары, напряженная обстановка на уральских заводах и крайне тяжелое положение крепостных крестьян.

     Восстание началось 17 сентября 1773 года, когда Пугачев от имени мертвого императора Петра III оглашает свой первый указ к Яицкому войску и вместе с отрядом в 80 человек выдвигается к Яицкому городку (Ура́льск (до 1775 г. Яицкий городок) — город в западной части Казахстана, на реке Урал).По пути к нему присоединяются все новые и новые сторонники. Взять Яицкий городок не удается из-за отсутствия артиллерии, и Пугачев решает двигаться дальше по течению реки Яик. Илецкий городок встречают Пугачева как законного государя. Его армия пополняется гарнизонными казаками и пушками городской артиллерии. Войска мятежников продолжают движение, занимая с боем или без него все попадающиеся на пути крепости. В скором времени армия Пугачева, достигшая к тому моменту внушительных размеров, подходит к Оренбургу и 5 октября начинает осаду города. Посланный на подавление бунта карательный корпус генерал-майора Кара терпит поражение и спешно отступает. Воодушевленные успехами, мятежники занимают все новые и новые поселения, их силы стремительно растут. Однако, взять Оренбург так и не удается. Следующая военная экспедиция под предводительством Бибикова вынуждает восставших снять осаду с города. Мятежники собирают основные силы в Татищевской крепости. В результате битвы, состоявшейся 22 марта 1774 года, повстанцы потерпели сокрушительное поражение.

      Сам Пугачев бежал на Урал, где, вновь собрав значительную армию, вновь выступает в поход. 12 июля бунтовщики подходят к Казани и занимают город, за исключением казанского кремля, где засели остатки гарнизона. Однако, подоспевшие к вечеру правительственные войска вынуждают Пугачева отступить. В ходе последовавшего сражения мятежники были наголову разбиты. Пугачев бежит за Волгу, где собирает новую армию и оглашает указ про освобождение крепостных. Это вызывает массовые волнения в среде крестьян. Пугачев говорит о походе на Москву, однако поворачивает на юг. В ходе сражения у Солениковой ватаги мятежники терпят сокрушительное поражение. Пугачев бежит на Волгу, однако его же соратники предают его и выдают правительству. 10 января 1775 года лидер восстания был казнен. В начале лета Пугачевский мятеж был окончательно подавлен.

      Итогом восстания была гибель тысяч людей и многомиллионный ущерб экономике. Его результатом стало преобразование казачества в регулярные воинские подразделения, а также некоторое улучшение жизни рабочих на заводах Урала. Положение крестьян практически никак не изменилось.

 

3.Обращение к домашнему заданию. Пересказ статьи учебника «Творческая история романа».

4. Лексическая работа: «честь».

Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

Словарь В. И. Даля определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть».

"Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения».

5. Слово учителя.

Пословица «Береги честь смолоду», вынесенная в эпиграф ко всему роману, говорит о чести во всей ее многомерности, прежде всего о той, которая достается человеку от предыдущих поколений.

6. Сообщение «Представление о чести Петра Гринёва» и исторический комментарий о графе Минихе.

7.       Выразительное чтение фрагмента романа от слов «В то время воспитывались мы не по-нонешнему» до слов «Тут судьба моя переменилась».

8. Обращение к иллюстрации «Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно». Художник А. Иткин.

9.         Выразительное чтение наказа отца от слов «Служи верно...» до слов «…обливаясь слезами».

10.       Художественный пересказ эпизода проигрыша.

•          Почему Гринев не послушал Савельича и настоял на своем решении?

Петр во что бы то ни стало стремится отдать долг Зурину, не уронить чести.

11.       Выразительное чтение от слов «Я приближался...» до слов «Должно быть, волк или человек».

12.       Обращение к иллюстрациям.

«Вожатый». Буран. Гравюра А. Янова с оригинала М. Нестерова. 1882.

«Вожатый». Буран. Художник М. Малышев. 1887.

«Вожатый». Буран. Художник С. Иванов. 1899.

Природа Вожатого, который вдруг появился перед Гриневым, двойственна — это и «волк», и «человек». Мужик с черной бородой словно вышел из самого бурана, олицетворяющего торжество «темных» сил — бесов, которые овладели душой человека.

13. Лексическая работа: благословение.

 

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.        

1.Прочитать 3-5 главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», с.225-244, ч.1.

2.Составить цитатный план главы 4 «Поединок» (задание 9 рабочей тетради, с.61, ч.1) и её художественный пересказ.

3. Индивидуальные задания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе. (Анализ 1-2 глав).( 8 класс)»

Дата:

Учитель: Магомедова С.А.

Тема. «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе. (Анализ 1-2 глав).

Цель:

  • знакомство с историей создания романа, выявление исторической основы произведения, нравственных основ личности отца Петра Гринева, смысла его наставлений и их роли в судьбе героя; особенностей образа рассказчика в романе;

  • развитие навыкавыразительного чтения наизусть, лексической работы, формирование навыка составления пересказа статьи учебника, художественного пересказа эпизода, развитие коммуникативных способностей учащихся;

  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слов «честь», «благословение».


Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация.


ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.


II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2.Сообщение «историка» о восстании под предводительством Емельяна Пугачёва.

Крестьянская война Пугачева кратко может быть охарактеризована как массовое народное восстание, сотрясавшее Российскую империю с 1773 по 1775 годы. Волнения происходили на огромных территориях, включающих Урал, Поволжье, Башкирию и Оренбургский край. Лидером восстания выступил Емельян Пугачев – донской казак, объявивший себя императором Петром III. Причинами восстания послужили недовольство яицких казаков, связанное с потерей вольностей, волнения среди коренных народов, таких как башкиры и татары, напряженная обстановка на уральских заводах и крайне тяжелое положение крепостных крестьян.

Восстание началось 17 сентября 1773 года, когда Пугачев от имени мертвого императора Петра III оглашает свой первый указ к Яицкому войску и вместе с отрядом в 80 человек выдвигается к Яицкому городку (Ура́льск (до 1775 г. Яицкий городок) — город в западной части Казахстана, на реке Урал).По пути к нему присоединяются все новые и новые сторонники. Взять Яицкий городок не удается из-за отсутствия артиллерии, и Пугачев решает двигаться дальше по течению реки Яик. Илецкий городок встречают Пугачева как законного государя. Его армия пополняется гарнизонными казаками и пушками городской артиллерии. Войска мятежников продолжают движение, занимая с боем или без него все попадающиеся на пути крепости. В скором времени армия Пугачева, достигшая к тому моменту внушительных размеров, подходит к Оренбургу и 5 октября начинает осаду города. Посланный на подавление бунта карательный корпус генерал-майора Кара терпит поражение и спешно отступает. Воодушевленные успехами, мятежники занимают все новые и новые поселения, их силы стремительно растут. Однако, взять Оренбург так и не удается. Следующая военная экспедиция под предводительством Бибикова вынуждает восставших снять осаду с города. Мятежники собирают основные силы в Татищевской крепости. В результате битвы, состоявшейся 22 марта 1774 года, повстанцы потерпели сокрушительное поражение.

Сам Пугачев бежал на Урал, где, вновь собрав значительную армию, вновь выступает в поход. 12 июля бунтовщики подходят к Казани и занимают город, за исключением казанского кремля, где засели остатки гарнизона. Однако, подоспевшие к вечеру правительственные войска вынуждают Пугачева отступить. В ходе последовавшего сражения мятежники были наголову разбиты. Пугачев бежит за Волгу, где собирает новую армию и оглашает указ про освобождение крепостных. Это вызывает массовые волнения в среде крестьян. Пугачев говорит о походе на Москву, однако поворачивает на юг. В ходе сражения у Солениковой ватаги мятежники терпят сокрушительное поражение. Пугачев бежит на Волгу, однако его же соратники предают его и выдают правительству. 10 января 1775 года лидер восстания был казнен. В начале лета Пугачевский мятеж был окончательно подавлен.

Итогом восстания была гибель тысяч людей и многомиллионный ущерб экономике. Его результатом стало преобразование казачества в регулярные воинские подразделения, а также некоторое улучшение жизни рабочих на заводах Урала. Положение крестьян практически никак не изменилось.


3.Обращение к домашнему заданию. Пересказ статьи учебника «Творческая история романа».

4. Лексическая работа: «честь».

Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

Словарь В. И. Даля определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть».

"Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения».

5. Слово учителя.

Пословица «Береги честь смолоду», вынесенная в эпиграф ко всему роману, говорит о чести во всей ее многомерности, прежде всего о той, которая достается человеку от предыдущих поколений.

6. Сообщение «Представление о чести Петра Гринёва» и исторический комментарий о графе Минихе.

7. Выразительное чтение фрагмента романа от слов «В то время воспитывались мы не по-нонешнему» до слов «Тут судьба моя переменилась».

8. Обращение к иллюстрации «Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно». Художник А. Иткин.

9. Выразительное чтение наказа отца от слов «Служи верно...» до слов «…обливаясь слезами».

10. Художественный пересказ эпизода проигрыша.

• Почему Гринев не послушал Савельича и настоял на своем решении?

Петр во что бы то ни стало стремится отдать долг Зурину, не уронить чести.

11. Выразительное чтение от слов «Я приближался...» до слов «Должно быть, волк или человек».

12. Обращение к иллюстрациям.

«Вожатый». Буран. Гравюра А. Янова с оригинала М. Нестерова. 1882.

«Вожатый». Буран. Художник М. Малышев. 1887.

«Вожатый». Буран. Художник С. Иванов. 1899.

Природа Вожатого, который вдруг появился перед Гриневым, двойственна — это и «волк», и «человек». Мужик с черной бородой словно вышел из самого бурана, олицетворяющего торжество «темных» сил — бесов, которые овладели душой человека.

13. Лексическая работа: благословение.


III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.

1.Прочитать 3-5 главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», с.225-244, ч.1.

2.Составить цитатный план главы 4 «Поединок» (задание 9 рабочей тетради, с.61, ч.1) и её художественный пересказ.

3. Индивидуальные задания.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!