Конспект урока истории в 11 классе Дата_______________
Тема: Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «Третьего пути»
(США, Великобритания, Франция, Италия, Германия
Цель:УУД:называть основные идейно-политические направления в европейских государствах;
Сравнивать содержание трех этапов в экономической политике, умение работать с разными источниками
Тип урока:урок новых знаний
Оборудование: учебник, таблица в учебнике, схемы
Ход урока
1.Оргмомент
2.Актуализация знаний:смешанная экономика, кейнсианство, государство благосостояния
3.Работа над новым материалом
«Точка зрения правительства на экономику может быть выражена в нескольких простых фразах: если что-то работает, облагай это налогом, если оно продолжает работать – регулируй, а если остановилось – субсидируй». Таких взглядов на экономическое развитие государства придерживался президент США Рональд Рейган.
Учитель: О том в действительности ли такая позиция была оправданна сегодня и пойдёт речь.
Вопросы занятия будут такими:
неоконсервативный поворот;
политика «третьего пути».
Кризисы конца 1970-х – начала 1980-х годов сильно повлияли на экономические взгляды правящих партий стран Запада.
Политики пересмотрели своё отношение к государственному регулированию. По-новому оценили возможности государственного сектора экономики. Изменили взгляды на социальные расходы. Произошёл поворот к консервативно-реформистскому типу экономической политики. В его основе лежала монетаристская теория Милтона Фридмана.
Её главная идея – регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением.
А также неолиберальная экономическая теория Фридриха фон Хайека. Её смысл – ограничение деятельности правительства во всех областях экономики.
(сообщения детей-опережающее задание): Милтон Фридман, Фридрих фон Хайек
Работа со схемой
Учитель: В 1979 году Маргарет Тэтчер так описала цели своей политики: «Я пришла к власти с одним чётким намерением – изменить Британию. Превратить её из иждивенческого общества в самостоятельное, из страны, сидящей и ожидающей неизвестно чего, в страну энергично действующих людей.
Цель нашего правительства – гораздо больше, чем содействие экономическому росту.
Наша цель – обновить моральный дух и единство нации».
Ещё одним доводом консерваторов в пользу рыночных отношений было следующее положение. Многие государственные предприятия и собственность не приносят доход. Ввиду этого убыточные предприятия необходимо приватизировать. Тем самым бюджет избавится от трат на содержание банкротов.
Для того чтобы стимулировать рост производства и внедрение новой техники консерваторы предлагали понижать налоги.
В тетрадь: Суть неоконсервативного поворота заключалась в обеспечении структурной перестройки экономики.
В качестве её основы выступали:
активизация рыночных отношений;
развёртывание частно-корпоративной деятельности;
стимулирование рыночной конкуренции.
Следует отметить, что упор был сделан на частную инициативу, а не на государственное регулирование. Однако на пути новой экономической политики стран Запада были помехи.
это государственный сектор,
развитая система социальной защиты,
сопротивление профсоюзов.
Против этих преград на пути новой экономической перестройки и были направлены тэтчеризм и рейганомика. В 1980-е годы поворот в экономической политике произошёл почти во всех капиталистических странах.
1.Задание: Проанализируйте высказывание и определите их принципиальное отличие от предшествующей политики государства благосостояния.
«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» М.Тэтчер
«Все, что может сделать правительство, - это поощрить людей полнее использовать их предприимчивость и оживить в них дух предпринимательства, а потом просто уйти с дороги и не мешать им».(Р.Рейган)
2.Задание Найдите в учебнике с.176 два аргумента консерваторов, которые они использовали для объяснения смены экономического курса
Решение проблемного вопроса
В 1990-е годы выросло недовольство консервативным курсом правительств. Во второй половине 1990-х годов партии консерваторов повсеместно лишаются поддержки.
Задание Самостоятельная работа: Составление своей схемы(с.177) «Политика «третьего пути»
Разбор составленной схемы
Суть политики «третьего пути» состоит в отказе от крайностей. Как от характерного для 1960-х годов активного вмешательства государства в экономику, так и от предпринятых в 1980-е годы попыток консерваторов свести экономическую и социальную деятельность государства почти к нулю.
Политика «третьего пути» — это
1)поддержка предпринимательской инициативы рынка при социальной ответственности государства перед малоимущими,
2)поощрение ответственности граждан в решении общественно важных проблем.
Вывод: Таким образом, после Второй мировой войны западные страны прошли
три основных этапа в экономической политике: с.178 (пар.22-9 кл)-таблица
формирование общества благосостояния;
неоконсервативный поворот;
политика «третьего пути».
Вопросы:1.Дополните таблицу графой «Хронологические рамки этапа».
2.Каким образом на каждом этапе решался вопрос о рыночной экономике?
3.Выясните особенности политики государства в социальной сфере на каждом этапе (использовать материал пар.:США, Великобритания, Италия, Германия, Франция)
Они приходили на смену друг другу и были характерны не только для развитых стран, но и для многих развивающихся государств. В формировании общества благосостояния в той или иной мере приняли участие все основные политические силы – консерваторы, либералы, социал-демократы.
Общество благосостояния – это общество с широкими гражданскими и социальными гарантиями.
Неоконсервативный поворот конца 1970-х – 1990-х годов – заслуга консервативных партий.
Политика «третьего пути» 1990-х – начала 21 века осуществлялась вновь получившими власть социал-демократами и либералами.
Подведение итога урока.
Рефлексия
Домашнее задание: закончить вопрос
Выясните особенности политики государства в социальной сфере на каждом этапе (использовать материал пар.:США, Великобритания, Италия, Германия, Франция)