Конспект урока литературы в 5 классе
по фрагменту из книги Дж. Даррелла «Гончие Бафута».
(ОС «Школа 2100»)
Какая прекрасная гадость!
Тема урока: Человек и те, кто рядом с ним.
«Имя» урока – Какая прекрасная гадость!
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: осмысление понятий внешней и внутренней красоты; развитие умения различать видимость и суть (внешность и характер) на примере произведений Дж.Даррелла, Ю.Дмитриева, Ф.Кривина.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятиями внешней и внутренней красоты;
- организовать работу учащихся по анализу текстов художественного и научного-
популярного стилей;
- способствовать выявлению метафорического смысла текстов.
Воспитательные:
- способствовать формированию эмоционально-оценочного отношения к прочитанному
и ценностносмысловой ориентации учащихся; выражению своего отношения к понятию внешней и внутренней красоты;
- создать условия для приобретения опыта адекватного поведения при работе в группе; для формулирования собственной позиции и её аргументации.
Развивающие:
- развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме);
- совершенствовать мыслительные операции (умение сравнивать, выделять главное,
устанавливать аналогии; обобщать, делать выводы);
- содействовать развитию эмоциональной сферы, осуществлению самоконтроля и самооценки.
Технология: «Диалог культур».
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
формирование восприятия текста как произведения искусства; формирование ценностносмысловой ориентации учащихся; осмысление понятий внешней и внутренней красоты; развитие умения различать видимость и суть (внешность и характер).
Регулятивные УУД: обучение целеполаганию как постановке учебной задачи, самооценке.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации (фактуальной, подтекстовой, концептуальной); структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение пользоваться словарями; восприятие текстов художественного и научного-популярного стилей.
Логические УУД: анализ персонажей и их точек зрения; сравнение с целью выделения признаков; синтез положительных и отрицательных отношений и составление целого из частей – авторского мнения; построение логической цепи рассуждений; доказательства.
Коммуникативные УУД: формирование умений работать в группах; умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, сотрудничать со сверстниками; умение формулировать собственную позицию, аргументировать её.
Средства обучения: распечатанные тексты произведений; инструкции для работы в группах по анализу произведений; дополнительные источники информации о жабах и инструкции по работе с ними; портрет Леонардо да Винчи «Джоконда»; «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля; индивидуальные карточки для самооценки; карточки для взаимооценки; карточки для рефлексии.
ТСО - мультимедийная презентация к уроку; видеоряд жаб; видеоряд уродливых лиц людей.
Ход урока.
Мотивационное начало.
1). Отгадайте загадку:
На лягушку я похожа,
Только в бородавках кожа (жаба).
2). Даётся видеоряд жаб.
- Какие ассоциации возникают при взгляде на эти изображения? Дайте им определение.
(Возможны подсказки: Какая прелесть! Какая гадость!
Жабы как жабы. Ничего особенного.)
Выход на «имя урока».
Какая … гадость!
- Что означает многоточие? (недосказанность, пропуск информации)
- Какое слово-определение пропущено? Предположите.
- Пусть это будет пока загадкой.
Многоаспектный анализ слова «гадость».
1). Работа со словарём.
Гадить – марать, пачкать, грязнить; перен.: портить, пакостить, искажать, делать мерзости.
Гадъ (или гадина)- ползучее животное, пресмыкающееся, противное человеку; земноводное; перен.(бранное): мерзавец, сквернословец.
(В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.
М., Дрофа, 2011. Т.1, стр.339-340)
2). Самостоятельно сформулируйте значение слова «гадость», используя синонимы (гадость – мерзость, пакость, грязь, скверность).
IV. Какая проблема возникает? Сформулируйте проблемный вопрос урока. (Почему не любят жабу?)
- Предположите причины такого отношения (внешний вид, образ жизни…)
V Работа с дополнительными источниками информации
(Работа в группах).
1 группа. Жаба обыкновенная.
2 группа. Бровастая жаба.
3 группа. Суеверия о жабах.
4 группа. Символика жабы.
Задание: используя инструкцию, проведите анализ дополнительных источников информации и найдите сведения, помогающие ответить на вопросы:
- В чём особенность жабы?
- Почему не любят этих земноводных?
VI. Отчёты о работе групп.
1). Выступления представителей групп.
2). Самооценка работы каждого члена группы (в карточке самооценки).
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ:
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было
получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Вывод: информация из дополнительных источников объясняет особенности
жаб, суеверия о жабах и их символику у разных народов, но ответить, почему
не любят жабу, убедительно не смогли.
- Может, в этом нам помогут произведения художественной литературы?
- Самостоятельно определите цель урока. Используйте подсказки – глаголы целеполагания:
Узнать, изучить, познакомиться…
Углубить, расширить, закрепить…
Уметь, научиться, выявить…
VII. Диалог с текстом.
1). Беседа:
- Что значит – провести диалог с текстом? (проанализировать текст)
- Предложите критерии, по которым можно проанализировать текст.
(Тема, основная мысль, герой – характер и поступки…)
- Добавим ещё несколько критериев (название, жанр, место действия, отношение автора)
2). Работа в группах (по 6 человек). Задание: используя инструкцию, проанализируйте текст по указанным критериям. Все необходимые пометки делайте
прямо в тексте.
группа. Д.Даррелл. «Гончие Бафута» (фрагмент главы 1).
2 группа. Д.Даррелл. «Гончие Бафута» (фрагмент главы 1).
3 группа. Ф.Кривин. «Почему вы не любите жабу?»
4 группа. Ю.Дмитриев. «Мой некрасивый друг».
VIII. Диалог текстов
1). Отчёты групп по критериям:
- жанр
- место действия
- внешность героя
- поступки
- отношение окружающих
- позиция автора
- особенность названия.
2). Взаимооценка работы в парах (по 3 пары в группе). Приём «3 П».
Необходимо оценить работу товарища и выставить в карточку взаимооценки оценку по трём критериям:
- выполнил работу правильно;
- выполнил работу полно;
- был активен в группе, помогал другим.
3). Обобщающая беседа по проблемному вопросу «Почему не любят жабу?»
- Каково же отношение автора к жабе? (симпатичны)
- Чем симпатичны жабы? (пользу приносят)
Вывод: непривлекательная внешность противоречит пользе, которую приносят эти
земноводные.
4). Работа с метафорой (метафорический смысл текстов о жабе).
- В сказке «Жаба» Г.Х.Андерсен называет жабу «безобразнейшей из тварей», но при этом высказывает очень важную мысль: «А разве не прекрасно это народное поверье, будто жаба, безобразнейшая из тварей, нередко таит в голове драгоценный камень? И разве не бывает того же с людьми?»
- Действительно ли жабы в анализируемых произведениях похожи на людей? Чем?
Вывод: метафорический смысл произведений о животных в том, что авторы наделяют зверей качествами, свойственными людям, уподобляют животных человеку.
IX. Диалог с произведениями искусства.
- Даётся видеоряд уродливых лиц в изображении Леонардо да Винчи и Квентина Массейса.
- Каково ваше впечатление от увиденного?
- Безусловно, лица безобразны. Но значит ли, что эти люди плохи и их надо презирать?
- Демонстрация портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Можно ли назвать это изображение красивым?
X. Обобщение.
1). Беседа о красоте.
- Как вы понимаете слово «красота»?
- Что мы называем красивым?
- Всегда ли мы вкладываем одинаковый смысл в слова «красота», «красивый»?
2). Работа со словарём.
Красивый-
доставляющий удовольствие взору, слуху, приятный внешним видом, производящий приятное впечатление (красивый цветок)
полный внутреннего содержания, высоконравственный (красивый поступок)
привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный (красивые слова).
3). Работа с высказываниями великих людей о красоте.
- Восстановите пропущенные слова в высказываниях:
А) … души придаёт прелесть даже … телу.
Б) Красота есть во …, но не всем дано это … .
В) Красоту увидеть в … .
(красота, всём, невзрачному, некрасивом, видеть)
- Если вы правильно выполните задание, то получите высказывания Лессинга (А),
Конфуция (Б), Эдуарда Асадова (В). Объясните смысл каждого высказывания.
- Используя словарную статью и высказывания Лессинга, Конфуция, Асадова,
определите, какой человек действительно красив.
Вывод: внутренняя красота проявляется незаметно, её невозможно увидеть невооружённым глазом. Но стоит присмотреться к поступкам, действиям, поведению человека, и сразу станет понятным, что человек действительно красив.
4). Итогом наших размышлений могут стать стихотворные строки:
Что прелесть? Что уродство? Кто может дать ответ?
Об этом спорят люди уже немало лет.
Их спор продлится вечно. С ответом не спеши…
Всего ценнее сердце и красота души.
5). Решение проблемного вопроса. Стратегия решения проблемы «Распиши слово» из ТРКМЧП (работа выполняется коллективно с помощью учителя) – для сильного класса.
Как трудно красоту увидеть в некрасивом!
Разве не прекрасны жабы?
А внешне такие гадкие…
Судить и о людях только по внешности тоже нельзя:
Она бывает обманчива.
Такие невзрачные порой люди нравственно красивы и чисты.
А почему? Да потому, что всего ценнее сердце и красота души!
XI. Вернёмся к «имени» урока.
Какая … гадость!
- Какое же слово пропущено, исходя из разговора о внешней и внутренней красоте?
( Подсказка: Как называют очень красивый предмет?)
«Имя» урока – Какая прекрасная гадость!
XII. Рефлексия.
Интеллектуальная. Приём «Фраза»:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
(В карточке для рефлексии дети ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока).
XIII. Домашнее задание:
1). Оформить продукт группы по анализу текста произведения в виде таблицы или в форме мультимедиа – презентации.
2). Выполнить творческую работу (одну на выбор):
- сочинение- рассуждение «Какая прекрасная гадость!»
- сочинение- размышление «Красоту увидеть в некрасивом…»