Русский язык. 5 класс. Урок ОНЗ.
Тема: Паронимы.
Цели урока (для учителя):
(образовательная) Познакомить учащихся с лексическим понятием «паронимы».
(образовательная) Сформулировать у учащихся умение разграничивать разные по значению, но близкие по форме однокоренные слова.
(деятельностная) Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в парах, умение оценивать свою деятельность.
Ход урока.
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами недавно открыли двери в страну Лексики. Сегодня мы продолжим наше путешествие и познакомимся еще с одним загадочным явлением.
- Я предлагаю вам прочитать стихотворение. (Слайд 2)
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно - певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
(Н. Пикулева)
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Как вы его поняли? (Язык наш разный , но очень красивый и звучный. Мы должны его любить и беречь. )
- А что помогает нам понять смысл данного текста? (Мы знаем значение слов в стихотворении)
- Все ли мы знаем о лексическом значении слов? (Нет)
- Хотите узнать что-то новое? (Да)
- Как вы будете открывать новые знания? (Поймем, что мы не знаем, и сами найдем способ).
2.Актуализация знаний.
- С чего мы начнем? (С повторения)
- Что будем повторять? (Только то, что нам потребуется для открытия новых знаний)
- Прочитайте слова.(СЛАЙД 2)
МУЖЕСТВО,НОЧЬ,БОЛОТНЫЙ,ДЛИННАЯ КОСА,ХРАБРОСТЬ, ДЕНЬ,СМЕЛОСТЬ,ХОРОШЕЕ,БОЛОТИСТЫЙ,ПЛОХОЕ,ОСТРАЯ КОСА.
Какие группы слов вы можете выделить в зависимости от их значения? (Синонимы. Антонимы .Омонимы.)
-Что такое синонимы? Что такое антонимы? Что такое омонимы?(ЭТАЛОН № 1)
-Остались лишние слова? Назовите их. Вы можете отнести их к какой-то из названных групп? (Нет)
-Это новая группа. В русском языке они называются ПАРОНИМАМИ.
Пробное действие.
-Попробуйте дать определение, что такое ПАРОНИМЫ.
- Кто не справился?
- Что не смогли сделать? (Не смогли сказать, что такое ПАРОНИМЫ.)
- У кого есть ответ? Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосновать свой ответ, потому что у нас нет эталона)
3.Выявление места и причины затруднения.
- Почему мы не смогли дать определение , что такое паронимы? (Мы не знаем, что такое ПАРОНИМЫ).
4.Построение проекта выходы из затруднений.
- Так какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать, что такое ПАРОНИМЫ, и научиться правильно использовать их в речи)( Слайд3)
- Как будет звучать тема урока?
- Паронимы. (Слайд4)
-Что нам поможет в открытии нового знания? (Эталоны).
- Правильно. А ещё то , что я вам предложу.
Всегда легче работать по плану. Я предлагаю вам такой план.
План. (Слайд 5)
Внимательно прочитайте выделенные слова.
Найдите и обозначьте в словах корень.
Определите, сходные или разные эти слова по звучанию и написанию.
Подумайте, одинаковое ли значение имеют выделенные слова.
5.А вывод мы сделаем с вами вместе.
5.Реализация построенного проекта.
- Перед вами карточка с таблицей и план. Сейчас будем работать в группах.( Слайд 6)
Предложение | Выделите в словах корень | Определите, сходные или разные эти слова по звучанию или написанию | Подумайте, одинаковое ли значение имеют выделенные слова | Сделайте вывод |
ЗУБАСТАЯ щука в ЗУБНОМ кабинете Сыграла эффектно на старом кларнете. | | | | |
Вместе с ребятами проверить, что получилось, и сделать вывод.
Правило:
Однокоренные слова ,сходные по звучанию и написанию, но разные по значению, называются ПАРОНИМАМИ.
- Где мы это можем проверить? (По учебнику)
- Откройте стр. 92 и прочитайте правило (ЭТАЛОН №2)(Слайд 7)
Однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению, называются ПАРОНИМАМИ.
Например, ЗАВОДНАЯ игрушка - ЗАВОДСКАЯ проходная.
Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи. Чтобы не ошибаться, надо чаще обращаться к словарю.
- Ребята, а что нового добавилось к нашему эталону? А как вы думаете, к каким словарям мы можем обращаться за помощью? (Правильно, к толковым и к словарям паронимов). Словари лежат у вас на парте.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Вернитесь к пробному действию и выполните задание. (У доски по эталону)( Слайд 8)
- Как называются лишние слова и почему?
-БОЛОТНЫЙ И БОЛОТИСТЫЙ-паронимы, так как они похожи по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. БОЛОТНЫЙ-относящийся к болоту; БОЛОТИСТЫЙ-изобилующий болотами.
- Какой цели вы достигли? (Узнали, что такое паронимы) .
- А что теперь надо сделать? (Потренироваться).
-Прежде чем мы начнём тренироваться, надо отдохнуть. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.( Слайд 9)
Выполните задание у доски.
- Составьте и запишите словосочетания, подобрав к словам в скобках правильный пароним. (Слайд 10)
Искусный, искусственный (мех, портной)
Конный, конский (волос, спорт)
Длинный, длительный (день, полёт)
Задание в парах.
Прочитайте внимательно предложения, вставьте подходящие по смыслу паронимы.( Слайд 11)
1. Мой отец - … хозяин.
2. В стране отмечается … рост.
3. Встреча президентов … держав прошла успешно.
4. Мне нужен твой … совет.
Слова для справок: дружеский, дружественный, экономный, экономический.
ПРОВЕРКА. (Слайд 12 ).
Мой отец- экономный хозяин.
2.В стране отмечается экономический рост.
3.Встреча президентов дружественных держав прошла успешно.
4. Мне нужен твой дружеский совет.
-Встаньте, у кого получилось так при проверке.
-У кого не получилось? Скажите, в каких предложениях допустили ошибки? Чем должны были воспользоваться? (эталоном)
-Давайте ещё раз его прочитаем.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(Слайд 13 ) (карточка )
Самостоятельная работа.
К существительному подберите из скобок прилагательное , подходящее по смыслу).
Занятия ( практические или практичные).
Поход (удачный или удачливый).
Почва ( глиняная или глинистая).
-Проверка. (Слайд 14 )
Самостоятельная работа.
Практические занятия.
Удачный поход.
Глинистая почва.
-Кто ошибся? Поднимите руку.
-Где было затруднение?
-Каким правилом вы должны были воспользоваться?
-Какой вывод для себя сделают те ребята, которые ошиблись ? (Ещё поработать с эталоном и потренироваться)
-Какой цели достигли? (Научились применять паронимы в речи)
8. Включение в систему знаний и повторений.
-Где нам в жизни нужны будут эти знания? ( При общении друг с другом, для сдачи экзаменов, при чтении художественных произведений)
-Я предлагаю вам прочитать отрывок из басни И.А.Крылова «Свинья под дубом» и объяснить значение выделенного слова. С каким словом его можно спутать и почему?( Слайд 15)
Неблагодарная!-примолвил Дуб ей тут,-
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут.
НЕВЕЖДА так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя , что он вкушает их плоды.
-Правильно, ребята! У этого слова есть пароним НЕВЕЖА .Вы правильно определили их разные значения. ( Невежда- малообразованный; невежа-грубый, невоспитанный).
- Выполним упражнение №208.
9. Рефлексия.
- Давайте вспомним, какую цель мы ставили на уроке?
- Удалось ли достичь поставленной цели?
- Оцените свою работу.
- Если вам было интересно и вы довольны своей работой на уроке, то приклейте оранжевый цветок в нашу вазу.
- Если вам было трудно и не все было понятно, то приклейте жёлтый цветок.
Домашнее задание:пар.26 (правило),упр.207.(Слайд 16)