СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию на тему "Фирма в экономике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученик объясняет явления, приводит примеры, решает учебные задачи, работает с текстами различных стилей, владеет навыками публичных выступлений

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию на тему "Фирма в экономике"»

КОНСПЕКТ УРОКА


Тема: Фирма в экономике.

Цели урока:

обучающая: сформировать у учащихся умение разбираться в экономических показателях деятельности фирм; научить использовать ранее изученный материал при анализе новых явлений и процессов;

развивающая: научить решать ученые задачи, строить графики, интерпретировать информацию, работать в группе;

воспитывающая:формировать толерантное отношение к другому мнению, желание участвовать в диалоге.


Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны:

  • правильно употреблять и объяснять изученные термины и понятия;

  • анализировать деятельность фирм с точки зрения эффективности;

  • уметь выявлять положительные и отрицательные стороны деятельности фирм;

  • уметь составлять графики и карты памяти и работать с ними.


УУД на уроке:

Ученик объясняет явления, приводит примеры, решает учебные задачи, работает с текстами различных стилей, владеет навыками публичных выступлений.


Основные термины и понятия:

фирма, факторы производства, факторные доходы, издержки фирм, экономическая и бухгалтерская прибыль, налоги.


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: изучение нового материала.


ПЛАН УРОКА


  1. Понятие фирмы.

  2. Факторы производства.

  3. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

  4. Постоянные и переменные издержки производства.

  5. Налоги, уплачиваемые предприятием.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

  1. Организационный момент.

Мотивация.


Учитель объявляет тему урока, называет цели, предлагает приготовить тетради, ученики, листы для графиков и схем, письменные принадлежности.

Учитель: «Ребята, я предлагаю вам пройтись по нашему посёлку, изучая его экономическую карту. Прошу обратить внимание, в первую очередь, на то, как изменилась экономическая карта нашего посёлка: где были предприятия?»

- Что произошло? Эти магазины, автосервисы, производственные комплексы закрылись.

Вот мы сегодня и попробуем ответить на вопрос «Почему это сучилось?»

Приготавливают всё необходимое к уроку.





Учащиеся называют магазин «Планета», торговый центр «Арбат», хозяйственный отдел в магазине «Теремок», подсобное хозяйство завода «Металлург» и ряд других.

  1. Постановка ученой задачи

Учитель на протяжении всей работы использует технологию развития критического мышления: «Смотрим на доску!

Интересно, в чём проблема? Давайте узнаем, есть ли способы и пути решения этой проблемы?

Есть ли эффективные решения?

А затем выберем единственно правильное.

Любопытно, получив знания о деятельности фирм, сможем ли мы ответить на вопрос «Почему прекратилась деятельность некоторых фирм на территории нашего посёлка?»

(Анаграмма и записи остаются на доске).

Осмысливают идею (анаграмму) и вопросы, предложенные учителем.

  1. Понятие фирмы

Учитель демонстрирует презентацию, содержащую ряд вопросов:

  1. Зачем создаются фирмы с точки зрения покупателя?

  2. С точки зрения предпринимателя?

  3. Что такое добавленная стоимость?









Учитель задаёт вопрос:
- Насколько мы приблизились к ответу на наш главный вопрос?



Учащиеся получают информацию о фирме в ходе презентации.


Отвечают на вопросы.


Делают вывод: Деятельность фирмы приводит к превращению ресурсов в новое экономическое благо, при котором полезность его для общества выше, чем полезность ресурсов, потраченных на его производство.



Отвечают:
Мы установили, что фирма имеет право на существование, если она делает общество богаче, т.е. производит больше благ, чем тратит ресурсов.

  1. Факторы производства и факторные доходы

Учитель направляет дальнейший ход мыслей:

- Вы уже знакомы с понятием факторы производства.

Возьмите рабочий лист и запишите пропущенное.


- Каждый фактор производства имеет собственного хозяина, который стремится получить с них доход. Сформулируйте, что является доходом от каждого фактора.


Учитель выводит на экран схему и говорит о том, что рассматривается такое понятие, как капитал, и предлагает разделить его на финансовый, физический, инвестиции и ссудный капитал. Предлагает работу с учебником, с. 44 – 45.


- Ставим следующий вопрос: можем ли мы теперь ответить на главный вопрос нашего урока?


Чтобы решить обозначенную проблему, мы должны знать, от чего зависит эффективность хозяйственной деятельности фирмы.




Учащиеся называют все факторы производства, делают записи на рабочем листе.


Учащиеся по очереди объясняют и делают записи в рабочем листе.





Работая с учебником, стр. 44-45, находят объяснение этим понятиям.








Учащиеся делают вывод: Доходы владельцев производства – это затраты владельца фирмы.



  1. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

Учитель побуждает учащихся размышлять далее:

- Сейчас нам необходимо научиться сравнивать результаты (прибыль) с издержками. А для этого нужно чётко представлять, какие бывают издержки? Какая бывает прибыль?


Учитель предлагает учащимся записать словарь понятий и придумать собственный пример для объяснения.


Учитель делит класс на 2 большие группы - бухгалтеры и экономисты – и предлагает рассчитать экономическую и бухгалтерскую прибыль.


На экран выводится задача: «Сотрудник банка, получавший в месяц 2 млн рублей, решил уволиться и начать собственное дело: организовать в собственном загородном доме гостиницу. В этом доме он не жил, а сдавал его в аренду за 3 млн в год. Он вложил в дело все свои сбережения – 10 мн. Посчитайте результат его деятельности как бухгалтер и как экономист, если выручка от хозяйственной деятельности – 160 млн руб, затраты – 130 млн руб.»




Учитель:

- Сделайте вывод о целесообразности продолжать дело. Кого должен послушать предприниматель: бухгалтера или экономиста?


- Приблизились ли мы к разгадке исчезновения фирм?


- Рассмотрите схему. Где на схеме находится бухгалтер, а где экономист?

Возьмите на парте карточку № 2 и прикрепите схему.

(Схема № 1 дана в приложении)


- В чём проблема новосемейкинских фирм?




Высказывают некоторые предположения.







Приводят собственные примеры с новыми понятиями, дают пояснения.



Класс делится на группы, занимает рабочие места.




Группа «Бухгалтеры» выводит формулу и высчитывает прибыль: 160-130=30 млн руб.

Группа «Экономисты» выводят формулу и высчитывают:

  1. Потерянный заработок = 24 млн руб

  2. Потеря дохода от аренды = 3 млн руб

  3. Доход от сбережений = 10, 8 млн руб

Всего: 37, 8 млн руб


Экономическая прибыль меньше на 7, 8 млн руб, чем бухгалтерская, внутренние издержки выше, чем прибыль.


Учащиеся делают вывод.







Учащиеся дают ответ.



Рассматривают схему. Прикрепляют (каждый лично) свою карточку на ту сторону схемы, где должен располагаться, и объясняют свой выбор.


Учащиеся предполагают, что экономическая прибыль не была высокой и не покрывала издержек.


Постоянные и переменные издержки

Учитель предлагает «бухгалтерам» рассчитать затраты и предлагает следующую задачу:

«В месяц фирма изготавливает 100 металлических деталей. На каждую деталь уходит 700 г металла. Как изменится величина расхода, если предполагается увеличить производство до 200 деталей за счёт новых технологий?»

«Экономисты» получают иное задание:

« Подумайте, какие расходы при увеличении объёма не изменятся?»





Учитель предлагает записать в словарь понятия «издержки переменные и постоянные» добавить в словарь.


Учитель предлагает поразмышлять: « Можно ли было спасти новосемейкинскиепредприятия? Какие вы предлагаете общие экономические решения?»


Учитель ставит новую задачу: « Проведите анализ предлагаемого графика и сделайте все возможные выводы по нему».

(см. График в Приложении)


Учитель задаёт уточняющие вопросы:

- Возможно ли такое увеличение производства?

- «Потянет» ли фирма такие затраты?




Группа «бухгалтеров» отвечает, что с увеличением объёма расходы на металл, на заработную плату рабочим возрастут, т.е. изменятся.

(20,0*0,7 =140 кг, а прежде было 70 кг)



«Экономисты» отвечают, что количество оборудования, размеры цеха останутся прежними. Управляющий персонал – тот же. Эти расходы не изменятся, т.е. будут постоянными.


Ученики выполняют записи.




Учащиеся отвечают, что необходимо считать все издержки и грамотно выбирать масштаб производства.



Учащиеся проводят анализ и дают ответы.







Учащиеся говорят о том, что скорее всего у новосемейкинских предприятий общие затраты превысили прибыль, и они закрылись.


Налоги, уплачиваемые предприятием

Учитель:

- А есть ли какой-то внешний фактор воздействия на бизнес, который не зависит от расчётов бухгалтеров и экономистов, от их ошибок?
Ещё говорят: «Они думают, бизнес – это нелюбимые и необходимые налоги».

(На экране – кадр презентации «Налоги»)

- Вспомним, какие бывают налоги?

- Чем характеризуются налоги?

- Какие же налоги платят предприятия?

- Какой из налогов являются прямым, а какой косвенным?


На рабочем листе № 2 заполните пропуски.



















Учащиеся заполняют пропуски в схеме на рабочем листе № 2.


  1. Размышления и выводы

Итак, дайте ответы на следующие вопросы:

- Можем ли мы выбрать единственно правильное решение?

- Почему одни фирмы сопровождает удача, а другие разоряются?

- Всё ли выгодно производить?




Учащиеся рассуждают, дают ответы, приводят аргументы.


  1. Рефлексия

Вы встретились с владельцем магазина «Планета», который закрылся не так давно.

  • Можете ли вы задать ему экономически грамотные вопросы?

  • Можете ли вы понять его ответы?

  • Чем помог вам сегодняшний урок для беседы с предпринимателем?

  • Остались ли у вас невыясненные аспекты?


Учитель объявляет оценки и комментирует их.


Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.

  1. Домашнее задание

Учитель записывает на доске домашнее задание: § 4, задания стр. 53

Составить план по теме «Налоги в РФ»

Учащиеся вносят записи в дневники.





3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!