Тема урока
«Борьба Руси с Западными завоевателями»
Класс : 6 история
Тип урока Ознакомление и первичное закрепление нового материала.
План урока
1. Походы шведов.
2. Походы крестоносцев.
3. Александр Ярославич.
4. Невская битва.
5. Ледовое побоище.
Цель урока:
Осознание опасности завоеваний с Запада для Руси.
Выявление причин побед русичей.
Методы: инструктажа, наглядный, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, учебники
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Научатся: выделять причины побед русских дружин, характеризовать историческую личность.
Получат возможность научиться: строить причинно-следственные связи, работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,
суждения.
Метапредметные УУД
Регулятивные: создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, умения определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы.
Познавательные: извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, карточках; осуществлять операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
Коммуникативные: сотрудничество в группе поиска и сборе информации;
оценка его действий партнера в группе,
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
- воспитательные воспитывать чувство гордости за наших предков на примере полководческого и дипломатического талантов Александра Невского, а также героев тех времен: Гаврилы Олексича, ополченца Саввы; воспитывать любовь к Родине, чувство сострадания и сопереживания к лишениям русского народа;
Личностные УУД:
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения.
Структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке |
I. Мотивационно- целевой этап | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся закрепления изученного материала - проблематизация (создание учителем проблемной ситуации) – осознание учеником - мотивация учащихся на предстоящую деятельность – осмысление учеником мотивов деятельности; - совместная постановка цели деятельности (формулирование учебной задачи); Создает проблемную ситуацию: затруднения (предъявляет учащимся факт, противоречащий их собственным знаниям и опыту). | Выполнение кроссворда по параграфу 12 «Нашествие с Востока» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Показывает слайд с ответами. Учитель: «Разоренные русские земли, есть ли выгода от нового похода на Русь? В чем выгода? На какие уделы напал бы противник? Почему»? Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Учитель: «19 – летний князь без больших потерь защитил Русь» | Отвечают и оценивают себя при помощи фишек, которые есть на каждом столе.( Это соответствует оценкам - «5», «4», «3». Самооценивание. Ученики высказывают свои точки зрения формулируют проблему в виде вопроса: «Кто мог захватить северо-западную Русь? Что можно ожидать от новых разорений?» Определяют тему урока. Обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. | Групповая работа Фронтальная Индивидуальная |
II. Актуализация знаний | | Предлагает определить круг вопросов, знание которых поможет в решении проблемы, и записывает их на доске. | Формулируют вопросы | Групповая |
III. Изучение нового мате- риала Ориентировочный этап. Поисково-исследовательский этап. | Совместное планирование деятельности. Работа с текстом учебника. Отражение прочитанного в схеме кластер. Самостоятельное формулирование выводов | Совместное с учителем структурирование (организация) учениками новой информации с помощью графической формы кластер (гроздь) удобного для запоминания и «наращивания» знаний в определённом порядке. 1 4 6 Получится примерно так: 3 2 5 1-имя князя, 2, 5 -от кого защищал Русь, против кого сражался . 3,4 –какие использовал приёмы боя и пр. При необходимости делает комментарии к новой информации. Организация учителем процесса самостоятельного постижения учениками нового материала (недостающих знаний); Организует выступление групп по полученной грозди. (в данном случае выступление групп по отдельному смысловому блоку) Просит оценить друг друга | Каждая группа распределяет текст учебника между собой, каждый работает по своему пункту, чтение происходит индивидуально, составление схемы в группе происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема «кластер» Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают полученную информацию. Заполняют кластер. Формулируют вывод «Благодаря полководческому искусству Александра Ярославича северо-западные русские земли не были разорены крестоносцами и сохранили православную религию» При помощи фишек, которые есть на каждом столе.( Это соответствует оценкам - «5», «4», «3». | Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Фронтальная |
IV. Первичное осмысление и закрепление | «Презентация своей работы» | Объясняет смысл задания. Нацеливает на оценивание одной оценкой всей группы | Выполняют задания, представляют свой отдельный блок и оценивают свою презентацию, также и качество информационного блока. | Индивидуально-групповая. |
V. Итоги урока. Рефлексивно-оценочный этап | Обобщение полученных на уроке сведений | Рефлексия: синквейн Оценивает деятельность учеников, учитывая фишки, полученные в начале урока, на этапе изучения нового материала и презентации. | Составляют синквейн, зачитывают свои мысли. | Групповая |
VI. Домашнее задание | Вопросы и задания параграфа 13. | Демонстрирует слайд с домашним заданием. | Записывают задание | Индивидуальная |
8
1
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
По горизонтали: 5 2 4
2.Первое русское княжество разоренное монголо-татарским войском.
8.Корм для лошадей, скота. 3
5.Имя человека, который объединил монгольские и тюркские племена.
6.Город, что Батый назвал злым городом. 7
Имя внука Чингисхана, имя хана, что разорил русские земли в 1237 году. 6
По вертикали:
1.Лагерь монголо - татар.
3.Где впервые встретились русские войска с монголами. 4.Войско из мирных жителей.
7. Город, что для новгородцев был перевалочным пунктом, а монголы даже
захватив его, повернули назад.
Технологическая карта урока по истории в 6 классе
Тема урока «Борьба Руси с Западными завоевателями»
Цели урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. | |
Образовательные Формирование знаний о полководческом искусстве А. Невского. Научиться дополнять рассуждения аргументами и фактами | |
Развивающие Развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления Формирование навыков исторического анализа и синтеза | |
Воспитательные: Создание условий для формирования патриотического настроения и преданности Отечеству. | |
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | |
Форма урока: комбинированный урок | |
Опорные понятия, даты: ополчение, 1240, 1242 гг. | |
Новые понятия: построение клином. | |
Формы контроля: Самоконтроль, педагогический контроль, рефлексивный анализ. | |
Домашнее задание: работа с вопросами по параграфу 13 учебника | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) | 1. Мотивационно- целевой этап (5мин) | Проводит выполнение кроссворда и выдаёт факт противоречащий незнания учащихся материала. Создаёт ситуацию удивления и потребности в фактах. | Слушает, отвечает, оценивает себя. Задаёт вопросы. | Выполнение кроссворда. Выслушивание суждений. Беседа. | Строит рассуждения в форме простых суждений об объекте. Устанавливает причинно-следственные связи | Появился мотив к изучению новой темы и интерес к человеку и его деятельности. | II. Актуализация знаний (5мин) | Организует процесс работы с текстом учениками по новому материалу | Слушает, задаёт уточняющие вопросы | Объяснение «грозди» | Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей | Формулирование вопросов для рассмотрения и формирование учебной цели. | III. Изучение нового материала. Поисково-исследовательский этап. (20 мин) | Помогает структурировать учениками новую информацию с помощью графической формы | Читают, находят факты | Индивидуальная и групповая работа | Создает графическую и словесную модель своего объекта. | Вывели факты и сделали вывод | IV. Первичное осмысление и закрепление (3мин) | Даёт задание раскрыть свою работу. | Осмысливают каким образом и что будут демонстрировать перед классом | Презентация своей работы.. | Правильно строит свою речь, стремиться увлечь одноклассников. | Осмыслили материал и закрепили его. | V. Итоги урока. Рефлексивно-оценочный этап (10мин) | Даёт пояснение к написанию мыслей возникших на уроке Оценивает. | Осмысление и оценивание | Синквейн. | Высказывать своё отношение к проделанной работе и событиям первой половины 13 века. | Через чувства и эмоции ученики оценили деятельность А.Невского как полководца. | VI. Домашнее задание (2мин) | Показывает слайд и даёт при необходимости пояснения | Записывают задание и читают вопросы данные на дом. | | | |
| |
| |