СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Л. Н. Толстой . Басня "Как мужик убрал камень"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Л. Н. Толстой . Басня "Как мужик убрал камень"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Л. Н. Толстой . Басня "Как мужик убрал камень"»

Литературное чтение. Урок

Тема: Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Цели: изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», сформировать понятие о басне, о морали басни, сформировать опыт творческой деятельности;

развивать интерес к художественному слову, умению выразительно читать, развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитывать нравственные качества личности.


Формируемые УУД:

Познавательные - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные - воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других. 


                               Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

II. Актуализация знаний.

- Много книг чудесных,

Книжек умных, интересных,

Увлекательных, весёлых

В городах, станицах, сёлах.

Ты идёшь в библиотеку,

Чтоб побольше прочитать,

Настоящим человеком

Помогают книги стать!

- Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения? («Чудесный мир классики»)

- Какие произведения мы относим к классике? (Выдающиеся произведения, образцы литературы и искусства)

- Произведения каких русских классиков читали на уроках? (Произведения А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Л. Н. Толстого)

III.Постановка учебной задачи.

- Узнаете тему нашего урока, выполнив все мои задания.

- Угадайте произведение:

  • «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась»  («Прыжок»)

  • «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье» («Лев и собачка»)

  • «Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым» («Два товарища»)

- Что объединяет эти произведения? (Эти произведения написал Л.Н.Толстой)

- Назовите тему урока. (Продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого)

- Верно.

Физкультминутка

IV.Работа с текстом.

 Первичное восприятие.

- Послушайте произведение. (Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.)

- Понравилось ли вам произведение?

- Что вас удивило?

Ученики делятся впечатлением.

Физкультминутка (музыкальная)

Чтение текста про себя.

- Отметьте, какие слова требуют объяснения.

Работа в группе.

- Какие слова показались трудными? 
- Объясните значение слов:
 Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
 Порох – взрывчатое соединение или смесь.
 Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта,      

 подле камня – возле.
 Выдумка – вымысел, изобретение.

Чтение текста вслух.

Проблемный вопрос

- К какому жанру  вы бы отнесли это произведение? (Рассказ; басня)

- Докажите. (Обсуждение в паре)

- Мы думаем, что это рассказ, так как это прозаическое произведение.

  Предложения по цели   высказывания  – повествовательные. Наблюдается

  динамика происходящих событий.

- Мы отнесли это произведение к басне, так как высмеиваются пороки людей.  

   Имеется мораль.        

- Что означает слово басня?
- Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ.
- В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
- Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)
- Кто же прав? Постараемся доказать.

  Групповая работа

- Составьте вопросы по прочитанному произведению. Озаглавьте части.

   Выборочное чтение 1 части.

 - Какие вопросы подготовили?
- Где происходит действие?

 - Назовите участников.

  - Какая стояла задача перед инженерами?
 - Как озаглавили? (Камень на площади).
Работа над 2 частью.

- Какая стояла задача перед инженерами?

- Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
- Что предложил 1 инженер?
- Что предложил 2 инженер?

- Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?

- Как озаглавим? (Спор)

Физкультминутка
3 часть.

- Как решил эту задачу мужик?
- Почему ему дали еще 100 руб.?

- Как вы представляете мужика?

- Какими чертами характера обладал мужик? (простой, умный, сообразительный)
- Как озаглавили эту часть. (Хорошая выдумка)

- Рассмотрите иллюстрацию.
- Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.
- В чём заключается главная мысль?

- Важна не столько сила, сколько смекалка. А это и есть мораль басни Льва    Николаевича Толстого.

- Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём  произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой?
(инженеров для того, чтобы показать силу и мужика - смекалку)
- К какому жанру относится это произведение?
- Произведение «Как мужик убрал камень» является басней.

  Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме. Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.

V. Работа над пословицами

- Прочитайте пословицы.

- Какая из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?

1. Сколько голов, столько умов.

2.Сила ломит всё, а ум силу.

3. Мало что хотеть, надо знать да уметь.

4. Ленивые руки не родня умной голове.

5. Каков мастер, такова и работа.

6. Недаром говорится, что дело мастера боится.

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня открыли для себя?

- Оцените свою работу на уроке.

- Вот и кончился урок. 
Снова прозвенел звонок, 
Отдыхать мы можем смело, 
А потом опять за дело. 


Домашнее задание: выразительно читать изученную басню и пересказывать. Можно нарисовать рисунок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!