Актуализация знаний | - Путешественники на Руси всегда были в особом почете, вспомним слова Пушкина: Ой вы гости, господа, Долго ль ехали, куда? Ладно за морем иль худо И какое в свете чудо? -Давайте посмотрим на слайд и вы мне скажете, что на нём изображено. Слайд 2 - Ребята, давайте вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке? -Сегодня мы продолжим с вами говорить о Золотом кольце России. - Почему же кольцо и почему золотое? - С древних времен кольцо является символом единства и постоянства, поэтому молодожены на свадьбе обмениваются колечками. - С давних пор золото - символ богатства и знатности, так как это очень редкий драгоценный металл и до сих пор золотой запас казны государства - показатель его силы и могущества. Золото – один из самых ковких металлов, поэтому украшения, сделанные из него очень изящны и затейливы. -Перечислите города, входящие в Золотое кольцо России. - У каждого на партах лежит карта Золотого кольца России, в ходе урока мы вместе будем заполнять те города, с которыми познакомились. -С какими городами вы познакомились на прошлом уроке? -Впишите эти города в карту в правильной последовательности: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич. Слайд 3 - Давайте проверим, как хорошо вы знаете эти города. У вас на столах листочки. Я вам буду называть факт о каком-то городе Золотого Кольца России, с которыми вы уже познакомились. Ваша задача узнать этот город и записать его название. 1. Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом». 2.Этот город назван в честь святого Сергея Радонежского 3.Этот город ещё в древние времена с уважением называли Великим. 4.Этот город, как и Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Обменяйтесь листочками с соседом по парте, на слайде (слайд 4) вы увидите в какой последовательности, должны быть записаны города. Около каждого города поставьте «+», если он определен правильно, если не правильно то поставьте «- ». Посчитайте количество плюсов. Поставьте оценку своему соседу в соответствии с критериями, которые вы видите на слайде. «5»- 5 плюсов «4»- 4 плюса «3» - 3 плюса «2»- 2-1 плюса -Кто, какие результаты получил после проверки самостоятельной работы? -Какие ошибки вы допустили? -Сделайте выводы. | -Карта с городами Золотого кольца России. -Золотое кольцо России. -Потому что это старинные города России расположенные в форме кольца. -Москва, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Иваново, Суздаль, Владимир. - Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич. -Углич. -Сергиев Посад. -Ростов. -Переславль-Залесский. Ответы детей. Ответы детей. -Нужно ознакомиться ещё раз с описанием городов: Углич, Сергиев Посад, Ростов, Переславль-Залесский. | Регулятивные: оценивание правильности своих знаний и ответов. Коммуникативные: умение воспринимать речь учителя; высказывание своего мнения и формулирование ответа. |
Самоопределение к деятельности Работа по теме урока. | - Как вы думаете, мы со всеми городами Золотого Кольца России познакомились? - Значит, чем мы займемся сегодня? -Какую цель мы поставим перед собой? Слайд 5. -Хорошо, предлагаю открыть учебник на странице 88, на каком городе вы остановились на прошлом уроке? -Итак, начнём наше путешествие с города Ярославль. Ах ты, батюшка, Ярославль город! Ты хорош, пригож, на горе стоишь, На горе стоишь ты во всей красе… слайд 6 -Кто хочет прочитать описание г.Ярославля в учебнике на странице 89? -Кем был основан данный город? Слайд 7. Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль. -Почему Ярославль называют родиной русского театра? Портрет Волкова и театр слайд 8. В городе Ярославль знаменита Церковь Ильи Пророка слайд 9, которая является притягательной достопримечательностью даже при однодневном посещении города. Церковь стала одним из главных архитектурных сооружений города и центром административной площади Ярославля. Это настоящая сокровищница древнерусского искусства, над ее внутренним и внешним убранством работали лучшие мастера своего времени. -Возьмите свою карту и впишите в неё г.Ярославль. слайд 10. - Какой город будет следующим? Посмотрите на слайд 11, на нем вы видите план города Костромы, также его вы можете видеть в учебнике, на странице 91. На что он похож? -Кто хочет прочитать описание г.Костромы в учебнике на странице 90? - На плане города видно, что улицы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые Ряды. Слайд 12. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось свое место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды и т.д. -В этом городе построен памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину — монумент, воздвигнутый в Костроме в 1851 году в честь легендарного подвига во время Смутного времени. Слайд 13. Свой подвиг Иван Сусанин совершил в 1613 году после позорного десятилетия Смутного времени. Именно русский крестьянин спас Михаила Федоровича, с царства которого началось 304-летнее правление династии Романовых. За три века Россия из царства Московского превратилась в крупнейшую Российскую Империю. - Сейчас я вам предлагаю посмотреть видео-справку. После просмотра приготовьтесь ответить на вопрос «Кем и года был основан город Кострома?» Просмотр видео (0:00- 0:42) https://youtu.be/uVk8vzgi8qY -Кем и когда был основан город? Слайд 14. -О каких достопримечательностях говорится в данном видеоролике? Слайд 15, 16, 17 -Возьмите свою карту и впишите в неё г.Кострома. слайд 18 Отправляемся в следующий город, который называется Плёс. (Показываю на карте) слайд 19 -Свое название этот город получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс - это город художников. Мы обязательно увидим их здесь за работой. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Город не может похвастаться большим количеством исторических памятников. Зато навеки прославлен Плёс певцом русской природы - художником Исааком Ильичем Левитаном, создавшим здесь около двухсот картин и этюдов, украшающих Третьяковскую галерею и Русский музей: «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой Плес», «Над вечным покоем» и другие. Слайд 20. Памятник Исааку Левитану -художнику установлен на величественном, словно волжский берег, постаменте. Он расположен неподалёку от дома-музея. Картины, которого представлены на слайде. Сейчас в городе открыт музей И.И. Левитана. - Возьмите свою карту и впишите в неё г.Плёс. слайд 21. -А теперь мы в городе Иваново. Предлагаю вам посмотреть короткое видео про данный город и после ответить на мои вопросы. Видеоролик (0:42-1:26) https://youtu.be/uVk8vzgi8qY -Производством чего популярен данный город? -Правильно, г.Иваново часто называют «текстильной столицей России», «ситцевым краем» не просто так, ведь именно нам производят красивые ткани. -О каком символе г.Иваново идёт речь? -О каких достопримечательностях г.Иванова идёт речь в данном видео? -Одно из любимых мест отдыха жителей Иванова – площадь в центре города, которая носит имя А.С.Пушкина. слайд 22 -Возьмите свою карту и впишите в неё г.Иваново. слайд 23 -Следующий пункт нашего маршрута- город. Суздаль. Предлагаю вам посмотреть короткое видео про данный город и после ответить на мои вопросы. Видеоролик (1:26-1:40) https://youtu.be/uVk8vzgi8qY -Как называют город Суздаль? -Почему? -Действительно, также, в городе есть знаменитый музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева- церкви, избы, мельница. Слайд 24 -Возьмите свою карту и впишите в неё г.Суздаль. слайд 25 -Последний город, который мы с вами сегодня посетим- город Владимир. Предлагаю вам посмотреть короткое видео про данный город и после ответить на мои вопросы. Видеоролик (1:40-2:11) https://youtu.be/uVk8vzgi8qY -О каких достопримечательностях г.Владимира идёт речь в данном видео? Слайд 26. -В каком году и кем был основан город? Слайд 27. -Также, в этом городе есть знаменитый Дмитриевский собор, на стенах которого несколько сотен удивительных резных изображений. Слайд 28. -Возьмите свою карту и впишите в неё г. Владимир слайд 29. | -Нет. -Будем продолжать знакомство с городами Золотого Кольца России. -Познакомиться с древними городами России, входящих в Золотое кольцо; -узнать об их достопримечательностях. -на городе Ярославле. Читают описание в учебнике. -Князем Ярославом Мудрым. -Потому что Фёдор Григорьевич Волков создал первый в России общедоступный театр. -На веер. Читают описание. -1152 год, Юрием Долгоруким. -Ипатьевский и Богоявленский монастыри, Церковь Воскресения Христова на Дебре, Церковь Рождества Христова на Городище, Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, церковь спаса-преображения за волгой. -Ткани. -Дом в форме корабля. -О Купеческих домах в центре города. -Городом музеем. -В нём находится более 200 памятников, архитектур, памятников, монастырей, храмов. -Успенский собор и Золотые ворота. -Владимиром Мономахом в 1108 году. | Регулятивные: умение ставить перед собой цель; планирование реализации целей; оценивание правильности своих знаний и ответов. Коммуникативные: умение воспринимать речь учителя; высказывание своего мнения и формулирование ответа. |
Работа по теме урока | -Ребята, предлагаю вам выполнить задание в группах. - Для начала давайте вспомним правила работы в группе. Слайд 30. Учитель делит класс на 6 групп. Каждой группе нужно решить кроссворд и пронумеровать достопримечательности городов в соответствии с их номером в кроссворде. Учитель раздаёт распечатанные достопримечательности детям и сам кроссворд. После выполнения ответственный группы будет выходить к доске, читать описание города или достопримечательности, его название и подходящую картинку. Кроссворд «Золотое кольцо России» 1.Широкая часть реки между двумя изгибами. 2.В этом городе есть знаменитый музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева- церкви, избы, мельница. 3.В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота, а также в этом городе есть знаменитый Дмитриевский собор, на стенах которого несколько сотен удивительных резных изображений. 4.Название города произошло от слова «угол». 5.Главный монастырь России. 6.Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. 7.Этот город ещё в древние времена с уважением называли Великим. Ответы. 1. Плёс музей имени И. Левитана. 2. Суздаль музей деревянного зодчества. 3. Владимир 4. Углич 5. Лавра 6. Финифть 7. Ростов | 1.В группе должен быть ответственный. 2. Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие – слушают. 4. Своё несогласие высказывай вежливо. 5. Если не понял, переспроси. Выступления детей, обсуждение ответов. | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулировка проблемы; осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: умение ставить перед собой цель; планирование реализации целей; оценивание правильности своих знаний и ответов. Коммуникативные: умение воспринимать речь учителя; высказывание своего мнения и формулирование ответа; планирование учебного процесса. |