Пестова Ольга Евгеньевна-
учитель русского языка и литературы МАОУ “Лицей N15” г.Мытищи Московской области
Название работы: Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: “Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки”.
Тема урока: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
Цели: показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок; учить толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, познакомиться с собирателями пословиц и поговорок, использовать пословицы и поговорки в речи.
Планируемые результаты: знание понятий малые жанры фольклора, пословицы,
поговорки; умения различать пословицы и поговорки, уместно использовать в речи пословицы и поговорки.
Задачи урока:
1.Образовательные: формировать умение различать малые жанры фольклора пословицы и поговорки, обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок.
2.Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся.
3.Воспитательные: воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, Родине и своей семье.
Оборудование: учебник литературы, сборник пословиц О.Д.Ушакова, словарь
В.И.Даля
Вид урока: урок усвоения нового материала.
Ход урока:
I Организационный момент
II Проверка домашнего задания по теме “Обрядовый фольклор”
III Актуализация знаний
-Что такое фольклор?
- Какие жанры фольклора относятся к малым?
- В чем их своеобразие? (Ответы учащихся)
IV Работа по теме урока
- Как вы думаете, к какому жанру можно отнести следующие выражения:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Век живи-век учись.
- Это пословицы, поговорки.
-Верно. Приведите свои примеры. А что же такое пословица и поговорка и чем они отличаются? На эти вопросы нам предстоит ответить на сегодняшнем уроке.
V Слово учителя.
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.
Комары толкутся-к хорошей погоде.
Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрым.
Это советы, бытовые правила, а чтобы их было легче запомнить, надо, чтобы они были ладные да складные.
Некоторые пословицы дошли до нас в произведениях древнерусской литературы ХI-XII веков “Слово о полку Игореве”, "Повесть временных лет”. Некоторые пословицы и поговорки собирались учеными, например, Ф.И.Буслаевым, А.И.Афанасьевым. На основе чего были созданы сборники пословиц и поговорок. Но самым известным собирателем пословиц и поговорок является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю свою жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок. Кроме того, В.И.Даль подготовил и издал четырехтомный “Толковый словарь живого великорусского языка”, где привел множество пословиц и поговорок.
VI Работа с учебником
-Прочитаем статью в учебнике “Пословицы и поговорки” c.13-14.
Запишем определения в тетрадь.
-В чем отличие пословицы от поговорки? (Поговорка-украшение речи (цветок), пословица-суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка).
VII Сравнительный анализ
-Заполним таблицу “Сходство и различие пословицы и поговорки”
Пословица | Поговорка |
Законченное суждение | Часть суждения без вывода |
Имеет поучительный смысл | Передает эмоциональное отношение к сказанному |
Является законченным предложением | Является словосочетанием, частью предложения |
Часто имеет рифму | Короче, чем пословица |
Воду в ступе толочь-вода и будет | Воду в ступе толочь |
Два сапога-пара, да оба на одну ногу | Два сапога-пара |
VIII Актуализация полученных знаний
-Определите, какие высказывания относятся к пословицам, какие-к поговоркам:
Ложка дегтя в бочке меда.
Друзья познаются в беде.
Семь раз отмерь-один отрежь.
Тише едешь-дальше будешь.
Нашла коса на камень.
Любишь кататься-люби и саночки возить.
-В учебнике с.15 озаглавьте каждую группу пословиц и объясните их смысл.
XIX Подведение итогов урока
-С чем мы познакомились на уроке?
-Что нового узнали?
-Как вы думаете, зачем современному человеку изучать пословицы и поговорки?
(В пословицах и поговорках заключен опыт народа, который передается от поколения к поколению. Пословицы и поговорки делают нашу речь выразительной.)
X Домашнее задание
Творческое задание: придумайте и запишите историю, которая бы иллюстрировала одну из пословиц.