Конспект урока литературы в 9 классе
Тема: «Женские образы в романе».
Цель урока: Раскрыть образ Печорина с помощью женских образов романа.
Проблемный вопрос: Способен ли Печорин на настоящие чувства?
Задачи:
Образовательная: выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»;
Развивающая: систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине;
Воспитательная: воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям;
Форма проведения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, метод деления на группы «Мозаика», тексты.
Ход урока:
Орг. Момент:
Сценка (Печорин/Бэла)
Подводим к теме:
Мы были уж на середине, в самой быстрине, когда она вдруг на седле покачнулась. «Мне дурно!» – проговорила она слабым голосом… «Смотрите наверх! – шепнул я ей, – это ничего, только не бойтесь; я с вами».
– Что вы со мною делаете? Боже мой!..
– Или вы меня презираете, или очень любите! Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить? Это было бы так подло, так низко, что одно предположение… о нет! не правда ли, не правда ли, во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение? Ваш дерзкий поступок… я должна, я должна вам его простить, потому что позволила… Отвечайте, говорите же, я хочу слышать ваш голос!.. –
– Вы молчите? – продолжала она, – вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?..
Я молчал…
– Хотите ли этого?
– Зачем? – отвечал я, пожав плечами.
– Оставьте меня, – сказала она едва внятно, я пожал плечами, повернулся и ушел.
2. Стадия вызова:
Метод деления «Мозаика». Деление на 3 группы по имени главной героини «Бэла», «Мери», «Вера».
Сегодня на уроке мы будем работать в группах..
Задание 1:
ая группа. Печорин и Бэла.
1)Составьте и зачитайте монолог Белы, в котором бы выразилось её отношение к Печорину.
2) Сделайте вывод: какой он, Печорин, в ваших глазах после такой ситуации. Какие качества Печорина погубили в духовном плане Бэлу?
Вывод: Человек не игрушка. Его нельзя взять, отдать. Вспоминаются слова Экзюпери, который говорил о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. В Печорине говорило его эгоистическое начало, потребительское отношение к Бэлле. Сначала она вызвала его интерес тем, что отличалась от светских девушек отсутствием кокетства, корысти, лицемерия. Но потом, удовлетворив свое любопытство, Печорин потерял к девушке интерес. Это и привело к трагедии.)
2 группа. Печорин и княжна Мери.
Составить и зачитать монолог Мери, в котором бы выразилось её отношение к Печорину.
Если в ситуации с Бэлой Печорин ведет себя как эгоист, то как он меняется в отношениях с Мэри?
Вывод: да, он ведет себя искренно, но самое страшное, что Мэри была лишь экспериментом для Печорина. Она оказалась героиней его спектакля, который он поставил, чтобы потешить свою душу/
Последним портретом является портрет Веры.
3 группа. Печорин и Вера.
1) Составьте монолог Веры, в котором бы выразилось её отношение к Печорину.
2) Сделайте вывод: как этот эпизод характеризует Печорина , любит ли он её?
Вывод: Он боится её потерять Веру, она становится для него дороже жизни. Холодный рассудок и взгляд на себя со стороны вытесняют искренний душевный порыв.
- Перед нами портреты Варвары Лопухиной и Марии Щербатовой, какую роль играли эти женщины в судьбе М.Ю.Лермонтова? На этот вопрос ответит ученик нашего класса, который провел небольшое исследование.
Исследование ученика.
Вера, возлюбленная Печорина, за которой после дуэли с Грушницким, он бросается в погоню, появляется еще в первом, незавершенном романе Лермонтова - «Княгиня Лиговская». Ее прототипом стала возлюбленная Лермонтова Варвара Лопухина. Известно несколько портретов Лопухиной, сделанных поэтом, в том числе один почти иконописный - со скрещенными на груди руками, в позе Богоматери «Умиление». В «Княгине Лиговской» история любви Жоржа Печорина не во всем, но во многом повторяет историю любви Лермонтова к Лопухиной. «Герой нашего времени» продолжает сюжетные линии этого незавершенного лермонтовского романа. Даже родинка на щеке княгини Веры перекочевала со лба Варвары Лопухиной.
Образ княжны Мери рожден петербургским романом Лермонтова с прелестной вдовой княгиней Марией Алексеевной Щербатовой зимой 1839 г., когда Лермонтов работал над «Героем нашего времени». Лермонтов вел себя странно: он бывал у Щербатовой, добивался ее любви, как вдруг их связь оборвалась по воле Лермонтова. Современники обращали внимание на точные совпадения ситуаций романа и жизни. Княжна Мери не понимает, почему Печорин не делает ей предложения, если он стрелялся из-за нее с Грушницким. Лермонтов стрелялся с Барантом, по мнению света, а также и княгини Щербатовой, отстаивая ее честь. Печорин задает себе вопрос: мог бы он_обрести тихую семейную пристань и отвечает на него отрицательно. Очень вероятно, что и Лермонтов задавался тем же вопросом:
«...отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?»
И отвечал себе так же, как его герой:
«Нет! я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится».
Печорин, любимый двумя женщинами: Верой и княжной Мери, - несомненно, похож на Лермонтова.
Задание 2. Заполните кластер, поработав с текстом романа.
(качества Печорина по отношению к каждой из героинь)
Беседа:
- Почему по замыслу автора Бэла умирает?
- А как бы вы поступили на месте Печорина?
- Какие слова вы бы подобрали, чтобы описать душевное состояние Мэри, когда она узнает, что Печорин не влюблен в нее, что это психологическая игра.
- Какой эпизод в тексте говорит о том, что он остро нуждался в Вере. Испытал боль от того, что боялся ее потерять? Давайте посмотрим фрагмент фильма. Как выдумаете Печорин любил Веру?-женщины любили его, он их?- чего не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?
- Чего не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?
Просмотр ролика (2 мин)
- Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой? (« А что такое счастье? Насыщенная гордость?») ?
А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви.
- К чему может привести гордость, отсутствие друзей и любимого человека?
(Конечно же, к одиночеству. Печорин представляется нам не просто героем своего времени, а трагическим героем».)
Решение проблемного вопроса. Способен ли Печорин на настоящую любовь?
Вывод: для любви надо жертвовать чем – то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.
Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». «У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».)
Подведение итогов.
Итак, все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия.
Рефлексия:
Я думаю, что Печорин…
Домашнее задание: Написать сочинение «Способен ли Печорин на настоящую любовь?»