СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Звуки и буквы. Произношение и правописание."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - углубить знания обучающихся о фонетике и графике русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Звуки и буквы. Произношение и правописание."»

Тема. Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Цель: углубить знания обучающихся о фонетике и графике русского языка.

Задачи: повторить звуковой и буквенный состав русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания, значение этого соотношения, значение транскрипции; развивать навыки анализа текста, интерес к познавательной деятельности; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся освоят навыки фонетического анализа слова, узнают порядок разбора; научатся объяснять языковые процессы, явления.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный этап.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Упр. 13 — рассказ о разговорном, научном, художественном стилях речи по схеме.

2. Упр. 17 — выразительное чтение и обсуждение задания.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим: [в’исна], [сабака], [дуп], [лотка], [зд’элат’], но пишем: весна, собака, дуб, лодка, сделать.

— Как вы думаете, почему так происходит? (звуковой и буквенный состав языка разный. Мы пишем слова не так, как их произносим)

Что мы произносим? (звуки)

А что мы пишем? (буквы)

Какова тема нашего урока? (звуки и буквы)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1. Беседа по заданиям упр. 20.

Дополнительный вопрос: — Почему старания Васьки вызывают улыбку? В чем ошибался мальчик? (Примерный ответ. Васька Гагин был уверен, что в русском языке все слова пишутся не так, как произносятся. Улыбку вызывает то, как Васька коверкает слова, предполагая, что неправильное написание слова ближе к его реальному звучанию. Ошибка его в том, что он распространил свой «орфографический опыт» на все слова русского языка.

Действительно, в некоторых словах правописание совпадает с произношением, а во многих не совпадает, и этому есть объяснение. Правописание подчиняется определенным законам языка.)


2. Сопоставление произношения и правописания.

Придумайте и запишите примеры слов, правописание которых совпадает с произношением, на доске и в тетради в столбик (например, парус, сыр, кот, бинт, уха). Во второй столбик запишите слова, правописание которых не совпадает с произношением (например, весна, собака, дуб, лодка, сделать).

— Какие гласные и согласные звуки не совпадают с правописанием? (Примерный ответ. Не совпадают с правописанием безударные гласные е, о, а также согласные на конце слова и перед противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

3. Транскрибирование слов. Словарная работа.

Запишем рядом со словами первого столбика их произношение. Как видим, буквы полностью соответствуют звукам. Такая запись слов, соответствующая звучанию, называется транскрипцией.

Прочитаем о происхождении слова «транскрипция» в учебнике (с. 14). Попробуем определить состав этого латинского слова. Заглянем в словарь иностранных слов. Пользуясь русским переводом, выделим приставку trans- (от лат. сквозь, через), подберем слова с этой приставкой, уточним их значение.

Трансформатор — устройство для преобразования энергии.

Трансатлантический (рейс) - рейс, следующий через Атлантический океан.

Транспарант — натянутая на раму ткань с каким-либо изображением или текстом.

Транспорт — вид средств для перевозки, перемещения людей и грузов.

Запишем в словарь орфограмм: транскрипция.

Прочитаем о знаках транскрипции на с. 15.

V. Первичная проверка понимания.

1. Работа с учебником. Упр. 22 - выполнение задания (устно).

Слова любого иностранного языка в словарях всегда даются в транскрипции, потому что фонетический облик любого языка (английского, французского и др.) своеобразен. Его необходимо передать транскрипцией, чтобы приспособить к произношению носителями другого языка.

Упр. 21 — выполнение задания (письменно).

Представим себе, что мы иностранцы, не знающие русского языка. Произнесем слова, данные в упражнении, так, как они пишутся. Мы сразу поймем, как выполнить задание.

Пишутся по произношению слова игра, книга, мир, спор, успех. Для правильного произношения нужна транскрипция слов варежки, коньки, метель, снег, снежки.

VI. Первичное закрепление.

Вы привыкли, конечно, что ко всем упражнениям учебника даны задания и поставлены вопросы. Попробуем немного видоизменить привычные варианты, представить их в виде теста. В задании даны 4 варианта ответа, а вам надо выбрать один из них. Например:


Какое слово пишется так, как произносится?

1) заяц;                     

2) краб;

3) игла;                      

4) сбор.


— Что надо сделать, чтобы правильно ответить на вопрос?


— Попробуйте заменить вопрос аналогичным заданием. (Например: «Укажите слово, которое пишется так, как произносится» или «Найдите слово, в котором написание совпадает с произношением».)

Примечание. Если последнее задание покажется сложным, можно предложить сопоставить формулировки вопроса и заданий и выяснить их подобие.


Попробуем использовать слова упр. 21 для составления задания в форме теста.

Варианты ответов

Выберите слово, которое пишется по произношению.

1) варежки;               

2) коньки;

3) метель;                  

4) мир.

Какое слово пишется не так, как произносится?

1) игра;                     

2) снег;

3) спор;                     

4) успех.

В каком слове написание и произношение совпадают?

1) книга;                    

2) снежки;

3) варежки;               

4) коньки.

VII. РАБОТА С ТЕКСТОМ

VIII. Лингвистическая игра

(По упр. 23.)

Добавим в транскрипцию каждого слова ударение. Обратим внимание на опечатку в учебнике. Правильная транскрипция слова уголь такая: [угал’].

Значение и количество слов, составленных из букв и звуков одного и того же слова уголек, не совпали, потому что звук [л’] мягкий, а мягкого знака в слове уголек нет. Значит, звук играет смыслоразличительную роль (от звука зависит смысл слова): [угал] — [угал’], [лук] — [л’ук]. Поэтому и значение слов не совпало.

IX. Подведение итогов. Рефлексия

— Что такое транскрипция и для чего она нужна?

— Как узнать, какой буквой обозначать тот или иной звук в слове при несовпадении произношения и правописания? (Чтобы писать правильно, надо знать и применять орфографические правила.)

— Почему многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся? (Вопрос пока остается открытым. Мы выяснили только, что написание слов подчиняется орфографическим правилам.)

— Что вам известно о соотношении звуков и букв, произношения и правописания?

— Что нового вы узнали на уроке?

X. Домашнее задание

§ 6, упр. 24.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!