Этап урока | Содержание | Форма работы |
1.Организа- ционный | Хочется счастья вам пожелать, Самое главное - не унывать! Всего вам доброго, мирного, ясного! Всего вам светлого и прекрасного! | |
| - Начнём мы наш урок с небольшой разминки. (слайд 1) Орфоэпия . Предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты , туфля. Ответы: Предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты , туфля. | фронтальная |
| Культура речи. (слайд 2) Каждый день мы с вами неоднократно сталкиваемся с одной парой слов. Они как братья похожи друг на друга, но имеют совсем немного различающееся лексическое значение. Это слова одеть и надеть. Чем они различаются? А умеете ли вы их употреблять правильно. В каком предложении вместо слова «одеть» нужно употребить «надеть»? Мама одевает непоседу-малыша. Оделись зелёной листвой наши леса. Одень пальто, на улице холодно. Девочка одевает куклу | Индивидуальная |
7.Формулировка темы и задач урока | -Со словами какой части речи будем работать? -По предыдущему заданию определите, чему надо научиться на нашем уроке. -Сформулируйте тему урока. Слайд № 3 | фронтальная |
5.Словарная работа | -Назовите части речи в пословице. (имя сущ., имя прил., наречие, глагол) -Что такое «имя прилагательное»? -Что знаете об именах прилагательных? -Найдите прилагательные, правописание которых нужно запомнить на «волнах» Запись в тетради: Словарь: оранжевый, багряный, багровый, коричневый. -Образуйте с этими прилагательными словосочетания по образцу. Слайд №1 прил.м.р.ед.ч.+сущ.м.р.ед.ч. прил.мн.ч+сущ.мн.ч. Происхождение слов расскажет ученица. -Скажите, со словами какой части речи будем работать? | Работа в тетрадях. |
6.Креативная психогимнастика | Слайд № 2 -Назовите зашифрованные, хорошо вам известные термины словообразования. (приставка, корень, окончание) -Какое общее название у терминов? (части слова) -Какой 4-ый термин мог быть зашифрован? | |
| | |
8.Открытие новых знаний | Повторим правила работы в группах. У нас 3 группы, по рядам. Нужно будет выбрать спикера. -Рассмотрите схему и сделайте вывод, как образуются имена прилагательные. Используя основу, составьте грамотный ответ. Выдаются карточки для групп: Шёлк—шёлковый. Новый--- новенький. Мороз—морозный. Хороший--- хорошенький. Цвет--- цветной. Умный—умненький. Основа: Прилагательное … образовано от основы существительного … с помощью суффикса … Прилагательное … образовано от основы прилагательного … с помощью суффикса… . Выступления спикеров. -Сделайте вывод, от основ каких частей речи образуются имена прилагательные? | Работа в группах |
9.Первичное закрепление | Учебник стр.85 упр.338. -Прочитайте слова 2-го столбика. С помощью каких основ образованы имена прилагательные? С помощью каких частей слова? -Какое слово запишите вместо ? Посоветуйтесь в парах. Назовите (настольный). -Необходимо разобрать слово по составу. Найдите алгоритм разбора слова по составу. Что необходимо сделать сначала? У доски 1 ребёнок разбирает слово. -Прочитайте слова 3 столбика. Обратите внимание, на какой согласный заканчивается основа имени сущ.? (н) -С помощью какого суффикса образуется имя прилагательное? -Как правильно записать прилагательное? У доски 3 человека выполняют разбор слов Длинный- комментирование вслух Лунный- самостоятельно Сонный- самостоятельно -С помощью сигналов оцените разборы товарищей. -Сделаем вывод: чтобы разобрать имя прилагательное по составу, сначала надо назвать окончание, затем назвать словообразующие части (приставку, суффикс), затем определить, от основы какого слова образовано имя прилагательное и выделить корень. -В каких случаях в прилагательном на стыке корня и суффикса пишется удвоенный согласный? | Работа по учебникам. Работа в парах. Работа с индивидуальными папками «Помоги себе сам» |
10. Физминутка | Для улучшения мозгового кровообращения: И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный. Для снятия утомления с туловища: И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. | |
11.Обобщение | Экспресс-опрос. + да, - нет 1)имена прилагательные образуются от основ имён существительных и основ других прилагательных 2)имена прилагательные образуются с помощью окончаний 3)имена прилагательные образуются с помощью приставок и суффиксов 4)удвоенный согласный пишется, если корень заканчивается на тот же согласный, что и суффикс 5)в прилагательном конный пишется одна «н» 6) в прилагательном конный пишется две «н» Проверка результатов по слайду № 4 Самооценка -На полях поставьте знак !, если нет ошибок, знак +, если 1 или 2 ошибки, знак -, если больше 2 ошибок. | индивидуальная |
12.Самостоятельная работа | Работа с учебником (упр. 261 стр.96) (в это время раздать карточки) Проверка результатов по слайду № 16 Самооценка -На полях поставьте знак !, если нет ошибок, знак +, если 1 или 2 ошибки, знак -, если больше 2 ошибок. | Разноуровневая работа |
13. Обобщение | - Что такое деепричастие? Перечислите его грамматические глагола имеет деепричастие? Назовите морфемные признаки деепричастий. - Что называется деепричастным оборотом? - Как выделяется на письме деепричастный оборот? - Выделяется ли на письме одиночное деепричастие? - В каких случаях деепричастия не выделяются запятыми? | фронтальная |
11.Рефлексия | -Выберите на слайде № 6 утверждение и вставьте пропущенное слово | фронтальная |
12.Домашнее задание | На выбор: упр.№ стр.91 записать 5 прилагательных с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса, разобрать прилагательные по составу записать 2-3 пословицы, поговорки с именами прилагательными, выполнить разбор по составу имён прилагательных | Разноуровневые задания на выбор |