СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе "Какая прекрасная гадость!" (По фрагменту книги Дж.Даррелла "Гончие Бафута")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок создан в технологии "Диалог культур". Анализируются и сопоставляются тексты разных культур: Дж.Даррелл "Гончие Бафута" (глава 1) и тексты русских писателей (Ю.Дмитриев. "Мой некрасивый друг"; Ф.Кривин. "Почему вы не любите жабу?").

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе "Какая прекрасная гадость!" (По фрагменту книги Дж.Даррелла "Гончие Бафута")»

Конспект урока литературы в 5 классе

по фрагменту из книги Дж. Даррелла «Гончие Бафута».

(ОС «Школа 2100»)

Какая прекрасная гадость!

Тема урока: Человек и те, кто рядом с ним.



«Имя» урока – Какая прекрасная гадость!

Тип урока: урок открытия новых знаний.


Цель урока:  осмысление понятий внешней и внутренней красоты; развитие умения различать видимость и суть (внешность и характер) на примере произведений Дж.Даррелла, Ю.Дмитриева, Ф.Кривина.



Задачи:



Образовательные:

- познакомить учащихся с понятиями внешней и внутренней красоты;



- организовать работу учащихся по анализу текстов художественного и научного-

популярного стилей;



- способствовать выявлению метафорического смысла текстов.



Воспитательные:

- способствовать формированию эмоционально-оценочного отношения к прочитанному

и ценностносмысловой ориентации учащихся; выражению своего отношения к понятию внешней и внутренней красоты;

- создать условия для приобретения опыта адек­ватного поведения при работе в группе; для формулирования собственной позиции и её аргументации.

Развивающие:

- развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме);

- совершенствовать мысли­тельные операции (умение сравнивать, выделять главное,


устанавливать аналогии; обобщать, делать выводы);

- содействовать развитию эмоциональной сферы, осуществлению самоконтроля и самооценки.

Технология: «Диалог культур».





Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

формирование восприятия текста как произведения искусства; формирование ценностносмысловой ориентации учащихся; осмысление понятий внешней и внутренней красоты; развитие умения различать видимость и суть (внешность и характер).


Регулятивные УУД: обучение целеполаганию как постановке учебной задачи, самооценке.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации (фактуальной, подтекстовой, концептуальной); структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение пользоваться словарями; восприятие текстов художественного и научного-популярного стилей.

Логические УУД: анализ персонажей и их точек зрения; сравнение с целью выделения признаков; синтез положительных и отрицательных отношений и составление целого из частей – авторского мнения; построение логической цепи рассуждений; доказательства.

Коммуникативные УУД: формирование умений работать в группах; умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, сотрудничать со сверстниками; умение формулировать собственную позицию, аргументировать её.

Средства обучения: распечатанные тексты произведений; инструкции для работы в группах по анализу произведений; дополнительные источники информации о жабах и инструкции по работе с ними; портрет Леонардо да Винчи «Джоконда»; «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля; индивидуальные карточки для самооценки; карточки для взаимооценки; карточки для рефлексии.

ТСО - мультимедийная презентация к уроку; видеоряд жаб; видеоряд уродливых лиц людей.



Ход урока.

  1. Мотивационное начало.

1). Отгадайте загадку:

На лягушку я похожа,

Только в бородавках кожа (жаба).

2). Даётся видеоряд жаб.

- Какие ассоциации возникают при взгляде на эти изображения? Дайте им определение.

(Возможны подсказки: Какая прелесть! Какая гадость!

Жабы как жабы. Ничего особенного.)

  1. Выход на «имя урока».

Какая … гадость!

- Что означает многоточие? (недосказанность, пропуск информации)

- Какое слово-определение пропущено? Предположите.

- Пусть это будет пока загадкой.

  1. Многоаспектный анализ слова «гадость».

1). Работа со словарём.

Гадить – марать, пачкать, грязнить; перен.: портить, пакостить, искажать, делать мерзости.

Гадъ (или гадина)- ползучее животное, пресмыкающееся, противное человеку; земноводное; перен.(бранное): мерзавец, сквернословец.

(В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.

М., Дрофа, 2011. Т.1, стр.339-340)

2). Самостоятельно сформулируйте значение слова «гадость», используя синонимы (гадость – мерзость, пакость, грязь, скверность).

IV. Какая проблема возникает? Сформулируйте проблемный вопрос урока. (Почему не любят жабу?)

- Предположите причины такого отношения (внешний вид, образ жизни…)

V Работа с дополнительными источниками информации

(Работа в группах).

1 группа. Жаба обыкновенная.

2 группа. Бровастая жаба.

3 группа. Суеверия о жабах.

4 группа. Символика жабы.

Задание: используя инструкцию, проведите анализ дополнительных источников информации и найдите сведения, помогающие ответить на вопросы:

- В чём особенность жабы?

- Почему не любят этих земноводных?

VI. Отчёты о работе групп.

1). Выступления представителей групп.

2). Самооценка работы каждого члена группы (в карточке самооценки).

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ:


1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было

получить в результате?


2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?


3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?


4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?


Какую оценку ты себе ставишь?


Вывод: информация из дополнительных источников объясняет особенности

жаб, суеверия о жабах и их символику у разных народов, но ответить, почему

не любят жабу, убедительно не смогли.

- Может, в этом нам помогут произведения художественной литературы?

- Самостоятельно определите цель урока. Используйте подсказки – глаголы целеполагания:

  • Узнать, изучить, познакомиться…

  • Углубить, расширить, закрепить…

  • Уметь, научиться, выявить…

VII. Диалог с текстом.

1). Беседа:

- Что значит – провести диалог с текстом? (проанализировать текст)

- Предложите критерии, по которым можно проанализировать текст.

(Тема, основная мысль, герой – характер и поступки…)

- Добавим ещё несколько критериев (название, жанр, место действия, отношение автора)

2). Работа в группах (по 6 человек). Задание: используя инструкцию, проанализируйте текст по указанным критериям. Все необходимые пометки делайте

прямо в тексте.

  1. группа. Д.Даррелл. «Гончие Бафута» (фрагмент главы 1).

2 группа. Д.Даррелл. «Гончие Бафута» (фрагмент главы 1).

3 группа. Ф.Кривин. «Почему вы не любите жабу?»

4 группа. Ю.Дмитриев. «Мой некрасивый друг».

VIII. Диалог текстов

1). Отчёты групп по критериям:

- жанр

- место действия

- внешность героя

- поступки

- отношение окружающих

- позиция автора

- особенность названия.

2). Взаимооценка работы в парах (по 3 пары в группе). Приём «3 П».

Необходимо оценить работу товарища и выставить в карточку взаимооценки оценку по трём критериям:

- выполнил работу правильно;

- выполнил работу полно;

- был активен в группе, помогал другим.

3). Обобщающая беседа по проблемному вопросу «Почему не любят жабу?»

- Каково же отношение автора к жабе? (симпатичны)

- Чем симпатичны жабы? (пользу приносят)

Вывод: непривлекательная внешность противоречит пользе, которую приносят эти

земноводные.

4). Работа с метафорой (метафорический смысл текстов о жабе).

- В сказке «Жаба» Г.Х.Андерсен называет жабу «безобразнейшей из тварей», но при этом высказывает очень важную мысль: «А разве не прекрасно это народное поверье, будто жаба, безобразнейшая из тварей, нередко таит в голове драгоценный камень? И разве не бывает того же с людьми?»

- Действительно ли жабы в анализируемых произведениях похожи на людей? Чем?

Вывод: метафорический смысл произведений о животных в том, что авторы наделяют зверей качествами, свойственными людям, уподобляют животных человеку.

IX. Диалог с произведениями искусства.

- Даётся видеоряд уродливых лиц в изображении Леонардо да Винчи и Квентина Массейса.

- Каково ваше впечатление от увиденного?

- Безусловно, лица безобразны. Но значит ли, что эти люди плохи и их надо презирать?

- Демонстрация портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Можно ли назвать это изображение красивым?

X. Обобщение.

1). Беседа о красоте.

- Как вы понимаете слово «красота»?

- Что мы называем красивым?

- Всегда ли мы вкладываем одинаковый смысл в слова «красота», «красивый»?

2). Работа со словарём.

Красивый-

  • доставляющий удовольствие взору, слуху, приятный внешним видом, производящий приятное впечатление (красивый цветок)

  • полный внутреннего содержания, высоконравственный (красивый поступок)

  • привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный (красивые слова).

3). Работа с высказываниями великих людей о красоте.

- Восстановите пропущенные слова в высказываниях:

А) … души придаёт прелесть даже … телу.

Б) Красота есть во …, но не всем дано это … .

В) Красоту увидеть в … .

(красота, всём, невзрачному, некрасивом, видеть)

- Если вы правильно выполните задание, то получите высказывания Лессинга (А),

Конфуция (Б), Эдуарда Асадова (В). Объясните смысл каждого высказывания.

- Используя словарную статью и высказывания Лессинга, Конфуция, Асадова,

определите, какой человек действительно красив.

Вывод: внутренняя красота проявляется незаметно, её невозможно увидеть невооружённым глазом. Но стоит присмотреться к поступкам, действиям, поведению человека, и сразу станет понятным, что человек действительно красив.

4). Итогом наших размышлений могут стать стихотворные строки:

Что прелесть? Что уродство? Кто может дать ответ?

Об этом спорят люди уже немало лет.

Их спор продлится вечно. С ответом не спеши…

Всего ценнее сердце и красота души.

5). Решение проблемного вопроса. Стратегия решения проблемы «Распиши слово» из ТРКМЧП (работа выполняется коллективно с помощью учителя) – для сильного класса.

Как трудно красоту увидеть в некрасивом!

Разве не прекрасны жабы?

А внешне такие гадкие…

Судить и о людях только по внешности тоже нельзя:

Она бывает обманчива.

Такие невзрачные порой люди нравственно красивы и чисты.

А почему? Да потому, что всего ценнее сердце и красота души!

XI. Вернёмся к «имени» урока.

Какая … гадость!

- Какое же слово пропущено, исходя из разговора о внешней и внутренней красоте?

( Подсказка: Как называют очень красивый предмет?)

«Имя» урока – Какая прекрасная гадость!

XII. Рефлексия.

Интеллектуальная. Приём «Фраза»:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

(В карточке для рефлексии дети ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока).



XIII. Домашнее задание:

1). Оформить продукт группы по анализу текста произведения в виде таблицы или в форме мультимедиа – презентации.

2). Выполнить творческую работу (одну на выбор):

- сочинение- рассуждение «Какая прекрасная гадость!»

- сочинение- размышление «Красоту увидеть в некрасивом…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!