СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Деепричастие»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.
  2. Развивать мышление, память.
  3. Прививать любовь к изобразительному искусству и искусству слова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе: «Деепричастие»»

Урок русского языка в 7 классе по учебнику Баранова М. Т, Ладыженской Т. А, Тростенцовой Л. А. 

по теме «Деепричастие»,


Цели:

  1. Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.

  2. Развивать мышление, память.

  3. Прививать любовь к изобразительному искусству и искусству слова.


Оборудование:

    • Учебник «Русский язык 7 класс», Баранова М. Т. и др.

    • Презентация к уроку из слайдов

    • ТСО: компьютер, медиапроектор,

    • Картины русских художников – пейзажистов

    • Технологические карты

    • Карточки для индивидуальной работы


Ход урока:

Этап урока

Содержание

Форма работы

1.Организа-

ционный

Хочется счастья вам пожелать,

Самое главное - не унывать!

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!



- Начнём мы наш урок с небольшой разминки. (слайд 1)

Орфоэпия .

  • Расставьте ударение в словах .

Предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты , туфля.

Ответы:

Предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты , туфля.


фронтальная


Культура речи. (слайд 2)

Каждый день мы с вами неоднократно сталкиваемся с одной парой слов. Они как братья похожи друг на друга, но имеют совсем немного различающееся лексическое значение. Это слова одеть и надеть. Чем они различаются? А умеете ли вы их употреблять правильно.

В каком предложении вместо слова «одеть» нужно употребить «надеть»?


Мама одевает непоседу-малыша.

Оделись зелёной листвой наши леса.

Одень пальто, на улице холодно.

Девочка одевает куклу


Индивидуальная


7.Формулировка

темы и задач урока

-Со словами какой части речи будем работать?

-По предыдущему заданию определите, чему надо научиться на нашем уроке.

-Сформулируйте тему урока.

Слайд № 3

фронтальная

5.Словарная

работа

-Назовите части речи в пословице.

(имя сущ., имя прил., наречие, глагол)

-Что такое «имя прилагательное»?

-Что знаете об именах прилагательных?

-Найдите прилагательные, правописание которых нужно запомнить на «волнах»

Запись в тетради:

Словарь: оранжевый, багряный, багровый, коричневый.

-Образуйте с этими прилагательными словосочетания по образцу.

Слайд №1

прил.м.р.ед.ч.+сущ.м.р.ед.ч.

прил.мн.ч+сущ.мн.ч.

Происхождение слов расскажет ученица.

-Скажите, со словами какой части речи будем работать?

Работа в тетрадях.

6.Креативная

психогимнастика

Слайд № 2

-Назовите зашифрованные, хорошо вам известные термины словообразования.

(приставка, корень, окончание)

-Какое общее название у терминов? (части слова)

-Какой 4-ый термин мог быть зашифрован?





8.Открытие

новых знаний

Повторим правила работы в группах.

У нас 3 группы, по рядам.

Нужно будет выбрать спикера.

-Рассмотрите схему и сделайте вывод, как образуются имена прилагательные. Используя основу, составьте грамотный ответ.

Выдаются карточки для групп:

  1. Шёлк—шёлковый. Новый--- новенький.

  2. Мороз—морозный. Хороший--- хорошенький.

  3. Цвет--- цветной. Умный—умненький.

Основа: Прилагательное … образовано от основы существительного … с помощью суффикса …

Прилагательное … образовано от основы прилагательного … с помощью суффикса… .

Выступления спикеров.

-Сделайте вывод, от основ каких частей речи образуются имена прилагательные?

Работа в группах

9.Первичное

закрепление

Учебник стр.85 упр.338.

-Прочитайте слова 2-го столбика. С помощью каких основ образованы имена прилагательные? С помощью каких частей слова?

-Какое слово запишите вместо ? Посоветуйтесь в парах. Назовите (настольный).

-Необходимо разобрать слово по составу. Найдите алгоритм разбора слова по составу. Что необходимо сделать сначала?

У доски 1 ребёнок разбирает слово.


-Прочитайте слова 3 столбика. Обратите внимание, на какой согласный заканчивается основа имени сущ.? (н)

-С помощью какого суффикса образуется имя прилагательное?

-Как правильно записать прилагательное?

У доски 3 человека выполняют разбор слов

Длинный- комментирование вслух

Лунный- самостоятельно

Сонный- самостоятельно

-С помощью сигналов оцените разборы товарищей.

-Сделаем вывод: чтобы разобрать имя прилагательное по составу, сначала надо назвать окончание, затем назвать словообразующие части (приставку, суффикс), затем определить, от основы какого слова образовано имя прилагательное и выделить корень.

-В каких случаях в прилагательном на стыке корня и суффикса пишется удвоенный согласный?

Работа по учебникам.






Работа в парах.

Работа с индивидуальными папками «Помоги себе сам»

10. Физминутка

Для улучшения мозгового кровообращения:

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

Для снятия утомления с туловища:

И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.



11.Обобщение

Экспресс-опрос. + да, - нет

1)имена прилагательные образуются от основ имён существительных и основ других прилагательных

2)имена прилагательные образуются с помощью окончаний

3)имена прилагательные образуются с помощью приставок и суффиксов

4)удвоенный согласный пишется, если корень заканчивается на тот же согласный, что и суффикс

5)в прилагательном конный пишется одна «н»

6) в прилагательном конный пишется две «н»

Проверка результатов по слайду № 4

Самооценка

-На полях поставьте знак !, если нет ошибок, знак +, если 1 или 2 ошибки, знак -, если больше 2 ошибок.

индивидуальная

12.Самостоятельная работа

Работа с учебником (упр. 261 стр.96)

(в это время раздать карточки)

Проверка результатов по слайду № 16

Самооценка

-На полях поставьте знак !, если нет ошибок, знак +, если 1 или 2 ошибки, знак -, если больше 2 ошибок.

Разноуровневая работа

13. Обобщение

- Что такое деепричастие?

Перечислите его грамматические глагола имеет деепричастие?

Назовите морфемные признаки деепричастий.

- Что называется деепричастным оборотом?

- Как выделяется на письме деепричастный оборот?

- Выделяется ли на письме одиночное деепричастие?

- В каких случаях деепричастия не выделяются запятыми?


фронтальная

11.Рефлексия

-Выберите на слайде № 6 утверждение и вставьте пропущенное слово

фронтальная

12.Домашнее

задание

На выбор:

  1. упр.№ стр.91

  2. записать 5 прилагательных с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса, разобрать прилагательные по составу


  1. записать 2-3 пословицы, поговорки с именами прилагательными, выполнить разбор по составу имён прилагательных

Разноуровневые задания на выбор




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!