2 Мотивационный, целевой | Учитель показывает на экране картину Нестерова « Благовещение» с религиозным сюжетом . Задает вопрос: _Что мы можем увидеть на данной картине? -В какой тематике написана данная картина? Правильно- религиозная. Учитель крепит на доску напечатанное слово «религия» и « культура»задает вопрос: - Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове « религия» и «культура». Несколько ассоциаций учитель записывает на доске. - Действительно, среди ваших ассоциаций есть простые и понятные нам слова. Вы неплохо их находите, но посмотрите, можем ли мы религию записать в столбик с ассоциациями к культуре? Вот с эти мы с вами сегодня и будем разбираться. Запишите сегодняшнее число и тему урока: Религия как форма культуры. Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы сегодня? Правильно: Мы разбираемся с понятием религия, посмотрим особенности религиозной веры, функции религии, виды религий , связана ли культура и религия между собой? По ходу сегодняшнего урока ваша задача составить кластер-опорный конспект. Выдает форму. | Учащиеся рассматривают картину и отвечают на вопросы. Говорят ассоциации. Пишут тему Формулируют вопросы: -Что такое религия? -Какова роль религии в жизни человека? |
Изучение нового материала | Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров. Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа». Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом). Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради). -Почему люди верят во вмешательство сверхъестественных сил? - Основа религии – вера (личное, эмоциональное отношение человека к какой-либо информации, которую он признает обоснованной без доказательств).Давайте посмотрим в чем особенности религиозной веры и основные элементы религии. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик https://ok.ru/video/1080992534977 и попробовать сформулировать ответ на вопрос «Что такое вера?»( 3 мин.) Учитель показывает слайд презентации, на котором изображены картинки ( заповеди, обряд крещения, храм) -как вы думаете, какое отношение эти картинки имеют к религии? -Правильно-это элементы веры и религии в целом. Итак, теперь наша задача разобраться с видами религий. Предлагаю разобраться с ними с помощью метода контент-анализа. На каждую парту одного ряда я даю текст ( всего 3 вида)Прочитайте. Подчеркните слова в тексте, которые вам встретились не один раз. Выполните задания после текста.( 5 минут) Учитель организовывает беседу с учащимися, по ходу беседы заполняется опорный конспект.( приложение 2)( в ходе беседы акцентирует внимание, что на Южном Урале представлены все виды мировых религий) Итак, нам осталось разобраться с ролью религии в культуре. Ребята, у вас есть предположения ответа на данный вопрос? Конечно, ролью будет являться: 1 удовлетворение духовных потребностей человека. 2.Поддержание стабильности в обществе. Дает нравственные ориентиры для поведения людей. Развитие культурных традиций. Скажите, пожалуйста, можем ли мы назвать религию формой культуры? - в Конституции РФ провозглашена свобода совести, а знаете ли вы что это означает? Это право человека на свободу вероисповедания. Никто не может человека заставить верить или заставить отречься от своей веры. | (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом). Записывают определение в тетрадь Пытаются ответить на вопрос Учащиеся смотрят ролик и с помощью учителя формулируют, что вера-это безоговорочное признание Бога как творца. Определение записывают в кластер Отвечают: -Это составные части религиозной веры. Дополняют свой кластер. Читают 3 минуты. Обсуждают Читают, выполняют контент-анализ Заполняют кластер Формулируют тезисы Отвечают на вопрос. Высказывают предположения |