Тема: Разделительные Ъ и Ь
Цели: закрепить правило употребления ъ и ь знаков; сформировать навыки правильного выбора орфограммы.
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания.
Взаимопроверка домашнего задания учащимися. Несколько человек зачитывают предложения, составленные с выделенными словами.
Словарно-орфографический диктант.
Учащиеся записывают в тетрадь словосочетания под диктовку учителя и объясняют правописание орфограмм.
Чувствовать усталость, участвовать в соревновании, гигантская сосна, воскресная прогулка, чинить часы, строгое жюри, вязкая трясина, шествовать по улице, прелестный парашют, окрестные места, поздно вечером.
III. Объяснение новой темы.
Работа с таблицей.
На доске вывешена таблица Разделительные Ъ и Ь
Разделительные Ь и Ъ
Разделительный Ъ пишется после приставки
перед гласными ё, е, ю, я:
подъезд, съёмка, объяснение
Разделительный Ь пишется в остальных
случаях после согласных перед гласными и, е, ю, ё, я:
пьеса, Татьяна, воробьи
Учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с таблицей и сформулировать правило правописания разделительных ъ и ь.
Беседа по таблице.
- Назовите условия, при которых пишется разделительный ъ.
- Когда нужно писать разделительный ь?
- Почему в слове съязвить мы пишем разделительный ъ, а в слове сагитировать – нет?
- Перед какими буквами пишется разделительный ъ, а перед какими разделительный ь?
Самостоятельная работа.
Карточка.
Данные ниже слова запиши в два столбика.
Разделительный ь Разделительный ъ
________________ ________________
________________ ________________
________________ ________________
________________ ________________
________________ ________________
________________ ________________
Под…ем, в…юга, п…еса, с…есть, вороб…и, раз…езд, сер…езный, медал…он, пред…юбилейный, лист…я, ад…ютант, об…ем.
Физкультминутка.
Словарно-орфографическая работа.
1. Запись слов в тетрадь (значение слов уточняется). Обратить внимание учащихся на то, что в иностранных словах ь пишется перед о.
Павильон, медальон, шиньон, шампиньон, батальон, каньон.
2. Запись в словарь трудных слов: адъютант.
В толковом словаре учащиеся находят значение слова адъютант и составляют с ним предложение.
3. Разобрать по составу слово подьячий, в котором зачастую встречается ошибка.
Подьячий - от слова дьяк, значит, корень -дьяч-, а приставка по-, а не под-.
Игра «Четвертое лишнее».
Вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни «четвертое лишнее» слово.
с…езжу, с…узить, с…экономить, раз…увериться
об…думать, об…яснить, пред…утренний, об…вести
раз…единить, в…юга, сер…езный, почтал…он
шампин…он, лист…я, в…ется, под…езд
Работа с учебником.
Итоги урока.
Учащиеся задают друг другу вопросы по пройденному на уроке материалу.
Домашнее задание.