Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор в рассказе»
Класс: 6
Цель: показать нравственные идеалы писателя.
Задачи:
Обучающие: раскрыть иприроду смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя;
Развивающие:
-совершенствовать навыки анализа художественного текста,
- активизация мыслительной деятельности учащихся;
- продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся,
лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к слову;
- развивать интерес к родной литературе, воспитывать внимательное отношение к слову, понять нравственный смысл рассказа; развивать чувство юмора, навыки характеристики героев, монологической речи.
- воспитывать интерес к изучаемому предмету;
- продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора
Тип урока: комбинированный
Ход урока: I. Организация начала урока.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!
II. Актуализация знаний
Скажите, пожалуйста, что вы понимаете под словом «подвиг»?
Т.е. подвиг – это яркий героический поступок человека иногда ценой собственной жизни ради свободы, любви, жизни других людей, ради своей земли, Родины.
- А что знаете о Геракле, герое Древнегреческих мифов? (12 подвигов). Обратим внимание, что и имя учителя из рассказа тоже греческое – Харлампий Диогенович, оно словно напоминает нам о древнегреческом философе Диогене.
- Какое имя в названии рассказа вам уже знакомо? Напомните нам, кто такой Геракл и какие подвиги он совершил.
Индивидуальные сообщения о Геракле.
- Итак, чем же необычно название рассказа Ф.Искандера?
Попытаемся выяснить, кого называет писатель именем легендарного героя и и что за подвиг он совершил.
III. Мотивация учебной деятельности.
Эпиграф: «Смешно сказать – великое дело
и большое искусство»
Лебедев А.А.
Ф. Искандеру принадлежит афоризм: «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным».
- Как вы понимаете эту фразу? (Это значит,что читать будет весело,но речь пойдёт о серьёзных вещах).
Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими. Обратимся к словарю литературоведческих терминов на стр.280. Найдём определение слова юмор, прочитаем его.
IV. Изучение нового материала:
БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ ( попутное составление кластера)
- Что еще в рассказе связано с Грецией?
( Пифагор – древнегреческий ученый, математик; греческое происхождение учителя. Его отчество – Диогенович – напоминает о философе Диогене. Упоминаются басни Эзопа).
- Перечитайте в учебнике слова самого Ф.Искандера: «Юмор делает серьезное еще более серьезным». Как можно связать их с этим рассказом?
(Искандер с юмором пишет о серьезных вещах, и это делает поднимаемые проблемы еще более серьезными)
- От чьего лица ведется повествование?
(От лица пятиклассника)
- Рассказом о каком герое начинается повествование? Что мы узнаем о Харлампии Диогеновиче? Как он добивался образцовой дисциплины на уроках? Что было главным оружием учителя?
Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.
Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:
Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».
Сведения о значении этого слова мы найдём …. «В словаре литературоведческих терминов».
IV. Анализ текста
1. Хотелось скинуть с директора шляпу, она всем порядочно надоела. Он всегда и зимой и летом ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия.
2. Принц Уэльский – опоздавший ученик. Принц никак не мог появиться в нашем классе. Ему здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей. И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле Электростанции. Потому что она образцовая.
Вы узнали эти строчки?
Возвращаемся к нашему тексту.
Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)
Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие, поскольку о себе человек рассказывает сам.
Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)
К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? (Оттягивает время, доктор с медсестрой)
Смог избежать герой наказания? (Нет.)
Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:
2. Прочитаем по ролям эпизод финальной сцены у доски.
Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя:
Состояние главного героя | Реакция класса |
В воздухе запахло какой-то опасностью. Захлопнулся маленький капканчик. Сердце моё с размаху влепилось в спину. Голос мой подымается прямо из живота. Казнь От ужаса и отвращения. Звонок – погребальный колокол. Какой троп помогает ярче описать состояние героя? Троп этот – метафора. Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю. | Смотрел на меня и ждал Ждал, что я буду проваливаться Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее Сдерживал хихиканья Смеялся Хохотал Обратите внимание на подчёркнутые слова. Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее. Автор использует градацию. |
Вывод:
Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.
5. Прослушивание аудиозаписи:
(Я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша не зашла бы и ничего бы не случилось.
Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями.
Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса.
С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами
никогда не совался к футболистам. Каждому своё. Я получил по заслугам.)
Ответы учащихся.
(Герой перестал обманывать, выполняет домашнюю работу.)
- Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.
Запишите ассоциативный ряд (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)
Обратите внимание на имя учителя.
Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критически, с иронией и юмором).
Какой смысл вкладывает автор в название своего рассказа? Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Название говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом назвать нельзя. (Найдите цитаты из текста)
Чего боялся главный герой рассказа? На что он был готов? Догадался ли учитель, что «бесстрашный малярик» не готов к уроку?
Назовите в рассказе все, что связано с Древней Грецией. (Название рассказа, Пифагор, греческое происхождение учителя, его отчество, напоминающее о древнегреческом философе Диогене).
В чем состоит «философский» смысл рассуждений о школьных математиках? (Старую школьную шутку рассказчик воспринимает совершенно серьезно, что делает ее еще более смешной).
Стадион «мешал педагогическому процессу». Как рассказчик выражает невозможность для детей сбежать на стадион с урока математики? (Смешным примером: «Это было все равно, что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу»).
Почему дети боялись нарушить дисциплину на уроках математики? (Потому что учитель «заставлял… смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем»).
Зачем учитель предлагает отличнику Сахарову пересесть к Саше Авдеенко? («Пожалейте Авдеенко, он может сломать себе шею». Учитель напоминает мальчику (Саше) о чувстве собственного достоинства. Разговор этот ведется с юмором, потому что, по убеждению писателя, «юмор делает серьезное еще более серьезным». «Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи»).
Какой случай вспоминает рассказчик? (Пересказать эпизод с прививками, связанный с попыткой героя избежать двойки за невыполненное домашнее задание).
Как учитель понял хитрость мальчика? (По слову «малярик»).
Объясните значение фразы: «Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». («Не бояться этого» – не понимать, что ты смешон, быть глупым).
Какое значение имеет слово подвиг? (Смелый поступок).
Можно ли назвать подвигом поступок главного героя рассказа? Почему Искандер называет это «подвигом»? (Нет, автор иронизирует).
Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога? (Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем
V. Рефлексия.
- Как повлиял этот случай на героя?
Он «стал серьезнее относиться к домашним заданиям» Кроме того, это натолкнуло его на философские размышления о природе смеха. Стр 186
- Какие чувства испытывает герой к учителю после случившегося?
Он благодарен учителю за то, что он «смехом закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»
- Вернемся к названию рассказа. Какую роль оно играет?
Заинтриговывает читателя и делает смешным тот поступок, о котором идет речь далее.
_ В чем состоит главная идея рассказа?
Смех помогает бороться с ложью, фальшью, обманом.
VI. Информация о домашнем задании:
1) вспомните смешной случай из вашей жизни. Расскажите о нем;
2) подготовить пересказ юмористических фрагментов рассказа (от третьего лица).
5