Проект урока по литературе (разработчик О.Н. Чеканина)
Предмет: литература
Тема: «Трудно ли быть честным? Размышление о герое – рассказчике по произведению «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева»
Класс: 6класс
Цель: рассмотреть историческую основу и нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева;
Задачи:
- познакомить обучающихся с личностью писателя, его активной гражданской позицией;
- научить определять фабулу произведения;
- воспитать читательскую культуру, навыки публичного выступления и культуру использования информационных ресурсов;
Основное содержание темы, термины и понятия
Содержание темы предполагает:
знакомство с биографией В.П.Астафьева;
осмысленное понимание содержания рассказа «Конь с розовой гривой»;
знание понятий: рассказ, фабула, эпизод;
владение навыками цитирования, выборочного пересказа прозаического текста;
умение использовать Интернет- ресурсы для поиска информации по данной теме;
формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения;
Планируемые результаты
Личностные:
проявление творческого отношения к процессу изучения темы;
осознание нравственной проблемы: легко ли быть честным;
развитие потребности самостоятельного инициативного чтения произведений писателя;
Метапредметные:
Познавательные
Умение:
находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах, оценивать их достоверность;
прогнозировать учебную ситуацию;
устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы о прочитанном или прослушанном произведении ;
преобразовывать информацию в таблицу, схему, текст, рисунок;
Регулятивные
Умение:
работать по предложенному учителем плану;
выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;
формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию;
Коммуникативные
уметь аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;
адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;
формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;
согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации;
Предметные
В познавательной ( интеллектуальной) сфере:
формировать представление о жизни и быте советской деревне в довоенные годы;
знание исторической основы и содержания рассказа;
освоение понятий: рассказ, фабула, эпизод;
В ценностно-ориентационной сфере:
выражать себя, мир своих чувств и представлений в художественном тексте собственного написания.
проявлять творческое видение, создавая ассоциативные образные ряды, связывающие произведения разных видов и жанров искусства.
Организация образовательного пространства: учебник-хрестоматия с текстом рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», словарные карточки: увал, туес-туесок, бадога, заполошная, шаньга, заимка, поскотина, яр.
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер для каждого ученика, выход в ресурсы сети Интернет.
Ресурсы
1. Мемориальный комплекс В.П. Астафьева в Овсянке //http://kraevushka.livejournal.com/264766.html
2.Виктор Астафьев. Другая война.// http://video.yandex.ru/users/marina221084/view/135#
3. Словарь литературоведческих терминов. Автор-составитель © С.П. Белокурова, 2005 г. Электронная версия © А.А. Белокуров // http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0
4. Siberian Archives. Довоенные фотографии Сибири // http://alter.gorod.tomsk.ru/index-1287593311.php
5. 1.Электронные словари // http://www.gramota.ru/slovari/
Предварительное задание: прочитать в учебнике-хрестоматии статью, посвященную жизни и творчеству В.П.Астафьева, рассказ «Конь с розовой гривой», нарисовать портрет героя или один из эпизодов рассказа, найти в семейном архиве фотографии прабабушек и прадедушек в период их детства.
Межпредметные связи: история- СССР, жизнь русской деревни в довоенные годы.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технология изучения темы
Этап 1. Самоопределение к деятельности (целеполагание).
Цель: актуализация читательского опыта и мотивация обучающихся к изучению темы;
Ситуативные задания.
Учитель: В.П.Астафьева называют «совестью нации». Какими достоинствами должен обладать человек, чтобы заслужить такое признание современников? (ответы учеников, в которых дети обращаются к нравственным понятиям) В 2001 году писателя не стало. Но у каждого человека есть возможность обратиться к его произведениям, где Виктор Петрович честно и искренне делится с нами своими сокровенными мыслями, своей правдой.
Задание №1. Можно ли назвать биографию писателя особенной? Почему?
Сиротское голодное детство
Детский дом в Игарке
Шесть классов образования
Ремесленное училище
Фронт, ранения
Тяжелый физический труд
Форма работы: фронтальная
Примерные ответы обучающихся: - В жизни писателя было много тяжелых и трагических моментов, как и в судьбах миллионов советских людей, его современников. Но Виктор Петрович через все испытания проходил достойно, не изменяя главным принципам: честность, порядочность, верность дружбе, уважение и любовь к людям, служение своему народу и Отечеству. Задание №2. Рассмотрите фотографии, сделанные на родине писателя, где бережно хранят память о великом земляке.
1. Мемориальный комплекс В.П. Астафьева в Овсянке //http://kraevushka.livejournal.com/264766.html
Форма работы: индивидуальная.
Задание №3. Ответьте на вопросы. - Можно ли сказать, что В.П.Астафьев был скромным и непритязательным в быту человеком? - Почему писатель спустя сорок лет возвращается к себе на малую родину и не смотря на всероссийскую известность живет там до самой смерти? Форма работы: фронтальная. Задание № 4. Посмотрите фрагмент о детстве В.П. Астафьева из фильма режиссера Андрея Зайцева «Виктор Астафьев. Другая война» (0:2минуты)
Виктор Астафьев. Другая война.// http://video.yandex.ru/users/marina221084/view/135#
Форма работы: фронтальная.
Этап 2.Учебно-познавательная деятельность.
Цель: усвоение понятий рассказ, фабула, эпизод; использование данных понятий в монологическом высказывании на литературную тему;
Учебные задания и методы работы с информацией.
Учитель: Основная тема многих рассказов В.Астафьева – взросление, становление личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой» автобиографичен. В основу легли воспоминания писателя о собственном детстве. «Действие рассказа происходит в первые годы после гражданской войны. Страна была разорена, утомлена войной. Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого – пищи, одежды», - писал В.П.Астафьев.
Задание №1. Рассмотрите документальные фотографии сибирской деревни того периода. (№ 40, 41, 45, 47, 50) Как вы думаете, быт героев рассказа «Конь с розовой гривой» описан В.П.Астафьевым достоверно, честно? - Можем ли мы говорить, что именно так могли выглядеть герои рассказа? Почему?
1. Siberian Archives. Довоенные фотографии Сибири // http://alter.gorod.tomsk.ru/index-1287593311.php
Задание №2. Рассмотрите фотографии из ваших семейных архивов.
- Что вы можете сказать о жизни людей, глядя на эти снимки?
- Что общего можно найти между вами и вашими прабабушками и прадедушками, когда они были примерно в таком же возрасте как и вы, глядя на эти фотографии?
Примерные ответы обучающихся
- Жизнь в этот период была трудной, особенно в деревне. Люди много работали, не хватало самого необходимого – пищи, одежды. Дети помогали взрослым, выращивая овощи, присматривая за младшими братьями и сестрами.
- Да. Потому что В.П.Астафьев в своем произведении правдиво описывает уклад жизни деревни и ее обитателей. Фотографии этого периода помогают нам, живущим в других условиях, представить героев рассказа и понять глубину искренности и честности писателя.
-Несмотря на трудности дети дружили, радовались, вместе играли, переживали горе и счастливые моменты.
Форма работы: фронтальная.
Задание № 3. В.П.Астафьев сохраняет колорит русской народной речи, точно и образно используя диалектные слова и просторечия. Найдите, используя электронный словарь, значение слова из индивидуальной карточки (на каждой карточке указано одно слово)
1.Электронные словари // http://www.gramota.ru/slovari/. (отсутствуют значения слов бадога, заполошная)
Форма работы: индивидуальная.
Задание№4. Объясните значение слов. Проверьте себя, используя таблицу №1.
Таблица №1.
Значение слов
Слово | Лексическое значение |
Увал. | пологий холм, имеющий значительную протяженность |
Заполошная. | суетливая |
Поскотина | пастбище, выгон. |
Бадога | длинные поленья. |
Туесок | берестяная корзина с тугой крышкой. |
Шаньга. | булочка с творогом, ватрушка |
Яр | Крутой край оврага |
Заимка | земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем. |
Форма работы: фронтальная.
Задание №5. Ответьте на вопрос.
- Почему В.П.Астафьев использует жанр рассказа для этой истории?
Примерные ответы обучающихся:
- Рассказ – это малый прозаический жанр, в котором автор ведет речь лишь об отдельном значимом эпизоде из жизни героя.
- Виктор Петрович вспоминает об одном случае из своей жизни, который оставил след в душе навсегда.
Форма работы: фронтальная.
Задание №6. Выпишите определение терминов «эпизод», «фабула», используя материал учебника или электронный словарь.
Форма работы: индивидуальная.
Эпизод- часть литературного произведения, имеющая самостоятельное повествовательное значение.
Фабула (лат. повествование, история) — сюжетная основа художественного произведения, предопределенная литературной традицией расстановка лиц и событий.
1.Словарь литературоведческих терминов. Автор-составитель © С.П. Белокурова, 2005 г. Электронная версия © А.А. Белокуров // http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0
Этап 3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий творческого характера, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, представлять результат своей деятельности.
Ситуативные задания:
Задание № 1. Составьте фабулу рассказа.
Форма работы: в парах, фронтальная
Примерные ответы обучающихся
бабушка посылает героя рассказа за земляникой и обещает ему пряник конем;
рассказ о семье Левонтия;
ребятишки дяди Левонтия и герой рассказа отправляются за земляникой;
развлечения ребят;
возвращение домой;
вранье героя своей бабушке
рыбалка
муки совести героя, рассказ бабушки о своем и его позоре деду.
раскаянье, дедушка пожалел внука и помог ему выйти из невыносимого положения: «Попроси прощенья»
Задание №2. Фабула позволила нам вспомнить последовательность развития событий рассказа. Каким вы представили мальчика? Найдите в тексте описание героя-рассказчика. Охарактеризуйте мальчика, используя следующий план.
Форма работы: индивидуальная
В какой семье рос и воспитывался герой – рассказчик?.
Что привлекало героя в семье Левонтьевых?
Почему герой попадается « на уду» Саньки, и «левонтьевсая орда» вмиг съедает землянику, с таким трудом собранную мальчиком?
Почему герой решил обмануть бабушку?
Как герой относится к своим поступкам?
Примерные ответы обучающихся.
- Герой рассказа – мальчик. Он живет с бабушкой, которая воспитывает его в строгости и труде. Дедушка время от времени приезжает к ним с заимки, и это большая радость для мальчика. Он старательный, добросовестный, ответственный, знает цену труду. Так воспитали его в семье. Эти качества ярко проявляются в сцене сбора земляники. Особенно в сравнении с поведением «левонтьевских» ребятишек, которые являются его друзьями.
- Семья соседей привлекала мальчика, потому что в ней много детей, всегда было шумно и весело. Нравилось мальчику, что его угощали конфетами и жалели, так как он был сирота.
- Но именно они подтолкнули мальчика к обману и воровству, а у него не хватило душевных сил и стойкости им противостоять. Он попался «на уду» Саньки, когда тот начал его поддразнивать. Герой переживает, ему трудно отступить от того, чему учила его бабушка.
- Он решает ее обмануть и в туесок накладывает травы, а сверху ягоды. Так невольно он делает бабушку обманщицей, которая продает эти ягоды. Один дурной поступок влечет за собой следующий. Мальчику страшно признаться, он боится наказания и хочет избежать неприятностей.
- Герой понимает, что он поступил плохо, его мучает совесть за свое «злодейство». «И зачем я так сделал?...Вон как хорошо было жить!»
Задание №3. Какие эпизоды рассказа отображены в рисунках ребят? (работы шестиклассников можно представить в виде презентации, предварительно их отсканировав)
Пересказ эпизода (сбор земляники, рыбалка, муки совести героя)
Форма работы: фронтальная
Примерные ответы обучающихся:
- «Я брал старательно», мальчик не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, «не набрал полную посуду». «Левонтьевские» же ленивые. Старший брат «надавал пинков» брату и сестре за то, что они «жрали» ягоды. Автор использует глаголы: валяются, подскочил, взвыл, кинулся, раздавили, бьются.
- Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастирует с миром обмана, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у «левонтьевских». Автор не случайно показывает взаимоотношения человека и природы, т.к. считал эти отношения показателем духовности и самым главным критерием нравственной оценки человека. «Неразумный человек, уродуя природу, и сам несет нравственный урон»,- писал В.Астафьев.
- Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем позоре и его дедушке. Что из-за него она невольно обманула покупателя. Мучительный стыд не дает мальчику показаться на глаза людям, вызывает мысль о смерти как единственном спасении от позора. Напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел внука, и накопившиеся слезы, слезы раскаяния, «хлынули безудержно». Дед помогает внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощения…».
Этап 4. Диагностика качества освоения темы.
Цель: понимание обучающимися нравственных категорий: честность, искренность, раскаяние, милосердие, доброта.
Задание №1. Как вы понимаете смысл названия рассказа?
«Столько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».
Форма работы: фронтальная
Примерные ответы обучающихся:
- Этот случай повлиял на всю дальнейшую жизнь мальчика, стал важным этапом взросления. Он понял, что поддавшись чужому влиянию можно совершить плохой поступок, что очень трудно признаться в содеянном, а душевное раскаяние мучительно. Но именно раскаяние, сожаление о поступке и помощь родного человека помогают ему найти ответ на вопрос: трудно ли быть честным? Нельзя даже ради достижения самой желанной мечты (дивного коня с розовой гривой) врать и совершать безнравственные поступки.
- Бабушка верила в мальчика, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание.
- Пройдя сквозь это испытание, герой-рассказчик сделает правильный нравственный выбор в любых жизненных испытаниях.
Задание №2. Как вы думаете, почему Виктор Петрович адресовал вам эти строки: «Хочу чтобы загорелись ребята интересом к слову…, чтоб не про - ходили литературу, а про – чувствовали, про – думывали…»
Форма работы: фронтальная
Примерные ответы обучающихся
- В.П.Астафьев пишет о случае из своей жизни. Пишет честно, искренне, помогая читателю почувствовать, как важно проявлять стойкость и душевную силу на пути к своей заветной мечте. Помнить, что из самых сложных житейских обстоятельств всегда есть выход - это честность, искренность, милосердие, доброта и бескорыстная любовь. Это мы сможем понять, если будем «про-чувствовать, про-думывать» вместе с автором судьбу и поступки героя литературного произведения, а «не проходить литературу».
Задание №3. Посмотрите фрагмент «завещание В.П. Астафьева» из фильма режиссера Андрея Зайцева «Виктор Астафьев. Другая война» (с 37.18:37.57) 1.Виктор Астафьев. Другая война.//
http://video.yandex.ru/users/marina221084/view/135# Задание №4. Д/З Сочинение на морально-этическую тему «Легко ли быть честным?»
Форма работы: индивидуальная.
Этап 5. Рефлексивная деятельность.
Цель: научить школьника соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.
Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы:
Задание №1. Ответьте на вопрос.
- Легко ли быть честным?
Задание №2. Фотография деревенских детей 30-х годов и фотографии учеников - участников урока.
- Что общего можем мы увидеть в этих фотографиях?
(дети примерно одного возраста: не смотря на различия в одежде, условиях жизни, исторических эпохах, общим является прекрасная пора, которая никогда не повторится – детство, когда остро чувствуешь и учишься понимать, что хорошо, а что плохо)
- Какие рисунки вы рекомендуете разместить на школьном сайте?
- Назовите выступления, ответы одноклассников, которые вам запомнились. Аргументируйте свой выбор.
Список используемых сайтов и литература.
1. Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края // http://www.kraslib.ru/
2. Мемориальный комплекс В.П. Астафьева в Овсянке //http://kraevushka.livejournal.com/264766.html
3.Виктор Астафьев. Другая война.// http://video.yandex.ru/users/marina221084/view/135#
4. Siberian Archives. Довоенные фотографии Сибири // http://alter.gorod.tomsk.ru/index-1287593311.php
5.Электронные словари // http://www.gramota.ru/slovari/
11