СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Окружающий мир в 3 А классе на тему: "Золотое кольцо России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Окружающий мир в 3 А классе на тему: "Золотое кольцо России"»

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»





Технологическая карта урока

Окружающий мир,

проведённого в 3 А классе МБОУ «НОШ № 19»

студенткой 3 курса группы А

Кударовой Руминой Зиямеденовной





Проверили:

__________ Сибгатуллина А.И., учитель 3 А класса

__________ Ванюшина Е. Е., методист ГАПОУ АО «АСПК»

__________ Отметка за урок





Астрахань, 2022

Класс: 3

УМК «Школа России»

Учебник: Плешаков А. А. «Окружающий мир»

Тема: «Золотое кольцо России»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: сформировать у учащихся представления о древних русских городах Золотого кольца.

Задачи:

1)Образовательная: Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.

2)Воспитательная: Способствовать воспитанию интереса к истории Родины.

3)Развивающая: Способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся, развитию речи, памяти, мышлению, воображению, умению слушать.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника, умение оценивать свои действия, развивать мотивацию учащихся.

  2. Предметные: познакомятся с достопримечательностями русских городов, входящих в золотое кольцо России.

  3. Метапредметные:

Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предлагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором»; отделять новое от известного; выделять главное, составлять план;

  • Договариваться с людьми: выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.


Ресурсы: Плешаков А. А. «Окружающий мир», образец для самопроверки заданий, раздаточный материал.


Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, школьная доска, настольная веб-камера, раздаточный материал.

















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Румина Зиямеденовна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

Сегодня мы с вами продолжим наше небольшое путешествие.

- Как вы думаете, а что такое путешествие?

Слово «путешествие» состоит из двух слов путь и шествие. Что обозначает идти по пути.

-Как вы думаете, а на чем можно путешествовать?

Что за чудо – белый дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином! (Автобус.) слайд 1.

–Правильно, это школьный автобус поможет нам совершить путешествие.

Приветствуют учителя.



Ответы детей.




-На автобусе, самолёте, машине, автобусе, поезде.






-Автобус

Регулятивные:

организация рабочего места.

Личностные:

эмоциональный настрой на работу.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя.

Актуализация знаний

Путешественники на Руси всегда были в особом почете, вспомним слова Пушкина:

Ой вы гости, господа,

Долго ль ехали, куда?

Ладно за морем иль худо

И какое в свете чудо?

-Давайте посмотрим на слайд и вы мне скажете, что на нём изображено. Слайд 2


- Ребята, давайте вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

-Сегодня мы продолжим с вами говорить о Золотом кольце России.

Почему же кольцо и почему золотое?





- С древних времен кольцо является символом единства и постоянства, поэтому молодожены на свадьбе обмениваются колечками.

- С давних пор золото - символ богатства и знатности, так как это очень редкий драгоценный металл и до сих пор золотой запас казны государства - показатель его силы и могущества. Золото – один из самых ковких металлов, поэтому украшения, сделанные из него очень изящны и затейливы.

-Перечислите города, входящие в Золотое кольцо России.


- У каждого на партах лежит карта Золотого кольца России, в ходе урока мы вместе будем заполнять те города, с которыми познакомились.

-С какими городами вы познакомились на прошлом уроке?


-Впишите эти города в карту в правильной последовательности: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич. Слайд 3


- Давайте проверим, как хорошо вы знаете эти города. У вас на столах листочки. Я вам буду называть факт о каком-то городе Золотого Кольца России, с которыми вы уже познакомились. Ваша задача узнать этот город и записать его название.

1. Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом».

2.Этот город назван в честь святого Сергея Радонежского

3.Этот город ещё в древние времена с уважением называли Великим.

4.Этот город, как и Москва, был основан князем Юрием Долгоруким.

Обменяйтесь листочками с соседом по парте, на слайде (слайд 4) вы увидите в какой последовательности, должны быть записаны города. Около каждого города поставьте «+», если он определен правильно, если не правильно то поставьте «- ».

Посчитайте количество плюсов.

Поставьте оценку своему соседу в соответствии с критериями, которые вы видите на слайде.

«5»- 5 плюсов

«4»- 4 плюса

«3» - 3 плюса

«2»- 2-1 плюса

-Кто, какие результаты получил после проверки самостоятельной работы?

-Какие ошибки вы допустили?

-Сделайте выводы.







-Карта с городами Золотого кольца России.


-Золотое кольцо России.



-Потому что это старинные города России расположенные в форме кольца.










-Москва, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Иваново,

Суздаль, Владимир.












- Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич.








-Углич.

-Сергиев Посад.

-Ростов.

-Переславль-Залесский.




















Ответы детей.


Ответы детей.


-Нужно ознакомиться ещё раз с описанием городов: Углич, Сергиев Посад, Ростов, Переславль-Залесский.

Регулятивные:

оценивание правильности своих знаний и ответов.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя; высказывание своего мнения и формулирование ответа.

Самоопределение к деятельности
















Работа по теме урока.

- Как вы думаете, мы со всеми городами Золотого Кольца России познакомились?

- Значит, чем мы займемся сегодня?



-Какую цель мы поставим перед собой?

Слайд 5.





-Хорошо, предлагаю открыть учебник на странице 88, на каком городе вы остановились на прошлом уроке?

-Итак, начнём наше путешествие с города Ярославль.

Ах ты, батюшка, Ярославль город!

Ты хорош, пригож, на горе стоишь,

На горе стоишь ты во всей красе… слайд 6

-Кто хочет прочитать описание г.Ярославля в учебнике на странице 89?

-Кем был основан данный город? Слайд 7.

Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль.

-Почему Ярославль называют родиной русского театра?

Портрет Волкова и театр слайд 8.

В городе Ярославль знаменита Церковь Ильи Пророка слайд 9, которая является притягательной достопримечательностью даже при однодневном посещении города. Церковь стала одним из главных архитектурных сооружений города и центром административной площади Ярославля. Это настоящая сокровищница древнерусского искусства, над ее внутренним и внешним убранством работали лучшие мастера своего времени.

-Возьмите свою карту и впишите в неё г.Ярославль. слайд 10.

- Какой город будет следующим?

Посмотрите на слайд 11, на нем вы видите план города Костромы, также его вы можете видеть в учебнике, на странице 91. На что он похож?

-Кто хочет прочитать описание г.Костромы в учебнике на странице 90?

- На плане города видно, что улицы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые Ряды. Слайд 12. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось свое место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды и т.д.

-В этом городе построен памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину — монумент, воздвигнутый в Костроме в 1851 году в честь легендарного подвига во время Смутного времени. Слайд 13. Свой подвиг Иван Сусанин совершил в 1613 году после позорного десятилетия Смутного времени. Именно русский крестьянин спас Михаила Федоровича, с царства которого началось 304-летнее правление династии Романовых. За три века Россия из царства Московского превратилась в крупнейшую Российскую Империю.


- Сейчас я вам предлагаю посмотреть видео-справку. После просмотра приготовьтесь ответить на вопрос «Кем и года был основан город Кострома?»

Просмотр видео (0:00- 0:42) https://youtu.be/uVk8vzgi8qY

-Кем и когда был основан город? Слайд 14.

-О каких достопримечательностях говорится в данном видеоролике?

Слайд 15, 16, 17










-Возьмите свою карту и впишите в неё г.Кострома. слайд 18


Отправляемся в следующий город, который называется Плёс. (Показываю на карте) слайд 19

-Свое название этот город получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс - это город художников. Мы обязательно увидим их здесь за работой. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Город не может похвастаться большим количеством исторических памятников. Зато навеки прославлен Плёс певцом русской природы - художником Исааком Ильичем Левитаном, создавшим здесь около двухсот картин и этюдов, украшающих Третьяковскую галерею и Русский музей: «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой Плес», «Над вечным покоем» и другие. Слайд 20. Памятник Исааку Левитану -художнику установлен на величественном, словно волжский берег, постаменте. Он расположен неподалёку от дома-музея. Картины, которого представлены на слайде. Сейчас в городе открыт музей И.И. Левитана.

- Возьмите свою карту и впишите в неё г.Плёс. слайд 21.


-А теперь мы в городе Иваново. Предлагаю вам посмотреть короткое видео про данный город и после ответить на мои вопросы.

Видеоролик (0:42-1:26) https://youtu.be/uVk8vzgi8qY

-Производством чего популярен данный город?

-Правильно, г.Иваново часто называют «текстильной столицей России», «ситцевым краем» не просто так, ведь именно нам производят красивые ткани.

-О каком символе г.Иваново идёт речь?

-О каких достопримечательностях г.Иванова идёт речь в данном видео?

-Одно из любимых мест отдыха жителей Иванова – площадь в центре города, которая носит имя А.С.Пушкина. слайд 22


-Возьмите свою карту и впишите в неё г.Иваново. слайд 23


-Следующий пункт нашего маршрута- город. Суздаль. Предлагаю вам посмотреть короткое видео про данный город и после ответить на мои вопросы.

Видеоролик (1:26-1:40) https://youtu.be/uVk8vzgi8qY

-Как называют город Суздаль?

-Почему?


-Действительно, также, в городе есть знаменитый музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева- церкви, избы, мельница. Слайд 24

-Возьмите свою карту и впишите в неё г.Суздаль. слайд 25


-Последний город, который мы с вами сегодня посетим- город Владимир. Предлагаю вам посмотреть короткое видео про данный город и после ответить на мои вопросы.

Видеоролик (1:40-2:11) https://youtu.be/uVk8vzgi8qY

-О каких достопримечательностях г.Владимира идёт речь в данном видео? Слайд 26.


-В каком году и кем был основан город? Слайд 27.


-Также, в этом городе есть знаменитый Дмитриевский собор, на стенах которого несколько сотен удивительных резных изображений. Слайд 28.

-Возьмите свою карту и впишите в неё г. Владимир слайд 29.

-Нет.

-Будем продолжать знакомство с городами Золотого Кольца России.

-Познакомиться с древними городами России, входящих в Золотое кольцо;

-узнать об их достопримечательностях.


-на городе Ярославле.






Читают описание в учебнике.


-Князем Ярославом Мудрым.






-Потому что Фёдор Григорьевич Волков создал первый в России общедоступный театр.










-На веер.



Читают описание.


























-1152 год, Юрием Долгоруким.

-Ипатьевский и Богоявленский монастыри, Церковь Воскресения Христова на Дебре, Церковь Рождества Христова на Городище, Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, церковь спаса-преображения за волгой.


























-Ткани.




-Дом в форме корабля.

-О Купеческих домах в центре города.










-Городом музеем.

-В нём находится более 200 памятников, архитектур, памятников, монастырей, храмов.








-Успенский собор и Золотые ворота.


-Владимиром Мономахом в 1108 году.

Регулятивные:

умение ставить перед собой цель;

планирование реализации целей;

оценивание правильности своих знаний и ответов.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя; высказывание своего мнения и формулирование ответа.

Физ. минутка

-Вы, наверное, устали, давайте выполним физ.минутку.

Видеоролик. https://youtu.be/wje-YR3r-7I

Выполняют физ.минутку.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя.

Регулятивные:

умение воспринимать задачу.

Личностные:

адекватная мотивация на выполнение физкультминутки.

Работа по теме урока


-Ребята, предлагаю вам выполнить задание в группах.

- Для начала давайте вспомним правила работы в группе. Слайд 30.










Учитель делит класс на 6 групп. Каждой группе нужно решить кроссворд и пронумеровать достопримечательности городов в соответствии с их номером в кроссворде.

Учитель раздаёт распечатанные достопримечательности детям и сам кроссворд. После выполнения ответственный группы будет выходить к доске, читать описание города или достопримечательности, его название и подходящую картинку.

Кроссворд «Золотое кольцо России»




1



2









3




4








5










6



















7







  1. 1.Широкая часть реки между двумя изгибами.

  2. 2.В этом городе есть знаменитый музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева- церкви, избы, мельница.

  3. 3.В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота, а также в этом городе есть знаменитый Дмитриевский собор, на стенах которого несколько сотен удивительных резных изображений.

  4. 4.Название города произошло от слова «угол».

  5. 5.Главный монастырь России.

  6. 6.Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты.

  1. 7.Этот город ещё в древние времена с уважением называли Великим.

  2. Ответы.

1. Плёс

музей имени И. Левитана.


2. Суздаль


музей деревянного зодчества.



3. Владимир


4. Углич

5. Лавра



6. Финифть



7. Ростов

1.В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие – слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.




































Выступления детей, обсуждение ответов.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулировка проблемы;

осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

умение ставить перед собой цель;

планирование реализации целей;

оценивание правильности своих знаний и ответов.

Коммуникативные:

умение воспринимать речь учителя; высказывание своего мнения и формулирование ответа;

планирование учебного процесса.

Рефлексия

-Сейчас я предлагаю вам выполнить мини-тест самостоятельно.

- Запишите самостоятельно правильный ответ на розданных мною листочках.

а) Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского. Здесь находится большой монастырь — Троице-Сергиева лавра.

С е р г и е в   П о с а д

б) Улицы этого города расположены в виде веера. Там, где они сходятся, стоят старинные Торговые ряды.

К о с т р о м а

в) Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течёт «углом». В этом городе есть часовой завод.

У г л и ч

г) Этот город называют городом-музеем. В нём много церквей, монастырей, часовен. А ещё есть Музей деревянного зодчества.

С у з д а л ь

д) Отметь город, в котором в 1972 году был открыт музей И.И. Левитана?

Плёс

- Проверьте свои ответы с ответами на слайде.

(Слайд 31)

- У кого всё верно?

- У кого одна ошибка?

У кого две и больше ошибок?

- Что мы можем посоветовать тем, у кого есть ошибки?

- Верно.

Выполняют мини-тесты.




















- Повторить тему и потренироваться.

Регулятивные:

оценивание правильности своих знаний и ответов.

Подведение итогов

- Какова была цель сегодняшнего урока?

-Достигли ли мы её? Как?

- Я буду зачитывать начало предложения, а вы продолжать своими высказываниями

На уроке …

- я узнал..

- было интересно…

-Домашнее задание: учебник, стр. 85-94 читать и пересказывать.(Слайд 32)

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе солнышки и тучки. Если вам легко было работать, поднимите солнышки. А если возникли трудности – тучки.

- Что было трудно?

- А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

-Спасибо за урок! До свидания!

-Познакомиться с древними городами России, входящих в Золотое кольцо;

-узнать об их достопримечательностях.


Проводят самоанализ.







Прощаются с учителем

Познавательные:

умение структурировать знания;

оценка процессов и результатов деятельности.

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

оценивание своих результатов;

осознание достижения цели










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!