Конспект урока математики во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века».
Тема: Умножение числа 5.
Цели педагогической деятельности | Создать условия для самостоятельного составления таблицы умножения числа 5 и на 5 и применения полученных знаний в решении текстовых арифметических задач на умножение. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. |
Задачи урока | 1. Обучающие: ознакомить учащихся с таблицей умножения числа 5 и на 5 . Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. 2. Развивающие: способствовать формированию умения применять составленный алгоритм деятельности в изучении блока «Табличное умножение однозначных чисел», развивать вычислительные навыки учащихся. 3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников, формировать положительное отношение к учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки |
Тип урока | Урок «открытия нового знания» |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Составлять таблицу умножения числа 5, совершенствовать вычислительные навыки, прогнозировать результат вычисления, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений Метапредметные: Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию отличать новое от уже известного, добывать новые знания. Регулятивные: учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать свои действия в связи с поставленной задачей; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий; работать с информацией, представленной в разных формах. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре, группе; формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: формировать положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику, развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний. |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая |
Методы: | практический, проблемный, частично-поисковый, словесный. |
Техническое оборудование | Компьютер, интерактивная доска |
Наглядные пособия | Ёлочка (рисунок на плоскости), картинки ёлочных игрушек на магнитах |
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
1.Введение в деловой ритм
- Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Прибавляю, отнимаю, умножаю и делю.
Математику я знаю и поэтому люблю.
-А вы ребята знаете математику? Любите?
-Готовы к работе?
-Начнём урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка!
2. Минутка чистописания.
Отгадайте-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
-О каком месяце говорится в этой загадке? (Декабрь)
-Откроем тетради и запишем число. И перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам вопрос.
- Ответьте: а число 15 встречается в изученном нами табличном умножении? (да, 3*5=15)
-Для чего нам нужны минутки чистописания? (для правильного написания цифр)
-А кто знает, сколько дней в декабре? (31)
-Какое это число? (двузначное)
-Сколько десятков в данном числе? Единиц?
-При помощи, каких цифр можем записать данное число? (3,1) Запишите.
-Назовите следующее за ним число (32) предыдущее (30)
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном действии
1.Устный счёт.
А теперь, ребята, двигаемся дальше. И нас ждёт Блиц-опрос:
-Как работаем во время Блиц-опроса? (быстро, поднимаем руку, не кричим)
*Сколько вершин у треугольника? (3)
*Как называются числа при сложении? (слагаемые)
*Какое надо выполнить действие, чтобы узнать, на сколько одно число больше другого? (вычитание)
*Как называется результат, полученный при сложении? (сумма)
*А при вычитании? (разность)
*Как называется фигура, имеющая начало, но не имеющая конца? (луч)
*Какое самое большое однозначное число, двузначное? (9) (99)
*Что такое периметр? (Сумма длин сторон многоугольника)
*Как называется четырехугольник, у которого все стороны равны? (квадрат)
И у вас на партах у каждого тоже – квадрат. Вычислите, пожалуйста, каждый периметр своего квадрата.
(Работа в парах)
Чему равен периметр квадрата?
А как вы нашли периметр квадрата?
Сколько сторон у квадрата?(4)
А какие стороны? (одинаковые)
А каким действием можно было заменить действие сложение? (умножением)
III. Постановка темы урока и задач.
1.Постановка проблемы.
А можно найти периметр пятиугольника, у которого все стороны одинаковые тоже действием умножения? (можно)
IV. Реализация построенного проекта
Чему будет равен периметр пятиугольника, если его стороны будут равны 6 см?
2. Тема урока, цели.
Сегодня мы продолжаем знакомство с таблицей умножения.
Как вы думаете, какая тема урока? («Умножение числа 5 и на 5)
Какие цели поставим перед собой? (Составить, записать таблицу умножения на 5 и научиться её использовать)
- Опираясь на свои знания, составьте самостоятельно таблицу умножения числа 5. Работать будете в парах. (Работа в парах)
- Давайте вспомним правила работы в парах (Слайд)
- Сколько будет 5 х 1? Как получили?
- Сколько будет 5 х 2? Как получили?
- Сколько будет 5 х 3? Как получили?
- Сколько будет 5 х 4? Как получили?
- Что заметили в таблице?
Пред тобой – пятерка братьев.
Дома все они без платьев,
А на улице зато
Нужно каждому пальто.
Эти братья и помогут нам сегодня в счете.
Как с помощью этих братьев можно проиллюстрировать каждый случай умножения?
○○○○○ 5∙1=5 (поднять 1 руку)
○○○○○ 5∙2=10 (поднять 2 руки, сцепить над головой – «десяток»)
○○○○○ 5∙3=15 (поднять 3 руки – как?) уч-ся объединяются в пары
○○○○○ 5∙4=20 …
○○○○○ 5∙5=25 …
○○○○○ 5∙6=30 …
○○○○○ 5∙7=35 …
○○○○○ 5∙8=40 …
○○○○○ 5∙9=45 …
○○○○○ 5∙10=50 …
V. Физминутка
VI. Исследование таблицы умножения.
-А теперь ребята давайте посмотрим на ответы.
Поищем закономерности, ключики к лучшему запоминанию таблицы.
Посмотрите внимательно и скажите, что интересного вы увидели?
Закономерности:
Первый множитель неизменный.
Второй множитель увеличивается на 1.
Произведение увеличивается на 5 (сверху вниз, а снизу вверх уменьшается на 5).
Все произведения (кроме первого) двузначные числа.
При умножении 5 на чётное число произведение оканчивается нулем, на нечетное число 5.
При умножении 5 на 5 слышится рифма, волшебные слова.
Проговорить: 5х5=25
Итак, ребята, достигли мы поставленной цели?
А теперь наша задача состоит в том, чтобы научиться на практике использовать таблицу и запомнить её, насколько это возможно!
Давайте запишем таблицу в тетради, но я вам предлагаю записать только 5 примеров, почему? (остальные примеры нам знакомы из других таблиц, а почему не берём умножение на 1, умножение на10?)
5∙5=25
5∙6=30
5∙7=35
5∙8=40
5∙9=45
VII . Первичное закрепление
- Ну, а раз у нас декабрь, у нас есть повод порадоваться и улыбнуться. Какой приближается праздник? Любимый праздник взрослых и детей? (Новый год)
- И кого мы все ждем в гости? (Деда Мороза)
–Дед Мороз приготовил нам сюрприз. Он принес нам елочку, ведь скоро Новый год и новогодние шарики, чтобы мы помогли украсить елочку. Но шарики упакованы в коробки. В одной коробке 2 ряда по 5 шариков, во второй: 3 ряда – по 5 шариков. Сколько всего игрушек принес Дед Мороз?
-Что у нас получилась? (задача)
-Докажите, что это задача? (условие и вопрос, решение и ответ)
-Кто скажет условие задачи? Вопрос?
-Сразу сможем ответить на вопрос задачи? (нет)
-Почему? (не знаем, сколько всего игрушек в каждой коробке)
-А можем найти, сколько всего игрушек в каждой коробке? (да)
-Каким действием? (умножением)
-Кто сможет самостоятельно решить задачу?
-Кто не сможет, решаем вместе со мной.
1) 2∙ 5 = 10 (ш)
2) 3∙ 5= 15 (ш)
3) 10+15= 25 (ш)
Ответ: 25 шаров.
-Проверим!
-Но шары не простые, а с сюрпризом! (на шарах примеры на умножение и деление)
-Украшаем елочку!
VIII . Итог урока. Рефлексия.
Беседа по вопросам:
- Какие цели ставили в начале урока?
- Сумели их достичь?
- А могут ли эти знания где-нибудь пригодиться?
- Над чем вам ещё нужно работать?
-А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке.
- Кому было на уроке легко и всё понятно, то пусть повесит на елочку - белую снежинку.
- Если что-то не поняли на уроке, и надо поработать дополнительно - синюю снежинку.
- Кому было трудно на уроке, и надо подойти к учителю за помощью- то желтую снежинку.
-Спасибо за урок! Вы все сегодня хорошо работали. Но, а если кто-то и испытывает затруднения по данной теме, то в процессе работы мы преодолеем с вами все трудности.
–Какая замечательная елочка у нас получилась. Огромное спасибо вам за работу.