В.Ю.Драгунский «Главные реки»
Цели: расширить знания о творчестве В.Ю. Драгунского; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; учить учиться на основе рассказа В.Ю. Драгунского.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, видеозапись отрывка из художественного фильма по произведениям В. Драгунского (по возможности).
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Причина
«Причина» — какое удобное слово!
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,
Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело,
Далеко...
Причину найдешь —
И дыши глубоко!
С совестью мир,
Не запятнана честь...
Чего-то там нет,
Но причина-то есть!
Ребята, ребята,
Вы завтра — мужчины.
Не надо причин!
Не ищите причины!
В. Викторов
— Прочитайте стихотворение жужжащим способом (еще: медленно, шепотом, увеличивая силу голоса, с ускорением, выразительно).
III. Проверка домашнего задания
— Как вы восстановили план сказки? Прочитайте.
— Перескажите наиболее интересный, по вашему мнению, эпизод сказки от лица его персонажа.
— Что имел в виду Е.Л. Шварц, говоря о потерянном времени? Как вы понимаете название сказки?
— Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время?
IV. Сообщение темы и постановка целей урока
— Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл?
— Прочитайте на с. 17 учебника название рассказа, который будем сегодня изучать.
— Как вы думаете, о чем может быть это произведение? Рассмотрите иллюстрации к тексту.
— Определите задачи урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа над рассказом «Главные реки»
— Сейчас мы прочитаем рассказ Виктора Драгунского «Главные реки» на с. 17—23 учебника.
(Первичное чтение рассказа. Читают учитель и хорошо чи тающие учащиеся.)
— Ваши впечатления от прочитанного?
2. Словарная работа в рабочей тетради
— Подберите синонимы к словам.
ПОЗОР — (бесславие, бесчестье; стыд (и срам), скандал, позорище (разг.); срамота, стыдоба (народно-поэт.)).
ЛОВКО — (1) проворно, юрко; вертко (разг.); сноровисто (прост.); 2) удобно).
ПРИМЧАТЬСЯ— (прибежать, приехать).
ВЕЖЛИВЫЙ — (учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный).
БОДРО — (лихо (разг.), жизнерадостно).
ПРОДЕКЛАМИРОВАТЬ - (прочитать, прочесть).
ВЛЕПИТЬ — (поставить, ударить).
— От чьего имени ведется рассказ? Почему?
— К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Тест
— Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ «Главные реки», выполнив тестовое задание.
1. Герою рассказа шел:
а) восьмой год
б) девятый год
в) десятый год
2. Что мальчик делал вместо уроков?
а) играл в футбол
б) катался на велосипеде
в) запускал змея
3. Как долго Денис тренировался быстро одеваться?
а) все лето
б) пол-лета
в) целый месяц
4. Стихи какого поэта нужно было выучить?
а) Некрасова
б) Пушкина
в) Бунина
5. Когда Дениске стало худо, то у него даже:" а)заболела голова
б) заболел живот
в) заболело сердце
6. Как Кораблев назвал реку?
а) Миси-писи
б) Мипи-сипи
в) Миси-сипи
2. Чтение рассказа по ролям
— При чтении постарайтесь передать характер героев, отношение автора к своему герою.
VIII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
IX. Подведение итогов урока
— Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего?
Домашнее задание
Подготовить пересказ текста от имени Дениса. Вспомнить или найти сведения о жизни и творчестве Драгунского.