Обучающая – Познакомить с понятием «уравнение», «решение уравнения»; Дать представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную
Развивающая – развивать мыслительные операции; математическую речь; умение сравнивать в процессе работы на уроке.
Воспитательная – воспитывать ответственность, активность; умение слушать в процессе беседы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность на уроке. На парте должно лежать: учебник, рабочая тетрадь и пенал. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку | Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение Личностные УУД: формирование умения организовывать свою деятельность. Регулятивные УУД: способность к саморегуляции. |
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Устный счет. - Сейчас, я предлагаю вам продолжить ряд чисел: 4, 7, 11, 16, 22… (29, 37, 46.). - Молодцы. - А сейчас найдите те выражения, значения которых равны 13: 7 + 6 9 + 4 7 + 5 10 + 2 4 + 8 6 + 6 13 + 0 9 + 3 8 + 5 13 – 1 13 – 0 14 – 1 | Выполняют задания Учащиеся работают устно - 29, 37, 46. Учащиеся называют: 7+6 8+5 9+4 13+0 13-0 14-1 | Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность. Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев. Познавательные УУД: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов. Регулятивные УУД: планировать деятельность успешности учебной деятельности |
Действие целеполагание | - А сейчас посмотрите на равенства, записанные на доске. Попробуем назвать что это за выражение и решить его. 16-9= 8+ = 11 (В примерах «с окошком» мы подбираем число для составления верного равенства.) На доске карточки Х + 5 =11 - Как называется запись? - Вы сегодня исследователи и на уроке узнаем, что это за равенство? - Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам решить кроссворд. 1.Как называется результат сложения? 2. Как называется результат вычитания? 3. Как называется один из компонентов сложения? 4. Вспомните составляющие задачи. Продолжите ряд слов: условие, вопрос, решение и ….? 5. Как называется число, из которого вычитают? 6. Как называется выражение, в котором стоят знаки , 7. Как называется выражение, в котором стоит знак =? 8. Как называется число, которое вычитают? 9. Без чего не обойтись, чтобы ответить на вопрос задачи? – Кто нам назовёт тему нашего урока математики? Кто знает, как называются такие равенства в математике? - Какую цель поставим пред собой? | Ученики не могут решить третье равенство. Не знаем Сумма Разность Слагаемое Ответ Уменьшаемое Неравенства Равенства Вычитаемое Решение Уравнения - Научиться решать уравнения. | Регулятивные УУД: планировать деятельность Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование цели. |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения | Итак, мы начинаем наши исследования. Посмотрите внимательно на выражения, которые мы записывали. На какую запись похоже уравнение? + 5 =11 Что вы делали, чтобы решить пример с окошечком? А теперь внимательно посмотрите на другую запись Х + 5 = 11 - Что нам говорит знак «=»? - Какое равенство? Все ли числа в нем известны? -Что неизвестно? - Как оно обозначено? - Если оно неизвестно, перед нами какая встает задача? - Найдите это число, чтобы равенство было верным. - А знаете, что вы сейчас сделали? Решили уравнение Х + 5 = 11 Давайте сделаем вывод Уравнение это (показываю на знак «=») равенство, которое содержит (показываю на Х) неизвестное число. Уравнение - это равенство, которое содержит неизвестное число Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство стало верным. - Молодцы! Ваша работа достойна похвалы. А сейчас проверьте себя, прочитав параграф на с.68 - Какой сделаете вывод? Вам удалось выяснить, что такое уравнение.? - Что такое уравнение? Расскажите своему соседу по парте. Что значит решить уравнение? | На пример с окошечком В примерах «с окошком» мы подбираем число для составления верного равенства Это равенство Нет Первое слагаемое Латинской буквой Найти, какое это число Это число 6, потому что 6+5=11 Да | Познавательные УУД: владение логическими действиями. КоммуникативныеУУД: умение слушать друг друга и обмениваться мнениями. Личностые УУД: проявление познавательного интереса к предету. Регулятивные УУД: примают и сохраняют учебную задачу. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Работа с учебником, стр. 68 № 1. Ещё раз внимательно рассмотрите образец записи решения уравнения. Х+4=12-это уравнение. Проверка: Х=8 8+4=12 12=12 Первый и второй столбики выполняются с объяснением и записью на доске, третий и четвертый столбики выполняются самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах. - Давайте решим уравнения (3 человека у доски) 10 + х = 17 19 - х = 9 с – 6 = 7 - Как нашли неизвестное число? | Дети рассказывают алгоритм: 1) Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое. 2) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. 3) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. | Регулятивные УУД: внесение необходимых дополнений и корректив, выделение и осознание того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, осуществлять анализ объекта, делать выводы. |
Самостоятельная работа. | - Перед вами на столах лежат карточки. Прочтите задание. Карточка №1.(Низкий уровень) Решите уравнения. х-8=12 х+3=10 Карточка № 2. ( Средний уровень) .Внимательно посмотрите на выражения, подумайте и подчеркните уравнение. Решите его. х -8=12 14-9=5 y10 28+а Карточка № 3. ( Высокий уровень). Разбей данные выражения на группы. Назови каждую. Выбери ту, которая является уравнениями и реши их. 28+а 14-9=5 х+3=10 20-х х-8=12 13-7=6 | | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, осуществлять анализ объекта, делать выводы. Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и умение слушать одноклассников. |
Рефлексивно оценочные действия | - Ребята, вот и близится к концу наш урок. С каким математическим понятием мы познакомились? - Тогда скажите, что же такое уравнение? - А что значит решить уравнение? - Как вы думаете, научились ли вы решать уравнение? - Выберите и оцените свою работу знаками: «Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» - (!) «Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их» - (.) «Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится - (?) - Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям. Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться». На последующих уроках мы с вами опять продолжим учиться и тренироваться решать уравнения. Я уверена, все у вас получится! | Мы познакомились с понятием «уравнение» Равенство, которое содержит неизвестное число Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным Ответы детей | Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности. |