Конспект урока
русского языка
по ФГОС
ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ «ЯСШ №12 с углубленным изучением иностранных языков» Мамонтова Евгения Александровна.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Использован материал:
1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.
В 2 Ч. / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская,
А. Г. Нарушевич]. − 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 286 с.
2. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для общеобразовательных организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. −
2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2015. – 191 с.
Формы работы обучающихся: фронтальный опрос, работа в группах, самостоятельная работа.
Цель урока: формирование умений точно определять лексическое значение однозначных и многозначных слов.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова».
2. Усвоить материал об однозначных и многозначных словах.
3. Усвоить понятие «словарная статья».
Развивающие:
1. Закрепить умение определять лексическое значение слова и слово по его лексическому значению.
2. Сформировать умение пользоваться словарём.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию внимательности, усидчивости, любви к русскому языку.
2. Создавать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, толерантности, умение работать коллективно и в паре.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знать определение понятий «однозначные и многозначные слова».
2. Уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте.
Метапредметные:
Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные: уметь отличать новое от уже известного, делать выводы.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе.
Личностные:
1. Планировать и выполнять поставленные задачи.
2. Стремиться к взаимопониманию на основе общего интереса и уважения.
3. Формировать интерес к русскому языку и родной культуре, осознавать эстетическую ценность русского языка.
Ход урока
I этап. Организационный.
Цель этапа: мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будет старательно,
Слушать будем внимательно.
II этап. Актуализация знаний и постановка цели. Цель этапа: создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока.
- Послушайте стихотворение А. Шибаева «Лисичка» (название стихотворения не читает)
Доброй летней порой
Бродили по лесу с сестрой.
Хоть устали от ходьбы –
В кузовах у нас грибы.
Вдруг мне крикнула сестричка:
– Глянь, под елкою лисичка!
Я от елки – без оглядки,
Заблестели только пятки.
Я от страха онемел,
В стороне за пень присел.
Громко сердце бьется,
А сестра смеется:
– Нас не съест она, поверь,
То грибок такой, не зверь.
- О чем говорится в стихотворении?
- А сколько лексических значений имеет здесь слово лисичка?
- Какие еще значения этого слова вы знаете? (При ответе на вопрос можно воспользоваться толковым словарем).
- Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений, многозначные слова).
- Чему мы должны сегодня научиться?
III этап: Решение учебной задачи (открытие нового знания). Цель этапа: побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умения преобразовывать информацию.
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках?
- Что такое лексика?( словарный состав языка)
- Что такое лексикология? (раздел науки о языке, который изучает лексику)
- Что выражает лексическое значение слова?(содержание)
- Что выражает грамматическое значение слова? (форма)
Молодцы.
Вопросы:
- Какой кнопкой нельзя приколоть бумагу к стене?
- Какую грушу нельзя съесть?
- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?
- Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.
(Например, канцелярская прикалывает бумагу к столу или стене. Кнопка звонка служит для того, чтобы на неё нажимать. Тогда раздастся мелодия или гудок. Кнопка на платье или другой одежде служит застёжкой; сладкая груша (фрукт), боксерская груша)).
- При затруднении можно обратиться к толковому словарю.
IV этап. Первичное закрепление. Цель этапа: организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения.
Учитель организует работу по первичному закреплению нового знания
Игра « Узнай слова»
1. Подземная часть растения; часть зуба (Корень);
2. Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке,
А называются (Иголки)
3.Часть предмета за которую берутся; письменная принадлежность (Ручка)
4. Право, я прическа – чудо
Заплети меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом (Коса)
5.Испорченная продукция; союз между мужчиной и женщиной (брак)
-Какие слова мы записали? Почему?
- Дети, сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное.
Вывод: многозначное – слово, имеющие несколько ЛЗ, однозначное – одно.
Работа с Толковым словарём
Форма организации деятельности обучающихся: по группам (карточки)(по вариантам: работа с толковым словарём. Определить, однозачными или многозначными являются слова:1вариант -горячий; 2 вариант -золотой). Выводы.
- Как значения многозначного слова помещаются в словарной статье?
- Найти в школьных толковых словарях однозначные и многозначные слова, привести примеры.
Игла, -ы, мн. иглы, игл, ж. 1. Инструмент для шитья. Швейная игла. 2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы. 3.Обычно во мн. ч .Колючки на теле животных. Иглы ежа.
Вывод: 1) разные ЛЗ многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье; 2) разные ЛЗ многозначного слова нумеруются подряд.
-Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (по Толковому словарю)
3. Найти в словаре 3 многозначных слова, составить с ними словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово.
Физкульминутка
- Давайте немного отдохнем.
Буратино потянулся,
Встал на ножки, повернулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключ он не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
- Случайно ли мы выбрали такую физминутку?
- Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (Предположения детей).
- Что искал Буратино? (Ключ).
- Это слово однозначное или многозначное? Докажите.
V этап. Самостоятельное осмысление. Цель этапа: организовать учащихся на самостоятельное пошаговое выполнение заданий нового типа, на самопроверку по эталону (образцу).
1) Распределите на 2 группы слова: с однозначным лексическим значением и многозначным лексическим значением. Для выполнения используйте Толковый словарь учебника стр.175-184.
Айсберг, число, кабинет, озимь, маяк, поземка, шарада, окончание, проталина, аршин.
Распределите слова в тетрадях (проверка с таблицей на доске или слайдом презентации)
2) Предлагаю вам тесты двух уровней: 1-ый тест для тех, кто сомневается; 2-ой тест для тех, кто уверен в себе.
- В тесте №1 уже имеются вопросы и есть часть ответа, вам надо подобрать недостающее слово и найти правильный ответ.
- В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.
- Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать. Удачи!
(Работа в парах, тестовые задания на отдельных карточках).
Тест №1
1. Подчеркни однозначное слово.
Пурга, корень, лисичка ………….
2. Подчеркни многозначное слово.
Снеговик, земля, буква ……….
3. Отметь +, многозначные слова:
- имеют одно значение;
- имеют много значений;
- имеют одинаковые корни.
4. Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь + .
- однокоренные;
- однозначные;
- многозначные.
Тест №2
Закончите предложения:
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется…………. (лексика);
2.Любое слово имеет……значение
3.Смысл, который подразумевает говорящий при произнесении слова, называется……….. (лексическим значением);
4.Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются……….. (однозначными);
5.Слова, которые имеют два или более лексических значений, называются………… (многозначными).
(Правильные ответы на доске или слайде)
VI этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Цель этапа: организовать действия по обобщению изученного, нацелить на работу творческого характера.
Знать отличия однозначных слов от многозначных (стр. 72), выполнить в тетради упр.155.
VII этап: Рефлексия. Подведение итогов. Цель этапа: помочь учащимся осознать результаты деятельности.
Дети анализируют деятельность по достижению цели для себя (самооценка), товарищем (взаимооценка), всем классом.
Учитель подводит итоги совместной и индивидуальной работы учеников.
- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).
- Выполнили ли мы её?
- Наш урок подошёл к концу. Опираясь на слайд, подведите итоги урока.
Каждому учащемуся предоставляется возможность поделиться своими впечатлениями об уроке, рассказать о своих «открытиях» и достижениях. Для построения своих высказываний учащиеся используют начало предложений из слайда.
Учитель комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, благодарит за активную работу, раздает памятки по теме.