МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока по окружающему миру
на тему «Дорожные знаки»
3 класс
УМК «Школа России»
Учитель: Петина А.Н.
с.Сторожевое. 2024г.
Тема урока: «Дорожные знаки».
Цель: Познакомить с дорожными знаками их назначением и отличительными особенностями.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Задачи:
Предметные:
- определение значение словосочетания «дорожный знак»;
- определение характерных черт групп дорожных знаков;
- умение различать дорожные знаки;
- иметь представление о назначении каждой группы.
Метапредметные: - развитие познавательных умений, умений наблюдать, анализировать, делать выводы;
- развитие словарного запаса учащихся.
Личностные: - формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки, принятие решений.
Планируемые результаты: - знать значение слов «знак», «дорожный знак»;
- знать характерные черты групп дорожных знаков;
- уметь различать дорожные знаки;
- иметь представление о назначении каждой группы.
Основные понятия: «Дорожный знак»
Межпредметные связи: литературное чтение.
Формы работы: индивидуальная, парная.
Учебно методическое обеспечение:
Для учителя: Мультимедийный проектор, презентация, ноутбук, карточки с заданиями, учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 3 кл. в 2 ч.М.: Просвещение,2020 год. Рабочая тетрадь А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 3 кл. в 2 ч. М.: Просвещение, 2022г.
Для учеников: А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 3 кл. в 2 ч.М.: Просвещение, 2020год. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 3 кл. в 2 ч. М.:Просвещение, 2022г.
Ход урока
Орг. момент. Эмоциональный настрой.
Здравствуйте ребята!
Сегодня наш урок – урок изучения нового материала, а узнавать новое – это всегда очень трудно. Поэтому сейчас давайте пожелаем друг другу успехов на уроке:
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
1. Актуализация знаний.
- Сегодня, ребята, на уроке у нас важный гость.
- Посмотрите на него внимательно. Как вы думаете, кто он по профессии?
(Инспектор дорожно-патрульной службы)
- Это Инспектор дорожно-патрульной службы. Как вы определили? Чем он занимается?
.(Он следит за порядком на дороге.)
- Он пришёл к нам на урок, чтобы узнать, как вы соблюдайте правила дорожного движения и умеете ли правильно вести себя на дороге.
- Кого можно назвать участниками дорожного движения?
(Это пешеходы, пассажиры, водители)
- Мы все являемся участниками дорожного движения.
Слайд 1. Автомобиль. Дорога. Пешеход
- Как неразрывны эти три слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и продолжим разговор, потому что дисциплина на улицах, дорогах и в транспорте – залог безопасности.
- Как только мы выходим на улицу, сразу становимся пешеходами. А легко ли быть пешеходом?
- Чтоб по улицам шагать, надо очень много знать. И как таблицу умножения помнить правила движения.
Давайте вспомним правила для пешеходов:
- Приготовьте сигнальные карточки. Если согласны с утверждением – покажите зелёную карточку, не согласны - красную.
2. Проверка домашнего задания. Графический диктант.
1. На проезжей части дороги игры запрещены (+)
2. Пешеходы должны двигаться только по проезжей части.(-)
3. Улицу можно переходить в любом месте(-)
4. При отсутствии тротуара пешеходы должны передвигаться по левой обочине, навстречу движении транспорта (+)
5.Улицу можно переходить на жёлтый сигнал светофора(-)
6. Каждый учащийся, видя нарушение Правил дорожного движения другими ребятами должен удержать их от этого нарушения и разъяснить им опасность(+)
- Вы хорошо знаете Правила дорожного движения для пешеходов.
Слайд 2
- Внимание! Наш инспектор дорожно-патрульной службы попросил нас разобрать ситуацию, которая произошла на перекрёстке.
- Кто переходит дорогу соблюдая правила дорожного движения?
- Кто нарушил? Какое было нарушение?
Ответы детей.
- Скажите, а кто ещё кроме сигнала светофора может помочь пешеходам, водителям на дорогах?
Ответы детей. (Регулировщик)
- Но на каждом километре нельзя поставить светофор или регулировщика, значит, нам нужны другие помощники на дорогах.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной̆ деятельности учащихся.
Цель : активизировать учащихся на работу и самостоятельно сформулировать тему урока.
- А вот что помогает нам соблюдать на улицах правила дорожного движения, узнаем из загадки.
Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - ……… (дорожный знак)
(Слайд)3
-А что же такое «Дорожные знаки»?
- Попробуем найти значение этого слова. На столе у вас конверты. Возьмите конверт №1. Достаньте из него различные определения, прочитайте, выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки». Работаем все вместе, совещаемся в группе, решаем, кто будет отвечать. (Читают, выбирают)
Дорожные знаки, представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов
Дорожные знаки – знаки действий, которые встречаются на уроке.
Дорожные знаки - элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний
Дорожные знаки - пометка, изображение, предмет, в котором отмечается, обозначается что-нибудь.
- Итак, какое определение вы выбрали?
( Дорожные знаки, представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов )
- Правильно.А где вы встречаете дорожные знаки? (на пути в школу, в магазин, ...)
- Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки? ( Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге)
- Кто должен знать дорожные знаки? Только водители? (пешеходы тоже)
- А кем вы становитесь, когда попадаете на улицу? (пешеходами,)
- Значит и вы должны знать дорожные знаки
- Какова тема нашего урока - Давайте сформулируйте цели и задачи нашего урока.
(Сегодня на уроке мы познакомимся с различными дорожными знаками и их назначением, узнаем, на какие группы делятся дорожные знаки, вспомним правила дорожного движения)
Слайд 4. (Знаки разных стран)
- Дорожные знаки – замечательное изобретение. Дорожные знаки применяются во всех странах мира. Они понятны без слов жителям всех стран. Причём в разных странах они одинаковы, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам. Знаки устанавливают с правой стороны дороги.
- Дорожные знаки делятся на несколько групп.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Слайд5. (Классификация)
- У вас на парте есть конверт с дорожными знаками. На доске таблица. Мы с вами сейчас будем её заполнять.
Ребята, хором произнесём названия групп, на которые делятся все знаки.
3. Работа по учебнику
- Откройте учебник, с.12.
Предупреждающие знаки.
- Итак, предупреждающие знаки. Прочитаем о них в учебнике. (Чтение вслух)
- Так о чём нас предупреждают эти знаки?
- Само название этих знаков говорит нам, будь внимателен, мы тебя предупреждаем об опасности, которая может, встретится на твоём пути.
- Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки?
- Найдите на парте предупреждающие знаки. Назовите и приклейте их в таблице.
- Какой знак устанавливают вблизи школ, детских садов?
Ответ детей. (Знак “Дети”)
Запрещающие знаки.
- Следующая группа – запрещающие знаки.
- Назовите запрещающие знаки.
- Прочитайте самостоятельно о них в учебнике, с 12.
- Что скажите о запрещающих знаках?
Ответы детей.(
-Правильно. Эти знаки запрещают, говорят, нельзя делать обгон, въезд и т.д.
- Сформулируйте назначения знаков, используя слово нельзя
- Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки? Найдите эти знаки и поместите в таблицу.
- Всё внимание на доску! Инспектор просит внимательно посмотреть на предупреждающие знаки и запрещающие. Что общего у них?
Ответы детей. (Они с красной каймой)
- Значит эти знаки очень важные. Они как красный свет светофора. Говорят, стой. Какие знаки более строгие? Почему?
Ответы детей. (Запрещающие. Они запрещают делать какие-то действия, говорят, что этого делать нельзя.)
- Молодцы, а теперь давайте прогуляемся, чтобы мы смогли отдохнуть и безопасно подойти к следующему этапу нашей работы
V .Физкультминутка
Дорога не тропинка,
Дорога не канава.
Сперва смотри налево.
Потом смотри направо.
Ты налево повернись,
Другу рядом улыбнись,
Топни правой ногой:
Раз-два-три,
Покачай головой,
Раз-два-три,
Руки вверх ты подними
И похлопай: раз-два-три
-Продолжим разговор о дорожных знаках.
Предписывающие знаки
Рассмотрим следующую группу знаков
- Это какие знаки?
( Предписывающие знаки)
Предписывающие знаки - говорят, следуй строго предписанию. Назовите знаки.
- Какую форму и цвет имеют предписывающие знаки?
Самостоятельно прочитайте о них в учебнике, с. 13
- Найдите ответ в учебнике на вопрос: Что означают знаки стрелок внутри синего круга?
Ответы детей. (В какую сторону нужно двигаться)
Вы молодцы, правильно «читаете» знаки. А какая группа знаков ещё выделяется в группе предписывающих знаков?
(Знаки особых предписаний)
- Какую форму и цвет имеют эти знаки?
- На что они указывают? Прочитаем в учебнике.
- Найдите на парте знаки особых предписаний. Назовите их и приклейте их в таблице.
(Информационные знаки)
Эти знаки информируют о расположении населённых пунктов и других объектов, о различных режимах движения.
Найдите у себя знаки этой группы и поместите в таблицу
- Это знаки: синего цвета, квадратной или прямоугольной формы. Обратитесь за помощью к учебнику. Найдите знаки этой группы.
Найдите на парте эта знаки и закрепите в таблице.
Ответы детей. (Информационные знаки)
- Заполняем таблицу дальше.
- Следующая группа -знаки сервиса. Прочитайте в учебнике об этой группе знаков
- А что такое сервис?(Обслуживание)
- Назови знаки сервиса?
- Как вы думаете, что подсказывают они водителю на дороге?
- Какого они цвета и формы?
Ответы детей.
- Найдите у себя знаки этой группы. Назовите их и поместите в таблицу
- А сейчас внимание!
Слайд 6
Давайте сделаем вывод: На какие группы делятся дорожные знаки? (дети читают названия групп.)
Ответы детей.
- В классе развешаны на стенах знаки? Назовите их и ответьте, к какой группе они относятся.
- Какие дорожные знаки встречаются вам по пути от дома до школы?
Ответы детей.
VI. Первичное закрепление знаний.
5. Работа в тетрадях
- Откроем тетрадь, с 10, задание 2. Прочитаем.
- Возьмите цветные карандаши. Раскрась знаки.
Слайд7
- Сравните свои ответы со слайдом.
- Поднимите руки, кто всё сделал без ошибок.
- Скажите, к какой группе относится каждый знак.
- Ребята, наш Инспектор дорожно-постовой службы доволен вашей работой. Но когда он ехал к нам на урок, заметил что с центральной улицы с. Сторожевое сбежали все дорожные знаки. Он расстроился немного и обратился к вам за помощью. Давайте поможем ему. Расставьте необходимые знаки. (Работа выполняется на макете с.Сторожевое)
- Вы молодцы .Справились с заданием. А что обозначают эти знаки?
- К какой группе относятся?
- Наш Инспектор доволен вашей работай и предлагает выполнить ещё задание.
VII.Первичное усвоение новых знаний.
6. Игра “Помоги инспектору установить дорожные знаки”. Слайд 8-13
- Участники дорожного движения! Случилась беда! Помогите инспектору установить дорожные знаки!
- Для чего нужны дорожные знаки? Может можно обойтись и без них?
Ответы детей.
VII. Проверка усвоения материала
7. Игра “Дорожные знаки” Работа на карточках.
- Наш инспектор приготовил для вас задания на карточках. Он нарисовал знаки, но надписи к ним перепутал. Ваша задача всё исправить. Соедините знаки с надписью.
-Давайте проверим.
Проверка по группам. Слайд 14-15
- Приготовьте сигнальные карточки – светофоры. Игра “Верно ли утверждение” Если верно – зелёный сигнал, а если нет – красный.
Тест
1. Дорожные знаки разные в каждой стране.
Да; Нет.
2. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой.
Да; Нет.
3. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.
Да; Нет.
4. Сервис – это обслуживание.
Да; Нет.
5. Дорожный знак “Кирпич” означает место остановки автобуса?
Да; Нет.
6. Знак “Пешеходный переход” выглядит так, красный треугольник с изображением человека.
Да; Нет.
7. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах.
Да; Нет.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
. - Что нового вы узнали сегодня на уроке, чего раньше еще не знали? ( Мы узнали о том, что дорожные знаки делятся на несколько групп)
-На какие группы делятся дорожные знаки?( : запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие, информационные.)
(У детей в конверте по 3 смайлика желтого, красного, зеленого цвета. Они должны оценить степень усвоения
нового материала на уроке и прикрепить соответствующий смайлик на Светофор.)
- Ребята, наш урок подходит к концу и мне бы очень хотелось знать, что вы чувствуете сейчас.
- Если вам было всё понятно и интересно на уроке, вы усвоили материал- подойдите к зелёному сигналу светофора и прикрепите соответствующий смайлик.
Если у вас остались ещё какие то вопросы по теме, дома нужно еще раз почитать статью, чтобы лучше запомнить - подойдите к жёлтому сигналу светофора.
Если материал показался сложным, на уроке тебе было трудно и эту тему еще нужно обсудить, то подойдите к красному сигналу и прикрепите смайлик.
- Молодцы! Инспектор дорожно-патрульной службы остался доволен вашими знаниями, вы хорошо разбираетесь в Правилах дорожного движения. Он надеется, что светофор и дорожные знаки станут вашими настоящими друзьями, среди вас не будет нарушителей, Ваши отметки: Также он вручает вам такие значки на память.
IX. Информация о домашнем задании.
- Инспектор дорожно-патрульной службы задаёт вам следующее домашнее задание.
Д/з: с. 12–16, читать, пересказывать, Тетрадь с. 10, № 1, 3, 4