СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Основные правила орфографии" 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Основные правила орфографии" 4 класс»

Класс: 4 «Д»

Тема: «Основные правила орфографии»

Цель: закреплять навыки нахождения орфограмм в словах

Задачи:

  • продолжить формирование навыка находить орфограммы в словах и выбирать нужный алгоритм для их проверки;

  • восполнить следующие типичные пробелы в знаниях;

  • обеспечить контроль знаний и умений по теме;

  • подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала.

  • развивать мотивацию учебной деятельности;

  • развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых правил орфографии в окружающей жизни;

  • добиваться систематического выполнения домашнего задания, воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости; воспитание интереса к русскому языку, к учению;


Формируемые УУД:

Регулятивные – целеполагание, планирование, познавательная инициатива, оценка результата работы, коррекция, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче;

Личностные – положительная мотивация к изучению, умение выбирать дополнительные задания по теме «Правила орфографии» с целью устранения пробелов в собственных знаниях, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности;

Познавательные – выполнение логических операций анализа, синтеза, обобщения, классификации объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, структурирование знаний, рефлексия ,поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания,;

Коммуникативные – учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных.


Методическое оснащение:

Русский язык. Учебник. 4 класс. 1 часть

Презентация.

Ромашка.

Фантики от конфет

Сигнальные карточки, конфеты


Тип урока: урок применения знаний и умений.


Педагогические технологии:

обучение в сотрудничестве;

технологии развивающего обучения;

здоровьесберегающие технологии;

групповые.



Методы: практический, поисковый.


Подготовка к уроку: предварительно домашним заданием было каждой группе подготовить сообщение с помощью жестов. Жребием были распределены темы. Ребята должны передать информацию как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Приложение 1.
































Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Ребята, очень рада вас видеть! (слайд 1)

- Итак, урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.

- Я желаю вам хорошего настроения.

- От чего зависит хорошее настроение?

(От хорошей погоды, от хорошего самочувствия, от друзей, которые рядом с тобой…)

- Я сегодня хочу подарить правило хорошего настроения.

- Наше настроение зависит от наших мыслей.

-Если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, подумай о хорошем. Помните, от хорошего настроения зависит успех в учебе.

  1. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания. Мотивация к учебной деятельности.

Передайте с помощью языка жестов сообщение, которое вы подготовили дома.

Попробуйте «озвучить» и передать смысл сообщения.

(остальные группы пытаются угадать сообщение)

В заключении оценивают работу группы с помощью сигнальных кружков: зеленый – отлично передали смысл сообщения, желтый – не совсем точно, красный – не понятно.

Спасибо, группы. Вы очень ответственно подошли к подготовке домашнего задания

Всегда ли пригоден такой способ сообщения?

(Нет)

Можно ли жестами точно воспроизвести сообщение?

(Нет).

А что можно передать жестами?

(Радость, восторг, грусть, злобу, надежду и т.д.)

Общаются ли в современном мире с помощью языка жестов?

(Да, но только люди с ограниченными возможностями, глухонемые)

Какие способы передачи сообщений используются сейчас?

(Телефон, Интернет и т.д.)

Какое самое главное правило в передачи сообщений?

(Грамотность)

А что для этого нужно?

(Знать правила правильного написания слов, т.е. орфографии)

  1. Самоопределение к деятельности

1. Постановка цели. Формулирование темы урока.

Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы будем работать на уроке. (Слайд 3)



. . . . . . . . . .

ПОРРАФВООГПРИАСФ АИНЯИЕ

. . . . . . . . . . . .



- Какие это слова?

(Орфография и правописание)

- Как вы их нашли?

(Соединили буквы, над которыми вверху стоят точки. Затем соединили буквы, под которыми внизу поставлены точки)

- Еще раз посмотрите на получившиеся слова. (Слайд 4)

(орфография, правописание)

- Что обозначают эти слова?

(Орфография или правописание – это система правил, которые устанавливают единообразие в написании слов)

Для чего нужна эта система правил?

(Чтобы грамотно писать слова)

Как вы понимаете слово единообразие?

(Единые правила, которые устанавливают правильную передачу речи на письме)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Правила орфографии)

- Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ.

(На прошлом уроке мы изучили способы передачи сообщений и какую роль играют звуки в словах, вспомнили, как называется наш алфавит и повторили его, значит сегодня вспомним, какие орфограммы знаем, будем учиться их проверять, повторим алгоритм проверки)

  1. Минутка чистописания

- Запишите число и вид работы.

- На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми безударными гласными в слове орфография.

- Какие это буквы? (о, о) (гласные)

- Почему?

- Составьте цепочку из таких букв, при каждом повторе увеличивая количество букв О на одну.

о оо ооо оооо ооооо

(Учитель записывает на доске цепочку букв, обращая внимание на их соединения)

  1. Словарно – орфографическая работа (Слайд 5)

- Уберите мысленно буквы, обозначающие парные звонкие согласные в данной цепочке, и вы узнаете слово, которое можно встретить на поляне мы сейчас запишем.




- Какое это слово?

(Ромашка)

- Что такое ромашка?

(Ромашка – это цветок)

Найдите на доске цветок с тем количеством лепестков, который показывает сколько правил орфографии мы изучили. Учитель открывает дополнительную доску с картинками цветов.

- Сколько правил орфографии вы изучили?

(9 основных правил орфографии)

Давайте сорвём наш цветок с 9 лепестками.

Цветок наш необычный. На каждом лепестке записаны наши 9 правил орфографии. Давайте их вспомним.

На доске учитель готовит ромашку с 9 лепестками. (открывать поочередно).

Учащиеся проговаривают правило.

- Возвращаемся к нашей ромашке.

- Какую орфограмму мы сейчас повторили?

(Слова с непроверяемой безударной гласной)

- Выделите орфограмму.

(Ударение падает на второй слог, на гласную а. Непроверяемая безударная гласная О, которую нужно запомнить)

- Какую еще орфограмму можно встретить в слове ромашка?

(Парные согласные).

- Есть ли на нашей ромашке такая орфограмма? (Да)

Учитель обращает внимание на следующий лепесток.

- Устно докажите написание глухого согласного ш в слове ромашка.

(Проверочным может быть такое слово, в котором после согласного стоит гласный. Ромашка – ромашечка)

- Кроме ромашки, какие цветы вы знаете?

(Перечисляют свои варианты)

- Вспомните еще ранее изученное слово с непроверяемой безударной гласной, относящееся к цветам)

(Сирень)

- Запишите и это слово, выделите орфограмму.

- Итак, какие орфограммы мы с вами уже повторили?

(непроверяемые безударные гласные в корне и парные согласные)

- Что ассоциируется со словом ромашка? (Слайд 6)

Лекарственная ромашка.

Вкусная «Ромашка»

(в первом случае ромашка – это цветок, а во втором - конфета)

Обратите внимание, как записано название фантика. В кавычках и с большой буквы.

- Составьте и запишите самостоятельно предложение со словосочетанием лекарственная ромашка и вкусная «Ромашка»

- Какие предложения у вас получились?

(Спросить несколько учащихся)

А какие орфограммы мы еще не назвали?

Где их можно встретить?

(В учебнике)

  1. Работа по теме

Работа по учебнику. Комментированное письмо

Работа по учебнику стр.46 упр.65

- Определите, каким правилам подчиняется написание выделенных букв в каждой группе слов. Спишите слова, подобрав, где это возможно, проверочные.

(По очереди учащиеся работают у доски, остальные в тетрадках)

Проговаривать орфограмму и указывать её на лепестках ромашки.


- Какую орфограмму еще не повторили?

(Разделительный Ъ и Ь)

- Давайте её вспомним.

(Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами Е,Ё,Ю.Я)

(Разделительный Ь пишется в корне после согласных перед гласными Е,Ё, И, Ю, Я.)

  1. Физминутка

Я буду называть слова. Если в слове разделительный Ъ – вы приседаете, если разделительный Ь – встаёте, руки поднимаете вверх. (Слайд 7)

- Семья, въехал, бульон, вьюга, съел, вьюн, объявление, ручьи, ружьё, объехал, осенью, сел.

- Что вас смутило?

- Почему не отреагировали на слово сел?

(Потому что в нем нет разделительных Ъ и Ь)

  1. Закрепление изученного материала

  1. Творческое применение знаний.

Внимание на экран. Вы узнали, что это? (слайд 8, 9, 10)

(да, фантики от конфет)

- Молодцы, ребята.

Поднимите руки, кто любит конфеты.

А всегда ли вы читаете название конфет? (Да)

Давайте теперь найдем в названии конфет «опасные места», т.е. обнаружим орфограммы.

(узнают и называют название фантика и орфограмму)

Как можно назвать эти орфограммы на вкус?

(Сладкими)

Где еще можно встретить орфограммы?

(В названии продуктов питания)

Как можно назвать еще наш русский язык? (Вкусным)

Можно ли назвать наш русский язык вкусным?

  1. Работа в группах.

- Давайте разделимся на группы.

(Группы получают настоящие фантики от конфет (по 10 штук) и карточки с таблицей, в которую учащиеся должны отобрать и записать только те фантики, в которых есть орфограммы из 9 основных правил, которые изучали)

Орфограмма

Название фантика

Слова с непроверяемым написанием


Жи- ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, нщ


Парные согласные


Безударные гласные


Непроизносимые согласные


Удвоенные согласные


Перенос слов


Прописная буква


Разделительные Ъ и Ь



- Покажите общую готовность. (Сигнальными карточками).

(Ученики работают в группах, затем представляют свою коллекцию фантиков)

Результат был верный только в том случае, когда группа провела «защиту» своих фантиков, т.е. назвала орфограмму и подсчитала количество таких слов)).

- Давайте подведем итог нашей работы.

(Учащиеся защищают свою работу и отмечают на доске количество фантиков в общей таблице)

Орфограмма

Название фантика

Слова с непроверяемым написанием


Жи- ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, нщ


Парные согласные


Безударные гласные


Непроизносимые согласные


Удвоенные согласные


Перенос слов


Прописная буква


Разделительные Ъ и Ь


Итак, давайте подведем итог.

- С какой орфограммой фантиков было больше? (Безударная гласная и парные согласные).

- Ребята, давайте продолжим коллекционировать фантики от конфет и шоколадок, вырезки названий продуктов питания, но только те, в которых вы обнаружите орфограмму и назовете её. Нашу коллекцию так и назовём «Вкусный русский язык»

  1. Рефлексия.

- Как вы думаете, достиг ли наш урок поставленной цели?

- Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.

- Оцените свои знания по теме « Основные правила орфографии» с помощью конфет. Выберите только одну конфетку и положите её в вазочку, которая прикреплена на доске.

  • Если сегодня на уроке я ничего не понял, мне было скучно на уроке, я не работал, то выберите красную конфетку.

  • Если сегодня на уроке я не очень хорошо понял, что от меня хотели, но мне было интересно, мне нужна была помощь – желтую конфетку.

  • Если сегодня на уроке мне было все понятно, очень интересно, я с огромным желанием выполнял все то, что говорит учитель, то выберите зеленую конфетку.

(Дети выходят друг за другом к доске и размещают конфеты в вазу.)

- Большое спасибо за честность.

Вспомните, от чего зависит наш успех? (от настроения)

- Покажите мимикой и жестами свое настроение в конце урока.

  1. Подведение итогов урока.

- Какое задание было самым интересным?

-Я, ребята, вами очень довольна сегодня. Спасибо вам за урок. Урок окончен. (Слайд 12)

Домашнее задание.

Учебник стр. 46 упр.66, продолжить собирать названия продуктов питания для классной коллекции, которую назвали «Вкусный русский язык»( Слайд 11)














































Приложение 1.

Домашнее задание .

Тексты для групп «Разговор через звуконепроницаемое стекло».

Тема № 1

«Ты зовёшь приятелей на рыбалку».

Тема № 2

«Ты очень голоден и просишь товарищей принести поесть».

Тема № 3

«Ты хочешь узнать, который сейчас час».

Тема № 4

«Сообщение о том, что наступили каникулы».

Тема № 5

«Ты на ромашковом поле и восхищаешься красотой цветов».

 

























Приложение 2.

Карточки для групп.


Орфограмма

Название фантика

Слова с непроверяемым написанием


Жи- ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, нщ


Парные согласные


Безударные гласные


Непроизносимые согласные


Удвоенные согласные


Перенос слов


Прописная буква


Разделительные Ъ и Ь







Орфограмма

Название фантика

Слова с непроверяемым написанием


Жи- ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, нщ


Парные согласные


Безударные гласные


Непроизносимые согласные


Удвоенные согласные


Перенос слов


Прописная буква


Разделительные Ъ и Ь




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!