СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по произведению Булгакова "Морфий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по произведению Булгакова "Морфий"»


Конспект урока по литературе



Урок литературы (внеклассное чтение) в 11 классе по рассказу М.Булгакова «Морфий»

Цели урока:

- познакомить учащихся с произведением современной литературы;

- обучать пониманию авторского замысла;

- развивать активную жизненную позицию, негативное отношение к употреблению наркотиков.

Оборудование: мультимедийная презентация, на которой

-слова В.Высоцкого: Кто-то там проколол мою совесть,

Кто-то в сердце вкурил анашу.

Эх, ребята, про вас нужно повесть,

Жалко я повестей не пишу.

-цитаты из рассказа, например: «Я – несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю та же участь…» и др.;

-рисунок с изображением героя, склоненного над шприцом, впереди

него облик Старушки-смерти с вилами. (Сюжет взят из рассказа).

Музыкальное оформление:

В начале урока – отрывок из песни «Марихуана» в исполнении Линды.

В конце урока – мелодия из «Реквиема» В.-А. Моцарта.

Впервые рассказ был напечатан в декабре 1927 года в журнале “Медицинский вестник”. Как вы думаете, почему солидный медицинский журнал решил напечатать на своих страницах произведение художественной литературы?

Ребята (здесь и далее – предполагаемые ответы учащихся, прим. Н.П.): Повествование Булгакова реалистично, достоверно с медицинской точки зрения.

У: Работу над рассказом Булгаков начал еще в Вязьме, во второй половине 1917 года. Первоначально рассказ получил название “Недуг”. Рассказ Булгакова «Морфий» носит автобиографический характер, так как сам автор был наркоманом и то, что он описывает, испытывал сам. В 1916 году он отправился работать земским врачом в Смоленскую губернию, Сычовский уезд, село Никольское. Работать приходилось очень много, вместе с женой Тасей Михаил каждый день принимал огромное количество пациентов, их число доходило до ста человек в день. Однажды к Булгакову привезли ребенка с дифтеритом, и пришлось через трубку отсасывать пленку с крохотного горла, Михаил инфицировался, а противодифтерийная сыворотка обладала тяжелейшим побочным действием: у Булгакова распухло лицо, тело зудело нестерпимо, а в ногах были сильные боли, чтобы снять боль, он вколол себе морфий. За считанные дни Булгаков стал совершенно другим человеком, безумцем, преследуемым галлюцинациями: его душил гигантский змей, который дробил кости. Без наркотика Михаил приходил в ярость. Он швырял в жену различные предметы, а однажды бросил в нее зажженную керосиновую лампу. Целый год Михаил и его жена жили в аду. Чудом Булгаков вылечился, пройдя через отчаяние, боль, личную трагедию.

Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Здесь

всего 5 глав, но наиболее интересной является четвертая, где представлен дневник доктора Полякова. В нем день за днем прослеживается судьба земского врача, заболевшего морфинизмом.

У: Еще один факт: рукопись рассказа не сохранилась. О чем он, этот факт, свидетельствует, как вы думаете?

Р: Может быть, излечившись, Булгаков не хотел вспоминать о своей болезни? Может быть, повествование очень лично, интимно?

Автор выбрал форму дневниковых записей, а нам известно, что дневнику доверяется самое сокровенное, личное, то, что порой нельзя рассказать даже самому близкому человеку. Кроме того, пишет врач, вооруженный знаниями. «По сути дела это не дневник, а история болезни»- пишет сам доктор.

1). Зачем первый раз доктор Поляков вколол себе морфий?

Сергей Поляков впервые принял наркотик по двум причинам. Во-первых, его жена, “оперная певица,.. пожила с ним год и ушла”. Во-вторых, “…боли в области желудка. Но какие! Холодный пот выступил у меня на лбу”. “Говорят, что я был совершенно зеленый”. Анна Кирилловна, фельдшерица – акушерка, женщина, которая становится единственным другом Полякова (кроме дневника!), была вынуждена для снятия боли “впрыснуть морфий”.

2). С какой целью сделал себе второй укол?

3). Давал ли врач себе отчет, к чему может привести неоднократное употребление наркотиков?

4). Каковы причины обращения героя к наркотикам? (Одиночество, несчастная любовь, тяжелая работа, скука, особенности характера).

5). Как автор описывает этапы привыкания к морфию?

III. Этапы привыкания к морфию:

Время привыкания

Ощущения, чувства, мысли героя

1). 1 раз

«Не могу не воздать хвалу тому, кто первый извлек из маковых головок морфий. Истинный благодетель человечества. Боли прекратились через 7 минут после укола.» «Спал глубоко и хорошо, - без мыслей о ней, обманувшей меня.»

2). 2 раз

«Боль прекратилась мгновенно. Хорошо…»

3). 4 раз

«4 укола не страшны.»

4). 2 недели

«Необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности… Это высшая точка проявления духовной силы человека… Нормально человек может работать только после укола морфием.»

5). 3 недели

«Анна боится. Успокоил ее, что я с детства отличался громаднейшей силой воли. Сплю сладко.»

6). Почти месяц

«Двойные сны», «в моём сне музыка слышна совершенно небесно,» «я могу ее усилить или ослабить.» «Я встаю сильным и бодрым… интерес… я спокоен.»

7). 1,5 месяца

«Я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться и, главное, кричать на людей, когда я не прав.» «Морфий – грозная штука. Привычка к нему создается очень быстро. Но маленькая привычка ведь не есть морфинизм?»

8). Почти 2 месяца

Заменил морфий кокаином. «Кокаин – черт в банке.» 1 минута – «состояние спокойствия, тотчас переходящее в восторг и блаженство.» «Потом боль, ужас, тьма.» «Сердце начинает стучать, … потом проваливается в бездну.» «Сегодня я – полутруп.»

9). 3 месяца

«Я впрыскиваю себе морфий два раза в сутки…» «Мне все кажется, что кто-нибудь узнает о моем пороке.»

10). 3,5 месяца

«… человека нет. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия.» «Смерть – сухая, медленная смерть…»

11). 8 месяцев

«Рвота. Ужасные впечатления.»

12). 9 месяцев

«После побега из Москвы из лечебницы доктора я вновь дома. Я болен.» Доктор в лечебнице предупреждает, что он все равно вернется в психиатрическую лечебницу.

13). 10 месяцев

Начались галлюцинации: старушка с вилами летит.

14). 11 месяцев

«Я погиб надежды нет. Люди мне ненавистны. Худ. Бледен. На предплечьях непрекращающиеся нарывы, то же на бедрах. Я не умею стерильно готовить растворы, кроме того, раза три я впрыскивал некипяченым шприцем. Это мучение, а не жизнь.»

15). 11,5 месяцев

Психиатры «не умеют ничем помочь больному.»

16). Год

«Мне не нужен никто. Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь.»

V. С какой целью написан рассказ?

V. Сформулируйте выводы после прочтения.

Выводы после прочтения:

  1. Нельзя даже пробовать наркотик.


  2. Привыкание происходит очень быстро и незаметно.


  3. Никто не сможет помочь человеку во время болезни.


  4. Бросить употребление наркотиков часто невозможно.


  5. Всего за год человек превращается в живой труп.


VI. Заключительное слово учителя.

Рассказ Булгакова «Морфий» - предостережение тем, кто столкнулся с проблемой наркомании, и тем, кто стоит перед выбором: стоит ли попробовать тот или иной наркотик. Он описывает этапы привыкания к наркотикам и последствия этой страшной болезни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!