СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по феерии А.Грина "Алые паруса"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:  расширить и углубить знания об особенностях произведений А. С. Грина, совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, находить ответы на поставленные вопросы; совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения.  Развивать устную речь, способность высказывать собственное мнение, творческое воображение, развитие памяти, мышления;  Воспитывать чувства отзывчивости, заботливого и бережного отношения друг к другу. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по феерии А.Грина "Алые паруса"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя школа №32 имени С.А.Лавочкина»













Конспект урока по феерии А.Грина

«Алые паруса»







Выполнила учитель русского языка и литературы,

Скрипкина Кристина Викторовна






















Смоленск

2019 год





Путешествие под алыми парусами мечты

«Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса»

К.Паустовский



Цель урока. Способствовать формированию представления об А. Грине как талантливом русском писателе, авторе феерии «Алые паруса».

Способствовать развитию интереса к творчеству А. Грина. Ответить на вопрос: «Нужно ли верить в мечту?»

Беседа по содержанию повести «Алые паруса».

Задачи урока: 
Расширить и углубить знания об особенностях произведений А. С. Грина, совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, находить ответы на поставленные вопросы; совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения. 
Развивать устную речь, способность высказывать собственное мнение, творческое воображение, развитие памяти, мышления; 
Воспитывать чувства отзывчивости, заботливого и бережного отношения друг к другу. 

Планируемые результаты.

Предметные. Объяснять смысл понятия «феерия»; находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы.Овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.

Метапредметные.

Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста.   Выражают структуру задачи разными средствами.  Выделяют и формулируют познавательную цель.

Регулятивные. Овладение способностью понимать учебные задачи урока. Оценивают достигнутый результат.

Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса», её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Оборудование: ноутбук, телевизор, кадры из фильма «Алые паруса», баннер с изображением корабля с алыми парусами.



Слайд1.Организационный момент. Мотивационный настрой.

- Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги! Сегодня я приглашаю вас совершить удивительное путешествие под парусами мечты. Мы с вами разделились на команды. ( Слайд 2)Нам предстоит познакомиться с таинственной и загадочной страной – Гринландией

-Где может быть эта страна? (В произведениях А Грина)

-Посмотрите на карту этой волшебной страны, узнаете ли вы там знакомые места? (Каперна, Лисс)

-Это удивительная страна. Каперна и Лисс… От этих слов веет чем-то сказочным и таинственным. Перед нами откроется неведомый мир с его тревогами и заботами, любовью и ненавистью, с людьми сильными, мужественными, честными и добрыми.

А открыл эту страну удивительный писатель, человек нелёгкой судьбы, Александр Степанович Грин. В путешествие мы возьмем с собой удивительную книгу Александра Грина «Алые паруса». (Слайд2,3)

Эта история о мечте, которая осуществилась.

Проблемный вопрос:

- Ребята, а вы любите мечтать? Нужно ли мечтать? Сегодня с помощью произведения «Алые паруса» мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Домой вы получили задание познакомиться с биографией писателя и произведением.

- А кто же такой этот замечательный писатель, А. Грин?


Работа 1 группы

2.Слайд 4.Знакомство с биографией А.Грина.

Ответ ученика

Вся жизнь Александра Грина (Александра Степановича Гриневского) была подчинена мечте, он остался верен ей в самых тяжелых жизненных испытаниях, она согревала ему душу и помогла не обозлиться в мелочной суетливости серых будней.

Первое слово, которое прочитал будущий писатель в пятилетнем возрасте, было «море».

А в восемь лет у мальчика появилась мечта – увидеть мир, путешествуя на корабле. И эта мечта сбылась… Он не стал капитаном. На капитанском мостике оказались его герои.

Силой своей могучей фантазии А.Грин придумал красивую страну Гринландию, придумал такие города, как Зурбаган, Гель-Гью, Лисс, Каперна, придумал благородных людей, которых так и не встретил в жизни.

Но вот что удивительно: Грин с такой точностью описал в созданной им стране города, деревни, дороги, моря, реки, а главное – людей, что мы без труда верим в реальное существование Гринландии.

Вот почему Грина иногда называют не романтиком, а «сказочником странным», сказочником, сочиняющим только для сильных и храбрых людей.

Литературное наследие Александра Степановича Грина очень богато и разнообразно. Он сочинял рассказы, новеллы, романы, стихи, фельетоны и даже басни.

- Как вы думаете, сколько всего произведений написал Грин?

(С 1906 года, за последние 25лет, Грин создал свыше 400 произведений, но наследие его до сих пор полностью не собрано. К сожалению, Александр Степанович никогда не отличался бережливостью к своим черновикам, наброскам, незаконченным произведениям. Поэтому часть его рукописей, вероятно, затерялась навсегда.)

Учитель. Творчество Грина вдохновляло многих людей. Некоторые писали о не стихи, например, поэт, Михаил Гринин.

3.Ученик читает отрывок из стихотворения Михаила Гринина «Александру Грину»

Волшебник милый, сказочник туманный,
Свою страну создавший в мире зла.
Ты был угрюм, порой казался странным,
Судьба твоя горька и тяжела.

Ты мог красивым и не показаться,
Но были полны жгучей красоты
Глаза, умевшие так ярко загораться
Прекрасною голубизной мечты.


Ты столько славных сказок и историй
Мне подарил, войдя в судьбу мою,
Поэт мечты, романтики и моря,
Задумчивый волшебник из Гель-Гью..

М.Гринин, отрывок из стихотворения которого вы сейчас услышали, назвал Александра Грина «поэтом мечты».

- Ребята, а что такое – мечта? Дайте толкование этому слову. (Работа с «Толковым словарем» С.И.Ожегова).

Словарная работа

Мечта – 1 – нечто, созданное воображением;

2 – предмет желаний, стремлений

Слайд 5

- Какое прилагательное вы употребили бы со словом «мечта»? (Голубая, розовая, хрустальная).

- Можно употребить в словосочетании со словом «мечта» прилагательные «серая», «черная», «тяжелая»? Почему? (Мечта – это что-то светлое, доброе).

- А хорошо ли быть мечтателем? Что дает мечта человеку? Может быть, это бесполезное занятие? Вспомните фольклор. О чем мечтали люди? Исполнились ли их мечты? (Мечтали летать – летают. Мечтали попасть в подводное царство – попали. Мечтали о сапогах-скороходах – имеем автомобили, поезда, сверхзвуковые самолеты).

- Возможно ли было это без мечты? (Нет)

- Значит, мечта материализуется в конкретные дела, она создает жизнь. Не зря говорят, что человек без мечты, что птица без крыльев. Если человек о чем- то мечтает, то говорят, что он окрылен. У человека, не умеющего мечтать, душа бескрыла.

- Это ваше восприятие слова «мечта». Сегодня мы попытаемся понять, что вкладывает в это слово Александр Грин в феерии «Алые паруса».

Словарная работа

- Что такое феерия?

1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами;

2. Волшебное, сказочное зрелище.

- В каком из этих значений А.Грин употребил слово феерия? (Действительно, это что-то сказочное, волшебное).

Удивительны и герои этой книги. Они умеют мечтать, любить и верить.

РАБОТА НАД АНАЛИЗОМ ФЕЕРИИ "АЛЫЕ ПАРУСА" А. ГРИНА.

Слайд 6.

2 группа «Остановка в Каперне. Ассоль»

  1. Каким бы город Каперна? Какие жители его населяли?

2. Объясните, какой смысл имеет имя Ассоль?

(с нотой «соль» - его легче спеть, чем произнести; испанское «al sol» - «к солнцу»)

3Опишите героиню. Вот портрет девочки. Такой ее увидел художник.

4.Есть ли описание Ассоль в тексте? Приведите примеры.

(«Темные, с оттенком грустного вопроса глаза», «кроткаяулыбка», «тонкая чистота очертаний лица», «лицо было подвижно и выразительно», «прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ», «каждая черта Ассоль была выразительна и чиста, как полет ласточки»)

Слайд7

5.Какими красками рисует Грин свою героиню? Почему?

(белые, розовые: «Одета в белый муслин с розовыми цветочками»)

6.Почему Ассоль росла без подруг?

(ее и отца не любили в Каперне; дети отвернулись от девочки, дразнили ее)

7.Кто истинные друзья Ассоль?

(это крупные старые деревья, их она называет «Братцы мои», заглядывает в «лица» цветам)

Учитель.В произведении об Ассоль говорят разные люди. Кто и как ее характеризует? («Прекрасная Неизвестность» - Эгль, «Корабельная Ассоль» - жители Каперны, «Живое стихотворение» - автор, «Дивное художественное полотно» - матрос Летика, «Дитя мое» - Грэй, «Мокрая драгоценность» - автор)

Слайд8. Учитель. Следующую остановку мы совершим в лесу, у ручья, который бежит вдоль дороги из Каперны в Лисс. Именно туда спешит Ассоль, чтобы продать лодочки, сделанные отцом. Здесь она повстречала Эгля, известного собирателя песен, легенд, преданий и сказок.

Инсценировка: Встреча Эгля с Ассоль.


– Как зовут тебя, крошка? – спросил старик.
— Ассоль, — сказала девочка.
— Хорошо, — продолжал речь старик, — Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально. Тем более я не желаю знать, кто ты, кто твои родители и как ты живешь. К чему нарушать очарование? Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов... как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты... Такая как есть. Я, милая, поэт в душе — хоть никогда не сочинял сам. Что у тебя в корзинке?
— Лодочки, — сказала Ассоль,— потом пароход да еще три таких домика с флагами. Там солдаты живут.
— Отлично. Тебя послали продать. По дороге ты занялась игрой. Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала — ведь так?
— Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль,— Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?
— Я это знал.
— А как же?
— Потому что я — самый главный волшебник.
— Тебе нечего бояться меня, — серьезно сказал он. — Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душе. Ах, почему я не родился писателем? Какой славный сюжет». — Ну-ка, — продолжал Эгль,— Ассоль, слушай меня внимательно. Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идешь; словом, в Каперне. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах... Стой, я сбился. Я заговорю снова.
Подумав, он продолжал так:
— Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну.
— Это все мне? — тихо спросила девочка.; она подошла ближе. — Может быть, он уже пришел... тот корабль?
— Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом... Что говорить? — это будет, и кончено.

Учитель. Какое значение имела для Ассоль встреча со сказочником? Что изменилось в жизни девушки после нее?

(Мудрый Эгль подарил девочке мечту, в которую она поверила всей душой. Она поделилась ею с отцом. Отныне она часто обращала свой взор в сторону моря – в надежде увидеть алые паруса).

Учитель. А есть ли в произведении родственная душа Ассоль?

(Есть .Грей.)

Учитель. А что роднит их души?

Учитель. Следующую нашу остановку мы сделаем в доме Грэя.

Слайд 9. 3 группа «В доме Грея»

Викторина.

  1. «Отец и мать Грея были надменные невольники своего положения…» Чем отличался от них Артур Грей? (Живой душой.)

  2. Почему Грей испортил картину, изображавшую распятие? («Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу.»)

  3. Какой эпизод сделал друзьями Грея и служанку Бетси? (Бетси обварила руку, а Грей специально ошпарил себе руку, чтобы почувствовать, как больно девушке.)

  4. Какую роль сыграл Грей в судьбе Бетси? (Он дал ей денег, чтобы она могла выйти замуж за любимого человека.)

  5. «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? ( Корабль)

  6. Продолжите фразу: « Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей …» («…тайно покинул дом…») 

  7. Продолжите фразу: «Капитан» Ансельма»…заранее торжествовал, представляя, как месяца через два Грей скажет ему…» Я хочу к маме…»)

  8. «Победа на твоей стороне, плут». Чьи это слова? К кому они обращены? (Капитана Гопа, к Грею).

  9. Как назывался новый корабль Грея? («Секрет»)

Слайд10.Учитель. Грэй родился с живой душой, жил в своём мире, в этом мире над всем возвышалась мечта. Он жадно читал книги, мечтал стать капитаном.

- Почему мечта Грэя осуществилась? (Грэй очень хотел этого)

- Грэй испытал на себе все тяготы корабельной жизни, изменился внешне «потерял слабость», стал широк в плечах, крепок мускулами, «в думающих глазах отразился блеск», речь стало «краткой и точной. Но Грэй не потерял самого главного - своей странной летящей души».

- Какие качества Грэя помогли ему в дальнейшем осуществить мечту Ассоль? (способность сочувствовать, сопереживать, понять другого человека)

- Что общего можно найти в героях, их жизни?

(1. Одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.

2. Они понимают, любят всё живое, близки к природе.

3. Добры и трудолюбивы.

4. Они верят в мечту.)

4 группа

Слайд11.Теперь мы сделаем остановку в Лиссе.

Учитель .Как вы думаете, случайно ли произошла встреча Ассоль и Артура Грея?

(Нет. Сама судьба свела героев. Тревожное чувство теснило грудь Грэя, «его как бы позвал кто-то». Ассоль неожиданно услышала «нечто, подобное отдалённому зову», и это привело её на берег.)

- Как встретились герои впервые? (Грэй увидел спящую Ассоль)

- Что подарил Грэй девушке, спящей в лесу? (Кольцо)

- Где Грэй узнал историю про «Корабельную Ассоль»? (В трактире Меннерса)

- Почему Грэю захотелось воплотить в жизнь предсказание Эгля? (Он видел Ассоль, любовался ею, понял ее одиночество и отверженность.Он чувствует душевное родство с этой девушкой.)

- Давайте вспомним, как Грэй выбирает ткань для парусов. Какую ткань он выбрал? Найдите отрывок из текста и зачитайте его.

Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве, подобно словам: «очаровательно» — «прекрасно» — «великолепно» — «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана; что приносил лавочник, было хорошо, но не вызывало ясного и твердого «да». Наконец, один цвет привлек обезоруженное внимание покупателя; он сел в кресло к окну, вытянул из шумного шелка длинный конец, бросил его на колени и, развалясь, с трубкой в зубах, стал созерцательно неподвижен.

Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй. В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было также ни синевы, ни тени — ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения. Грэй так задумался, что позабыл о хозяине, ожидавшем за его спиной с напряжением охотничьей собаки, сделавшей стойку.

Учитель. Мы заговорили о значении цвета. Как вы думаете, почему «корабль белый», «алые паруса»? (алый – цвет любви, исполнившейся мечты, радости, белый – цвет чистоты).

5 группа.

Слайд12. Последняя наша остановка на берегу моря, в Каперне.

Учитель. Какую «нехитрую истину» открыл для себя Артур Грэй и поделился ею со своим помощником Пантеном? Зачитайте вслух.

Он сжато передал моряку то, о чем мы хорошо знаем, закончив объяснение так:

Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, — тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем. Что до меня, то наше начало — мое и Ассоль — останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли вы меня?

Учитель. Как вы понимаете слова Грэя? (В наших силах сделать другого человека счастливым)

Слайд13. Учитель. И вот уже наяву видит Ассоль АЛЫЕ ПАРУСА.

Слайд14. Просмотр фрагмента из фильма.

Учитель. «Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла».

-Какие чувства испытывает девушка? («Она вздрогнула, откинулась, замерла», «Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю», «остановилась почти без сил» - потрясение.)

- Продолжите фразу: «Счастье сидело в ней...» (пушистым котенком)

- Что означает эта метафора? (сердце сжалось от счастья, затрепетало от радости)

- Заслуживает ли Ассоль то счастье, ту любовь, которые дарит ей Грин в лице капитана Грэя?

(Да, так как Ассоль всегда верила и никогда не пыталась предать свою мечту).

Учитель. Итак, ребята, мы с вами целый урок путешествовали по страницам феерии А. Грина «Алые паруса». Давайте подведем итог нашему путешествию и ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока: « Нужно ли человеку мечтать?» Перед вами схема, которую я попрошу вас заполнить. Она представлена в форме рыбы. Голова рыбы- это вопрос, который мы задавали, хвост – вывод, который вы сделаете, исходя из нашей беседы. Верхние косточки -это причины, а нижние- факты и события, которые повлияли на ваш вывод.

Каждая группа представляет свою схему.

Учитель читает стихотворение

Звучит стихотворение С.Д.Липатниковой

Душа моя! Не измельчай и не остынь,
Я так хочу, чтоб ты осталась юной,
Пусть замечательный писатель Грин
Уводит нас в мир сказочный и лунный.
Махнёт закат алеющим платком,
Шальные ветры силы мне прибавят,
И я пройду сквозь трудностей заслон,
Чтобы открыть свои морские дали.

Слайд15

- Закончить наш урок я хочу словами Александра Грина: «Будьте оптимистами, именно благодаря им развивается мир. Дерзайте и никогда не сдавайтесь!»

Учитель. Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй, построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду.

Посмотрите, у нас сегодня тоже есть свой корабль мечты, который мы отпустим в свободное плавание по морю жизни. Напишите на алых парусах свою мечту и прикрепите их к кораблю. (Дети пишут на листочках красной бумаги свою мечту и крепят к баннеру).

Желаю, чтобы у каждого из вас появились свои алые паруса, своя мечта, которая обязательно исполнится.

Рефлексивно-оценочный этап

Реализован ли план урока?

Оцените свою деятельность (заполнение листов самооценки).

1.

На уроке я работал

активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался

коротким / длинным

4.

За урок я

не устал / устал

5.

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.

Материал урока мне был

понятен / не понятен           полезен / бесполезен           интересен / скучен



Домашнее задание (творческое) по выбору учащихся

1.Написать письмо одному из героев повести-феерии (на любую тему).

2.Придумайте и опишите какое – нибудь из морских приключений, участником которого был бы капитан Грэй и его команда






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!