СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому родному языку 2 класс Для чего нужны антонимы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому родному языку 2 класс Для чего нужны антонимы?»

Открытый урок по русскому родному языку во 2 классе

Тема урока: Для чего нужны антонимы?

Цели: создать условия для осознанного усвоения понятия «антонимы»; способствовать обогащению активного и пассивного словарного запаса; уточнять лексическое значение антонимов, наблюдать за использованием в речи антонимов.

Планируемые результаты: Учащиеся научатся распознавать в речи антонимы, использовать их в речи; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; устанавливать учебные отношения и сотрудничество при работе в паре; выявлять свойства объектов и создавать новые по аналогии; вносить необходимые коррективы в способ действия в случае расхождения с эталоном.

Оборудование: слова на слайде, карточки для работы в парах, карточки для проверки знаний, учебник Русский родной язык 2 класс, авт.О.М.Александрова.

Ход урока.

1.Организационный момент. Ребята я приветствую вас на уроке .

( Проверить готовность к уроку . Записать число и классная работа)

2. Актуализация знаний:

-- Проверка домашнего задания ( упр. 4 стр. 81)( Слайд 2,3)

Подберите синонимы в выделенным словам и запишите словосочетания.

- свежий воздух- чистый воздух

- дремучий лес- густой лес

- известный писатель - знаменитый

- увлекательная книга- интересная книга

- неглубокая лужа – мелкая лужа

- точный выстрел – меткий выстрел

- неправильный ответ – неверный ответ

- лёгкая задача – простая задача

- усталый путник- усталый странник

- спокойный малыш – спокойный ребёнок

- тяжёлая битва – тяжелое сражение

-опытный доктор- опытный врач

Ребята как называются такие пары слов? Назовите что такое синонимы?

3. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте пары слов. Найдите лишнюю пару (слайд 4)

Страх – испуг

Лгать- обманывать

Прозвище –кличка

Плакса- рёва

Ложь- правда

- Объясните, почему пара слов ложь – правда лишняя.? (Это слова противоположные по значению)

- Ребята, кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей).

4. Работа по теме урока.

- Откроем учебник на с. 83, прочитайте тему урока.

«Для чего нужны антонимы?» (слайд 5)

- Прочитайте стихотворение ( упр.1) про себя. (слайд 6)

- Кто прочитает нам это стихотворение выразительно? ( один ученик читает) У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко,

А Мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало,

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

- Кислое, зачем оно?

- Что вы? – шепчет червячок, -

Сладкий у него бочок. (Г.Сапгир)

- Ребята пока вы читали появились пары слов: (слайд 7)

Низко-высоко

Близко – далеко

Мало – велико

Кислый – сладкий

- Как называются такие слова?

- Запишите в тетрадь парами противоположного значения.

- Прочитайте определение « Антонимы» ( стр.84) (слайд 8 )

- Прочитайте упр. 2 (стр.84-85). Спишите только антонимы. (слайд 9 )

Какие пары слов записывать не нужно? Объясните почему?

Храбрый – трусливый

Мудрый – глупость

Часто- редко

Белый – серый

Слава- позор

Румянец - бледный

- Сделать вывод почему остальные слова мы не выписываем. (Они или не являются противоположными по смыслу, или не являются одной частью речи).

- Читаем рубрику « Из истории языка и культуры». (стр. 85) (слайд 10)

5. Физкультминутка. Игра «Наоборот» (слайд 11)

Скажи я слово Высоко ( поднять руки вверх)

А ты ответишь (низко) ( опустить руки вниз ) Скажи я слово далеко ( руки вперёд)

А ты ответишь (близко) ( руки прижать к себе)

Скажу я слово потолок ( поднять руки вверх)

А ты ответишь (пол) (дети приседают)

Скажу я слово потерял ( трясут руками)

И скажешь ты ( нашёл) ( хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово трус ( зажмурить глаза)

Ответишь ты (храбрец)

Теперь начало я сажу. ( руки в боки)

Ну, отвечай (конец)! ( хлопают в ладоши)

6. Закрепление изученного материала.

Упр. 3 (стр. 85) Самостоятельно записать в тетрадь пары слов, подобрая к словам первого столбика антонимы из второго столбика.

-Проверить дети читают по цепочки и проверяют записи ( слайд 12, 13).

- Читаем рубрику 2 «Из истории языка и культуры». (стр. 85.) (слайд 14)

- Работа по карточкам

- С помощью прилагательных – антонимов охарактеризовать животных – героев сказок и басен.

Образец: Волк простодушный, лиса хитрая.

Лев – заяц (по храбрости);

Муха – слон (по величине)

Ягнёнок – волк (по силе)

Стрекоза – муравей (по трудолюбию)

(пара учеников зачитывают задание)

7. Рефлексия

Упр 4. Закончи пословицы (слайд 15)

Ученье - свет, а неученье - …. (тьма).

Лучше горькая правда, чем сладкая…(ложь)

Добро помни, а зло …(забывай).

Знай больше, говори …. (меньше).

8. Подведение итогов урока. (слайд 16)

- Какая сегодня тема урока?

- Какую роль играют антонимы в нашей речи?

- Какое задание было самым интересным?

Вывод: Антонимы встречаются в стихах, в играх, в пословицах.
Встречаются на уроках математики: сложение и вычитание, больше – меньше. В ответах: да – нет. Антонимы делают нашу речь богатой, точной.

Домашнее задание стр. 86 упр. 6


























Образец: Волк простодушный, лиса хитрая.


Лев – заяц (по храбрости);

Муха – слон ( по величине)

Ягнёнок – волк (по силе)

Стрекоза – муравей ( по трудолюбию)




Образец: Волк простодушный, лиса хитрая.


Лев – заяц (по храбрости);

Муха – слон ( по величине)

Ягнёнок – волк (по силе)

Стрекоза – муравей ( по трудолюбию)




Образец: Волк простодушный, лиса хитрая.


Лев – заяц (по храбрости);

Муха – слон ( по величине)

Ягнёнок – волк (по силе)

Стрекоза – муравей ( по трудолюбию)




Образец: Волк простодушный, лиса хитрая.


Лев – заяц (по храбрости);

Муха – слон ( по величине)

Ягнёнок – волк (по силе)

Стрекоза – муравей ( по трудолюбию)




Образец: Волк простодушный, лиса хитрая.


Лев – заяц (по храбрости);

Муха – слон ( по величине)

Ягнёнок – волк (по силе)

Стрекоза – муравей ( по трудолюбию)




Образец: Волк простодушный, лиса хитрая.


Лев – заяц (по храбрости);

Муха – слон ( по величине)

Ягнёнок – волк (по силе)

Стрекоза – муравей ( по трудолюбию)




Образец: Волк простодушный, лиса хитрая.


Лев – заяц (по храбрости);

Муха – слон ( по величине)

Ягнёнок – волк (по силе)

Стрекоза – муравей ( по трудолюбию)



Образец: Волк простодушный, лиса хитрая.


Лев – заяц (по храбрости);

Муха – слон ( по величине)

Ягнёнок – волк (по силе)

Стрекоза – муравей ( по трудолюбию)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей