СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию в 8 классе на тему "Религия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассчитан на 1 час, используется технология контент-анализа. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию в 8 классе на тему "Религия"»




Название этапа

Ведущая деятельность


учителя

учащихся

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся.

Установление зрительного контакта с учащимися

Взаимное приветствие

2 Мотивационный, целевой

Учитель показывает на экране картину Нестерова « Благовещение» с религиозным сюжетом . Задает вопрос:

_Что мы можем увидеть на данной картине?

-В какой тематике написана данная картина?

Правильно- религиозная.

Учитель крепит на доску напечатанное слово «религия» и « культура»задает вопрос:

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове « религия» и «культура». Несколько ассоциаций учитель записывает на доске.

- Действительно, среди ваших ассоциаций есть простые и понятные нам слова. Вы неплохо их находите, но посмотрите, можем ли мы религию записать в столбик с ассоциациями к культуре?

Вот с эти мы с вами сегодня и будем разбираться.

Запишите сегодняшнее число и тему урока: Религия как форма культуры.

Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы сегодня?

Правильно: Мы разбираемся с понятием религия, посмотрим особенности религиозной веры, функции религии, виды религий , связана ли культура и религия между собой?

По ходу сегодняшнего урока ваша задача составить кластер-опорный конспект. Выдает форму.


Учащиеся рассматривают картину и отвечают на вопросы.








Говорят ассоциации.












Пишут тему






Формулируют вопросы:

-Что такое религия?

-Какова роль религии в жизни человека?

  1. Изучение нового материала

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.


Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».


Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

-Почему люди верят во вмешательство сверхъестественных сил?

- Основа религии – вера (личное, эмоциональное отношение человека к какой-либо информации, которую он признает обоснованной без доказательств).Давайте посмотрим в чем особенности религиозной веры и основные элементы религии. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик https://ok.ru/video/1080992534977 и попробовать сформулировать ответ на вопрос «Что такое вера?»( 3 мин.)

Учитель показывает слайд презентации, на котором изображены картинки ( заповеди, обряд крещения, храм)

-как вы думаете, какое отношение эти картинки имеют к религии?

-Правильно-это элементы веры и религии в целом.


Итак, теперь наша задача разобраться с видами религий.

Предлагаю разобраться с ними с помощью метода контент-анализа. На каждую парту одного ряда я даю текст ( всего 3 вида)Прочитайте. Подчеркните слова в тексте, которые вам встретились не один раз. Выполните задания после текста.( 5 минут)

Учитель организовывает беседу с учащимися, по ходу беседы заполняется опорный конспект.( приложение 2)( в ходе беседы акцентирует внимание, что на Южном Урале представлены все виды мировых религий)

Итак, нам осталось разобраться с ролью религии в культуре. Ребята, у вас есть предположения ответа на данный вопрос?

Конечно, ролью будет являться:

1 удовлетворение духовных потребностей человека.

2.Поддержание стабильности в обществе.

  1. Дает нравственные ориентиры для поведения людей.

  2. Развитие культурных традиций.

Скажите, пожалуйста, можем ли мы назвать религию формой культуры?


- в Конституции РФ провозглашена свобода совести, а знаете ли вы что это означает?

Это право человека на свободу вероисповедания. Никто не может человека заставить верить или заставить отречься от своей веры.

















(предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).




Записывают определение в тетрадь







Пытаются ответить на вопрос







Учащиеся смотрят ролик и с помощью учителя формулируют, что вера-это безоговорочное признание Бога как творца. Определение записывают в кластер



Отвечают:

-Это составные части религиозной веры. Дополняют свой кластер.



Читают 3 минуты.

Обсуждают








Читают, выполняют контент-анализ






Заполняют кластер

Формулируют тезисы












Отвечают на вопрос.




Высказывают предположения

Этап рефлексии

Ну что же, мы прошлись с вами по всем нашим сегодняшним вопросам, давайте посмотрим, насколько успешно. Сформулируйте один вопрос в рамках нашей темы, ответ на который вы знаете. Запишите его на листочке. Поменяйтесь вашим вопросом с соседом по парте. Ребята, ответьте на вопрос. Поменяйтесь обратно. Поднимите руку те, на чей вопрос ответ получен верный. Молодцы! В зависимости от полноты ответа поставьте друг другу оценку.

Выполняют работу

Домашнее задание

Учитель комментирует и инструктирует выполнение домашнего задания :

Д.З. прочитать параграф учебника, выяснить чем мировая религия отличается от национальной.












Приложение 1





Текст для контент-анализа

В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения. Отличительными признаками истинной религии являются доброжелательность, любовь, правдивость, чистота, великодушие, доброта, освобождение от страдания. Да победит он ( человек) недоброе - добрым, да победит он скупость щедростью, правдой - лжеца. Свяжи себя с добром. Жизнь-есть страдание, не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной и твоего страдания. Даже если я - Будда, я не могу ни смыть с кого-то деяния, ни стереть страдания существ рукой. Высшая цель человека-избавление от страданий. Человек должен достичь состояния свободного от страдания-нирваны. Нирвана –есть цель каждого человека.» Счастье не зависит от того, кто вы есть или что у вас есть. Счастье зависит исключительно от того, что вы думаете, счастья не становится меньше, если им делишься. Ненавистью не одолеть ненависть; лишь любовью ненависть побеждается. Это вечный закон.



Задание :1. Подчеркните слова в тексте, которые вам встретились не один раз ( Что они означают? Почему так часто встречаются?)

  1. Подумайте, какой религии принадлежат данные изречения?

  2. Кто является основателем данной религии?

  3. Выделите содержательные единицы.















Текст для контент-анализа

«Бог создал мир. В человек есть искра Божья – душа. Она вечная и после смерти тела не умирает. Первым созданным Богом людям душа была дарована чистой и незамутненной. Молиться о душе бессмысленно. Никто душу твою не спасёт, если сам о себе не позаботишься. И Царствия Божия никто не принесёт и не даст тебе, если сам его не отыщешь." То небо о котором говорю, внутри каждого и вне каждого, и Царствие Божие в этом небе и никаком другом. И далеко за ним идти не требуется, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо Царствие Божие внутрь каждого есть." Человек ведет греховную жизнь, нарушая 10 заповедей Божьих (гордыня, чревоугодие, почитание ближних и тд.)Заповеди даны для маловерных, в которых не вмещается Слово Божие, дабы уберечь их от преступлений. Истинно любящий своего Отца Небесного чист душою и в заповедях не нуждается. Для искупления грехов необходимо вести праведную жизнь – не нарушать Божьи заповеди, каяться в содеянном и молиться за искупление души. Если человек ведет неправедную жизнь, то после смерти он попадет в ад. Бог – милостив. Верь. Мало в тебе веры истинной. Говорю же тебе, что быть маловерным хуже, чем не верить вовсе. Ибо Бога отрицая, к Богу придёшь."



Задание :1. Подчеркните слова в тексте, которые вам встретились не один раз ( Что они означают? Почему так часто встречаются?)

2. Подумайте, какой религии принадлежат данные изречения?

3. Кто является основателем данной религии?

4. Выделите содержательные единицы.































Текст для контент-анализа



Я был направлен к людям в лучший из веков их, живу. У меня есть имя: я — Мухаммад, которым Аллах сотрет неверие. После меня уже не будет пророка.  Не ищите пороков друг в друге и не желайте того, чем владеет другой, и не завидуйте и не будьте вероломны или равнодушны, а будьте слугами Аллаха .  Глубокая мудрость — это страх перед Богом. Совершайте джихад во имя Аллаха. Самый блистательный джихад — это победа над самим собой. Совершай 5 раз в сутки намаз. Намаз чистит душу, дарит радость. Лучшее богатство — это богатство души; лучшее достояние — это благочестие души; самая глубокая мудрость — это страх перед Аллахом. Не завидуйте друг другу; не испытывайте ненависти по отношению друг к другу; не отворачивайтесь друг от друга. Подавайте милостыню. Не откладывайте подачу милостыни-это добро. Доброе дело — это то, что вызывает улыбку радости на лице другого человека. Лучший тот, кто лучше всех относится к своей семье, поддерживает связи со своей семьей.

Задание :1. Подчеркните слова в тексте, которые вам встретились не один раз ( Что они означают? Почему так часто встречаются?)

2. Подумайте, какой религии принадлежат данные изречения?

3. Кто является основателем данной религии?

4. Выделите содержательные единицы.( словосочетания, слова, отражающие основной смысл религии)



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!