СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: "Малые жанры фольклора.Пословицы и поговорки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урок является повышение интереса  к УНТ, как основе нравственной культуры человека. Изучение произведений фольклора способствует  обогащению речи учащихся, делает ее более выразительной, образной.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: "Малые жанры фольклора.Пословицы и поговорки"»

Пестова Ольга Евгеньевна-

учитель русского языка и литературы МАОУ “Лицей N15” г.Мытищи Московской области

Название работы: Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: “Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки”.

Тема урока: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.

Цели: показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок; учить толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, познакомиться с собирателями пословиц и поговорок, использовать пословицы и поговорки в речи.

Планируемые результаты: знание понятий малые жанры фольклора, пословицы,

поговорки; умения различать пословицы и поговорки, уместно использовать в речи пословицы и поговорки.

Задачи урока:

1.Образовательные: формировать умение различать малые жанры фольклора пословицы и поговорки, обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок.

2.Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся.

3.Воспитательные: воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, Родине и своей семье.

Оборудование: учебник литературы, сборник пословиц О.Д.Ушакова, словарь

В.И.Даля

Вид урока: урок усвоения нового материала.

Ход урока:

I Организационный момент

II Проверка домашнего задания по теме “Обрядовый фольклор”

III Актуализация знаний

-Что такое фольклор?

- Какие жанры фольклора относятся к малым?

- В чем их своеобразие? (Ответы учащихся)

IV Работа по теме урока

- Как вы думаете, к какому жанру можно отнести следующие выражения:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Век живи-век учись.

- Это пословицы, поговорки.

-Верно. Приведите свои примеры. А что же такое пословица и поговорка и чем они отличаются? На эти вопросы нам предстоит ответить на сегодняшнем уроке.

V Слово учителя.

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.

Комары толкутся-к хорошей погоде.

Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрым.

Это советы, бытовые правила, а чтобы их было легче запомнить, надо, чтобы они были ладные да складные.

Некоторые пословицы дошли до нас в произведениях древнерусской литературы ХI-XII веков “Слово о полку Игореве”, "Повесть временных лет”. Некоторые пословицы и поговорки собирались учеными, например, Ф.И.Буслаевым, А.И.Афанасьевым. На основе чего были созданы сборники пословиц и поговорок. Но самым известным собирателем пословиц и поговорок является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю свою жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок. Кроме того, В.И.Даль подготовил и издал четырехтомный “Толковый словарь живого великорусского языка”, где привел множество пословиц и поговорок.

VI Работа с учебником

-Прочитаем статью в учебнике “Пословицы и поговорки” c.13-14.

Запишем определения в тетрадь.

-В чем отличие пословицы от поговорки? (Поговорка-украшение речи (цветок), пословица-суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка).

VII Сравнительный анализ

-Заполним таблицу “Сходство и различие пословицы и поговорки”

Пословица

Поговорка

Законченное суждение

Часть суждения без вывода

Имеет поучительный смысл

Передает эмоциональное отношение к сказанному

Является законченным предложением

Является словосочетанием, частью предложения

Часто имеет рифму

Короче, чем пословица

Воду в ступе толочь-вода и будет

Воду в ступе толочь

Два сапога-пара, да оба на одну ногу

Два сапога-пара





VIII Актуализация полученных знаний

-Определите, какие высказывания относятся к пословицам, какие-к поговоркам:

Ложка дегтя в бочке меда.

Друзья познаются в беде.

Семь раз отмерь-один отрежь.

Тише едешь-дальше будешь.

Нашла коса на камень.

Любишь кататься-люби и саночки возить.

-В учебнике с.15 озаглавьте каждую группу пословиц и объясните их смысл.

XIX Подведение итогов урока

-С чем мы познакомились на уроке?

-Что нового узнали?

-Как вы думаете, зачем современному человеку изучать пословицы и поговорки?

(В пословицах и поговорках заключен опыт народа, который передается от поколения к поколению. Пословицы и поговорки делают нашу речь выразительной.)

X Домашнее задание

Творческое задание: придумайте и запишите историю, которая бы иллюстрировала одну из пословиц.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!