1. Историческая справка - Как вы думаете, почему данная часть речи так называется? (слайд 3) Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность) Термин был введён грамматику Мелетием Смотрицким в начале ХVII века. До XVII века деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь этой формы нет, краткая форма образуется только от страдательного причастия. Вот ее место и заняли деепричастия. 2. Поисковая познавательная работа. - Ребята, какие морфологические признаки имеет деепричастие, нам поможет узнать загадка: (Сл. 4) Загадку эту отгадать совсем несложно! Меня с наречием порою спутать можно. Но помните, чтобы вопрос вас не подвел, Я по значению похоже на глагол! - Итак, теперь попытаемся сформулировать определение. Что такое деепричастие? - А теперь проверим правы мы были или нет, откройте ваши учебнике на стр. , прочитайте правило и скажите: все ли признаки деепричастия мы перечислили? 3.Изучение нового материала. (работа с доской) - Ребята, давайте определим, какие морфологические признаки деепричастие заимствовало у глагола и наречия. Заполните, пожалуйста, таблицу. Работа со схемой. - Ребята, какая морфема отсутствует у деепричастия и почему? На конце деепричастия выделяем суффикс. Это показатель неизменяемой части речи. * Морфологический разбор деепричастия «защищая» выполняет у доски 1 ученик – Кузьмина (план на стр. ) - Ребята, мы знаем, что деепричастие созвучно с причастием. Давайте же выясним, чем части речи отличаются друг от друга. Работа в парах с таблицей: (сл. 5) № вопроса | причастие | деепричастие | 1.От какой части речи образуются? | | 2. На какие вопросы отвечают? | | | 3. Что обозначают? | | | 4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? | | | 5. Как изменяются? | | | 6.Чем отличаются по морфемному составу? | | | 7. Какими членами предложения могут быть? | | | 8. На какой вопрос отвечают как член предложения? | | | 9. Какую часть речи распространяют в предложении | | | 10. Роль как средства выразительности | | | (сл. 6) Вопросы | Причастие | Деепричастие | 1. От какой части речи образуются? | От глагола | 2.На какие вопросы отвечают? | Какой? Каков? | Что делая? Что сделав? | 3. Что обозначают? | Признак предмета по действию | Добавочное действие | 4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? | Глагола прилагательного | Глагола наречия | 5. Как изменяются? | По родам, числам, падежам | Не изменяется | 6. Чем отличаются по морфемному составу? | Имеет окончание | Не имеет окончание | 7. Какими членами предложения могут быть? | Определение, сказуемое | обстоятельство | 8. На какой вопрос отвечают как член предложения? | Какой? Каков? | Как? Когда? Почему? | 9. Какую часть речи распространяют в предложении | Существительное, местоимение | глагол | 10. Роль как средства выразительности | Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу” | Украшает глагол, дополняет его другими действиями; “создает живописную картину действия” | - Итак, ребята! Обратите внимание, что деепричастие – неизменяемая часть речи, относится к глаголу, делая его выразительным? Давайте рассмотрим деепричастия на примерах поэтического текста. 4. Закрепление темы урока. «Продолжи предложение» (сл. 7) - Мы продолжаем наш разговор о красоте родной природы. Перед вами строки из стихотворений разных поэтов… Задание: прочитайте выразительно отрывок, вставьте недостающие фразы в предложение, назовите автора произведения. 1) Под голубыми небесами, великолепными коврами, , снег лежит. 2) Взбесилась ведьма злая и, , пустила, , в прекрасное дитя. Проверка. - Ребята, как вы считаете, как называется конструкция, пропущенная в данных предложениях? Докажите. ! Обратите внимание, что в предложении обособляется не только ДО, но и одиночное деепричастие. 5. Работа с текстом. Тяпка - мой симпатичный пес. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. На зеленой шелковистой опушке леса, поражая своей чернотой, виднеются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извиваясь между камней, течет ручей с ледяной водой. Тяпка пьет из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек, капроновый чулок. Течение, листая размокшую тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрепанные остатки веника. Ребята, уходя из леса, не забывайте… Задания к тексту: 1. Прочитайте текст. 2. Какую проблему поднимает автор текста. 3. Найдите в тексте ПО и ДО обороты, выделите их (работа по вариантам) 1 вариант – ПО 2 вариант – ДО Проверка. - Ребята, какую роль ПО и ДО играют в тексте? - Ребята, давайте продолжим фразу в конце текста… - Запишите, пожалуйста, данную фразу в тетрадь. Она является темой сочинения для вашего домашнего задания. 7. Домашнее задание: Напишите сочинение-миниатюру (7-10 предложений), раскрывая смысл высказывания: «Ребята, уходя из леса, не забывайте…», используя средства худ. выразительности. 8. Рефлексия и подведение итогов урока - С какой частью речи вы сегодня познакомились? - На какие части речи похоже деепричастие и чем? - Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему? 9.Оценки | Деепричастие - частица дее- (от деять – «делать») + существительное «причастие» - общее значение - морфологические признаки - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: как? Обозначает порядок предметов при счете. Нет окончания, неизменяемая часть речи. Выделяем суффикс. Защищая — деепричастие (что делая?) Морфологические признаки: Н. ф. - защищать. Пост. – неизм. ф., несов. в., Н. в. Непост. – нет, т. к. неизменяемая часть речи. обстоятельство 1) Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (А.С. Пушкин) 2) Взбесилась ведьма злая и, снегу захватя, пустила, убегая, в прекрасное дитя. * Деепричастный оборот * ДО и ПО обогащают нашу речь, делая её выразительней, уточняют нашу речь; разнообразят речьэ |