СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе на тему "Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени""

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе»

Конспект урока литературы в 9 классе

Тема: «Женские образы в романе».

Цель урока: Раскрыть образ Печорина с помощью женских образов романа.

Проблемный вопрос: Способен ли Печорин на настоящие чувства?

Задачи:

  • Образовательная: выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»;

  • Развивающая:  систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине;

  • Воспитательная:  воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям;

Форма проведения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, метод деления на группы «Мозаика», тексты.

Ход урока:


  1. Орг. Момент:

Сценка (Печорин/Бэла)

Подводим к теме:


Мы были уж на середине, в самой быстрине, когда она вдруг на седле покачнулась. «Мне дурно!» – проговорила она слабым голосом… «Смотрите наверх! – шепнул я ей, – это ничего, только не бойтесь; я с вами».

– Что вы со мною делаете? Боже мой!..

– Или вы меня презираете, или очень любите! Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить? Это было бы так подло, так низко, что одно предположение… о нет! не правда ли, не правда ли, во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение? Ваш дерзкий поступок… я должна, я должна вам его простить, потому что позволила… Отвечайте, говорите же, я хочу слышать ваш голос!.. –

– Вы молчите? – продолжала она, – вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?..

Я молчал…

– Хотите ли этого? 

– Зачем? – отвечал я, пожав плечами.

– Оставьте меня, – сказала она едва внятно, я пожал плечами, повернулся и ушел.

2. Стадия вызова:

Метод деления «Мозаика». Деление на 3 группы по имени главной героини «Бэла», «Мери», «Вера».

Сегодня на уроке мы будем работать в группах..

Задание 1:

  1. ая группа. Печорин и Бэла.

1)Составьте и зачитайте монолог Белы, в котором бы выразилось её отношение к Печорину.

2) Сделайте вывод: какой он, Печорин, в ваших глазах после такой ситуации.  Какие качества Печорина погубили в духовном плане Бэлу?


Вывод: Человек не игрушка. Его нельзя взять, отдать. Вспоминаются слова Экзюпери, который  говорил о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. В Печорине говорило его эгоистическое начало, потребительское отношение к Бэлле. Сначала она вызвала его интерес тем, что отличалась от светских девушек отсутствием кокетства, корысти, лицемерия. Но потом, удовлетворив свое любопытство, Печорин потерял к девушке интерес. Это и  привело к трагедии.)


2 группа. Печорин и княжна Мери.

Составить и зачитать монолог Мери, в котором бы выразилось её отношение к Печорину.

  1. Если в ситуации с Бэлой Печорин ведет себя как эгоист, то как он меняется в отношениях с Мэри?


Вывод: да, он ведет себя искренно, но самое страшное, что Мэри была лишь экспериментом для Печорина. Она оказалась героиней его спектакля, который он поставил, чтобы потешить свою душу/

Последним портретом является  портрет Веры.


3 группа. Печорин и Вера.

1) Составьте монолог Веры, в котором бы выразилось её отношение к Печорину.

2) Сделайте вывод: как этот эпизод характеризует  Печорина , любит ли он её?

Вывод: Он боится её потерять Веру, она становится для него дороже жизни. Холодный рассудок и взгляд на себя со стороны вытесняют искренний душевный порыв.

- Перед нами портреты Варвары Лопухиной и Марии Щербатовой, какую роль играли эти женщины в судьбе М.Ю.Лермонтова? На этот вопрос ответит ученик нашего класса, который провел небольшое исследование.


Исследование ученика.

Вера, возлюбленная Печорина, за которой после дуэли с Грушницким, он бросается в погоню, появляется еще в первом, незавершенном романе Лермонтова - «Княгиня Лиговская». Ее прототипом стала возлюбленная Лермонтова Варвара Лопухина. Известно несколько портретов Лопухиной, сделанных поэтом, в том числе один почти иконописный - со скрещенными на груди руками, в позе Богоматери «Умиление». В «Княгине Лиговской» история любви Жоржа Печорина не во всем, но во многом повторяет историю любви Лермонтова к Лопухиной. «Герой нашего времени» продолжает сюжетные линии этого незавершенного лермонтовского романа. Даже родинка на щеке княгини Веры перекочевала со лба Варвары Лопухиной.
Образ княжны Мери рожден петербургским романом Лермонтова с прелестной вдовой княгиней Марией Алексеевной Щербатовой зимой 1839 г., когда Лермонтов работал над «Героем нашего времени». Лермонтов вел себя странно: он бывал у Щербатовой, добивался ее любви, как вдруг их связь оборвалась по воле Лермонтова. Современники обращали внимание на точные совпадения ситуаций романа и жизни. Княжна Мери не понимает, почему Печорин не делает ей предложения, если он стрелялся из-за нее с Грушницким. Лермонтов стрелялся с Барантом, по мнению света, а также и княгини Щербатовой, отстаивая ее честь. Печорин задает себе вопрос: мог бы он_обрести тихую семейную пристань и отвечает на него отрицательно. Очень вероятно, что и Лермонтов задавался тем же вопросом: 
«...отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?» 
И отвечал себе так же, как его герой: 
«Нет! я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится».
Печорин, любимый двумя женщинами: Верой и княжной Мери, - несомненно, похож на Лермонтова.


Задание 2. Заполните кластер, поработав с текстом романа.

(качества Печорина по отношению к каждой из героинь)


Беседа:

- Почему по замыслу автора Бэла умирает?

- А как бы вы поступили на месте Печорина?

- Какие слова  вы бы подобрали, чтобы описать душевное состояние Мэри, когда она узнает, что Печорин не влюблен в нее, что это психологическая игра.

- Какой эпизод в тексте говорит о том, что он остро нуждался в Вере. Испытал боль от того, что боялся ее потерять? Давайте посмотрим фрагмент фильма. Как выдумаете Печорин любил Веру?-женщины любили его, он их?- чего не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?

- Чего не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?

Просмотр ролика (2 мин)

- Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой? (« А что такое счастье? Насыщенная гордость?») ?


А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви.


- К чему может привести гордость, отсутствие друзей и любимого человека?

(Конечно же, к одиночеству. Печорин представляется нам не просто героем своего времени, а трагическим героем».)

Решение проблемного вопроса. Способен ли Печорин на настоящую любовь?

Вывод: для любви надо жертвовать чем – то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.
Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». «У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».)

Подведение итогов.

Итак, все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия. 


Рефлексия:

Я думаю, что Печорин…


Домашнее задание: Написать сочинение «Способен ли Печорин на настоящую любовь?»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!