СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОНЗ по русскому языку в 5 классе на тему "Паронимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОНЗ по русскому языку в 5 классе на тему "Паронимы"»

Русский язык. 5 класс. Урок ОНЗ.

Тема: Паронимы.

Цели урока (для учителя):

  1. (образовательная) Познакомить учащихся с лексическим понятием «паронимы».

  2. (образовательная) Сформулировать у учащихся умение разграничивать разные по значению, но близкие по форме однокоренные слова.

  3. (деятельностная) Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в парах, умение оценивать свою деятельность.

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами недавно открыли двери в страну Лексики. Сегодня мы продолжим наше путешествие и познакомимся еще с одним загадочным явлением.

- Я предлагаю вам прочитать стихотворение. (Слайд 2)


Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно - певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

(Н. Пикулева)


- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Как вы его поняли? (Язык наш разный , но очень красивый и звучный. Мы должны его любить и беречь. )

- А что помогает нам понять смысл данного текста? (Мы знаем значение слов в стихотворении)

- Все ли мы знаем о лексическом значении слов? (Нет)

- Хотите узнать что-то новое? (Да)

- Как вы будете открывать новые знания? (Поймем, что мы не знаем, и сами найдем способ).


2.Актуализация знаний.

- С чего мы начнем? (С повторения)

- Что будем повторять? (Только то, что нам потребуется для открытия новых знаний)

- Прочитайте слова.(СЛАЙД 2)

МУЖЕСТВО,НОЧЬ,БОЛОТНЫЙ,ДЛИННАЯ КОСА,ХРАБРОСТЬ, ДЕНЬ,СМЕЛОСТЬ,ХОРОШЕЕ,БОЛОТИСТЫЙ,ПЛОХОЕ,ОСТРАЯ КОСА.

Какие группы слов вы можете выделить в зависимости от их значения? (Синонимы. Антонимы .Омонимы.)

-Что такое синонимы? Что такое антонимы? Что такое омонимы?(ЭТАЛОН № 1)

-Остались лишние слова? Назовите их. Вы можете отнести их к какой-то из названных групп? (Нет)

-Это новая группа. В русском языке они называются ПАРОНИМАМИ.

Пробное действие.

-Попробуйте дать определение, что такое ПАРОНИМЫ.

- Кто не справился?

- Что не смогли сделать? (Не смогли сказать, что такое ПАРОНИМЫ.)

- У кого есть ответ? Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосновать свой ответ, потому что у нас нет эталона)


3.Выявление места и причины затруднения.

- Почему мы не смогли дать определение , что такое паронимы? (Мы не знаем, что такое ПАРОНИМЫ).


4.Построение проекта выходы из затруднений.

- Так какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать, что такое ПАРОНИМЫ, и научиться правильно использовать их в речи)( Слайд3)

- Как будет звучать тема урока?

- Паронимы. (Слайд4)

-Что нам поможет в открытии нового знания? (Эталоны).

- Правильно. А ещё то , что я вам предложу.

Всегда легче работать по плану. Я предлагаю вам такой план.


План. (Слайд 5)


  1. Внимательно прочитайте выделенные слова.

  2. Найдите и обозначьте в словах корень.

  3. Определите, сходные или разные эти слова по звучанию и написанию.

  4. Подумайте, одинаковое ли значение имеют выделенные слова.

5.А вывод мы сделаем с вами вместе.



5.Реализация построенного проекта.

- Перед вами карточка с таблицей и план. Сейчас будем работать в группах.( Слайд 6)


Предложение

Выделите в словах корень

Определите, сходные или разные эти слова по звучанию или написанию

Подумайте, одинаковое ли значение имеют выделенные слова

Сделайте вывод

ЗУБАСТАЯ щука в ЗУБНОМ кабинете

Сыграла эффектно на старом кларнете.






Вместе с ребятами проверить, что получилось, и сделать вывод.


Правило:

Однокоренные слова ,сходные по звучанию и написанию, но разные по значению, называются ПАРОНИМАМИ.

- Где мы это можем проверить? (По учебнику)

- Откройте стр. 92 и прочитайте правило (ЭТАЛОН №2)(Слайд 7)

Однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению, называются ПАРОНИМАМИ.

Например, ЗАВОДНАЯ игрушка - ЗАВОДСКАЯ проходная.

Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи. Чтобы не ошибаться, надо чаще обращаться к словарю.

- Ребята, а что нового добавилось к нашему эталону? А как вы думаете, к каким словарям мы можем обращаться за помощью? (Правильно, к толковым и к словарям паронимов). Словари лежат у вас на парте.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Вернитесь к пробному действию и выполните задание. (У доски по эталону)( Слайд 8)

- Как называются лишние слова и почему?

-БОЛОТНЫЙ И БОЛОТИСТЫЙ-паронимы, так как они похожи по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. БОЛОТНЫЙ-относящийся к болоту; БОЛОТИСТЫЙ-изобилующий болотами.

- Какой цели вы достигли? (Узнали, что такое паронимы) .

- А что теперь надо сделать? (Потренироваться).

-Прежде чем мы начнём тренироваться, надо отдохнуть. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.( Слайд 9)

Выполните задание у доски.

- Составьте и запишите словосочетания, подобрав к словам в скобках правильный пароним. (Слайд 10)


  1. Искусный, искусственный (мех, портной)

  2. Конный, конский (волос, спорт)

  3. Длинный, длительный (день, полёт)


Задание в парах.

Прочитайте внимательно предложения, вставьте подходящие по смыслу паронимы.( Слайд 11)


1. Мой отец - … хозяин.

2. В стране отмечается … рост.

3. Встреча президентов … держав прошла успешно.

4. Мне нужен твой … совет.


Слова для справок: дружеский, дружественный, экономный, экономический.


ПРОВЕРКА. (Слайд 12 ).

Мой отец- экономный хозяин.

2.В стране отмечается экономический рост.

3.Встреча президентов дружественных держав прошла успешно.

4. Мне нужен твой дружеский совет.

-Встаньте, у кого получилось так при проверке.

-У кого не получилось? Скажите, в каких предложениях допустили ошибки? Чем должны были воспользоваться? (эталоном)

-Давайте ещё раз его прочитаем.


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(Слайд 13 ) (карточка )

Самостоятельная работа.

К существительному подберите из скобок прилагательное , подходящее по смыслу).

  1. Занятия ( практические или практичные).

  2. Поход (удачный или удачливый).

  3. Почва ( глиняная или глинистая).

-Проверка. (Слайд 14 )

Самостоятельная работа.

  1. Практические занятия.

  2. Удачный поход.

  3. Глинистая почва.

-Кто ошибся? Поднимите руку.

-Где было затруднение?

-Каким правилом вы должны были воспользоваться?

-Какой вывод для себя сделают те ребята, которые ошиблись ? (Ещё поработать с эталоном и потренироваться)

-Какой цели достигли? (Научились применять паронимы в речи)

8. Включение в систему знаний и повторений.

-Где нам в жизни нужны будут эти знания? ( При общении друг с другом, для сдачи экзаменов, при чтении художественных произведений)

-Я предлагаю вам прочитать отрывок из басни И.А.Крылова «Свинья под дубом» и объяснить значение выделенного слова. С каким словом его можно спутать и почему?( Слайд 15)

Неблагодарная!-примолвил Дуб ей тут,-

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жёлуди на мне растут.

НЕВЕЖДА так же в ослепленье

Бранит науки, и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя , что он вкушает их плоды.

-Правильно, ребята! У этого слова есть пароним НЕВЕЖА .Вы правильно определили их разные значения. ( Невежда- малообразованный; невежа-грубый, невоспитанный).


- Выполним упражнение №208.


9. Рефлексия.

- Давайте вспомним, какую цель мы ставили на уроке?

- Удалось ли достичь поставленной цели?

- Оцените свою работу.

- Если вам было интересно и вы довольны своей работой на уроке, то приклейте оранжевый цветок в нашу вазу.

- Если вам было трудно и не все было понятно, то приклейте жёлтый цветок.



Домашнее задание:пар.26 (правило),упр.207.(Слайд 16)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!