Тема урока: Правописание н и нн в прилагательных
Цели:
- познакомить с написанием –Н- и –НН- в суффиксах имен прилагательных, формировать умение правильно писать с прилагательные с –Н- и –НН- ;
- развивать умение сравнивать, анализировать;
- воспитывать дружеское отношение к людям.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложения.
На лесных дорогах еще кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста*, а в низинах сверкала талая вода.
- Составить схему, обозначить грамматическую основу.
- Определить разряд прилагательных.
- От какого прилагательного можно образовать сравнительную и превосходную степени?
- Каким способом образовано прилагательное ледяной? (суффиксальным, при помощи суффикса –ян-)
- Приведите примеры прилагательных с таким же суффиксом. (костяной, серебряный, овсяной)
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Чтение стихотворения
Хоть мы умны не по годам, Не все нам ясно и понятно, А сколько Н писать в -АН, -ЯН, Нас мучит всех невероятно. Румяный Дед Мороз взмахнет Серебряною рукавицей. Здесь Н одно лишь подойдет, А два тут вовсе не годится. Для прилагательных давно Записано в ученых книжках: Когда -АН, -ЯН, то Н одно, И больше никаких излишков. | Как ни верти, как ни мудри, Но с этим суффиксом при встрече Сперва внимательно смотри, Какая встретилась часть речи А где два Н? Простой ответ: В окне с поверхностью стеклянной, Где оловянный шпингалет, И подоконник деревянный. Туман одно имеет Н, Но если город стал туманный, В основе Н и суффикс Н И получается два Н. Запомни этот случай странный. |
2. Чтение орфограммы _____________
3. Составление опорной схемы.
В суффиксах прилагательных пишется
-Н- -НН-
1. в суффиксах 1. в суффиксах –онн-, -енн-
-ин-, –ан-, -ян- станционный, лекарственный
Комариный, кожаный, 2. в словах с основой на -н
Дровяной карманный, осенний
Слова-исключения:
стеклянный, оловянный, деревянный
IV. Применение. Формирование основных навыков и умений
Карточка
Авиаци...…ый, единств……ый, промышл……ый, берест……ой, крыс……ый, обыкнов……ый, вод……ой, жизн……ый, искусств……ый, станци……ый, коллекци……ый, муравь…..ый, письм……ый, серебр……ый, стекл……ый, мужеств……ый.
2.От данных словосочетаний образуй прилагательные, обозначь суффиксы.
Ложка из серебра - ___________________
Сироп из клюквы - ___________________
Шляпка из соломы - ___________________
Ручка из дерева - ___________________
Чашка из глины - ___________________
Статуэтка из олова - ___________________
Замок из песка - ___________________
Желе из лимона - ___________________
Портфель из кожи - ___________________
Дверь из стекла - ___________________
Скатерть из полотна - ___________________
3. Запишите пословицы, объясните их значение.
1. Согласие крепче камен…ых стен.
2. К дому друга дорога никогда не бывает длин…ой.
3. Овся…ая каша сама себя хвалит, а гречневую – люди.
4. И в мыши…ую нору проникает луч солнца.
5. Всегда имей сердце доброе, а дух мужестве…ый.
- В какой пословице нам встретилось прилагательное в сравнительной степени?
3. Выписать словосочетания прилагат. с –н- и –нн- + существит., объяснить их правописание.
Кто из вас не слышал это удивительное слово берёста? А знаете ли вы, что так называют наружный слой березовой коры, не пропускающий влагу и воздух.
Берестяные туеса сохраняли грибы и огурцы дольше, чем деревянные бочки, придавая продуктам особый пряный вкус. Берёсту прозвали отечественным папирусом за то, что еще в былинные времена она служила материалом для письма. Не гусиными перьями, а костяными писалами выдавливали на берёсте рельефные буквы.
Может показаться невероятным, но во времена оккупационного* режима в 1942 году в Белоруссии на берёсте печатали газету «Партизанская правда»..
Запомни!
В кратких прилагательных пишется столько же –Н-, сколько и в полных
5. Выдели суффиксы прилагательных.
Брезентовый, золотистый, серебряный, куриный, собачий, лисий, маленький, желтоватый, пунцовый, приветливый, узорчатый, бревенчатый, фасонистый, лебединый, масляный, истинный, болезненный, яблоневый, увертливый.
V. Этап информации о домашнем задании
_________________________________________
VI. Подведение итогов урока.
VII. Этап рефлексии