СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок посвящён изучению темы "Спряжение глаголов", Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



























Конспект урока русского языка

в 5 классе

Тема: Изменение глаголов по лицам и числам. Определение спряжения.







Подготовила: Зинченко Анжелика Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Михайловская средняя школа»






с. Михайловка

2019 г.

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС Дата:_______________

ТЕМА. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ.

Планируемые результаты:

Предметные. Научиться изменять глагол по лицам и числам, образовывать формы настоящего и будущего времени, определять спряжение глагола.

Метапредметные.

Познавательные: формулировать правило на основе выделения существенных признаков; выполнять задания с использованием материальных объектов, схем. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Личностные. Проявлять положительную мотивацию учебной деятельности, способность к саморазвитию; мотивация к познанию, учёбе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, таблица, карточки,

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие класса.

2. Актуализация накопленного опыта знаний.

а) Проверка домашнего задания.

б) Беседа.

– Что мы знаем о глаголе? О правописании окончаний глаголов?

- Как определить окончание, если оно безударное? (по спряжению глагола)

- Что такое спряжение? (Слайд 1)

- Сколько типов спряжений имеют русские глаголы?

- Как вы определяете тип спряжения?


3. Мотивация учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации. (Слайд 2)

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскаж...т,

Чертит, пиш..т иль поёт.

Вышива..т или паш..т,

Или забива..т гол.

Вар..т, жар..т, мо..т, чист..т –

Все расскаж..т нам … (…) 

(Образец)

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит

Все расскажет нам …   (глагол.)  


- Найдите в стихотворении глаголы. Легко ли определить, какие буквы мы вставим на месте пропусков?

- Вернёмся к стихотворению позже, а пока давайте вспомним, для чего нужно знать спряжение глаголов? (Чтобы правильно написать безударную гласную в окончаниях глаголов)

4.Формулировка темы урока. Целеполагание. Совместное планирование учебной деятельности.

- Чем будем заниматься на уроке?

- Как построим урок, чтобы научиться правильно определять спряжение глаголов?

- Нужен ли нам алгоритм действий по определению спряжения?

5. Восприятие нового материала.

На доске: берёт вилкой,

снег валИт,

быстро плывУт,

долго молчАт,

много говорИт,

красиво поЮт.

(Окончания ударные) (Слайд 3)

- А что делать, если окончания безударные?

Применяем алгоритм.

Поставь глагол в начальную форму:

I спр. – не на –ить (-ать, -ять, -еть, -ыть, -уть, -ють )

II спр. – -ить + 11 исключений.

смотреть, обидеть,
  Слышать, видеть, ненавидеть,
  Гнать, держать, дышать, вертеть,
  И зависеть, и терпеть.
(Слайды 5-6)

Сравним глаголы в двух столбиках. (Слайд 7)

пишу


пишешь


пишет


пишем


пишете


пишут


несу


несёшь


несёт


несём


несёте


несут


ворчу


ворчишь


ворчит


ворчим


ворчите


ворчат


свечу


светишь


светит


светим


светите


светят




















- К какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков? К I спряжению.



- Как вы это определили? По окончаниям.

- Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной? (Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание –ют)



- Проведём ту же работу со вторым столбиком. Сделаем вывод. (Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.)



6. Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните.

(Загадка для внимательных. Слова какой части речи чаще всего звучали в стихотворении?)

7. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях.

Работа с карточками.

Карточка 1. Поставь глаголы в неопределённую форму и форму 3л. мн.ч.

Пишем –

рисуем –

полем –

пляшем –

Чертим –

чиним –

маним –

просим –

Оценивание своих знаний. (Слайд 8)

Вернёмся к нашему стихотворению. Теперь нам будет проще определить окончания глаголов.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскаж…т,

Чертит, пиш..т иль поёт.

Вышива..т или паш..т,

Или забива..т гол.

Вар..т, жар..т, мо..т, чист..т –

Все расскаж..т нам … (…) 

Карточка 2. Задание: вставить пропущенные буквы. Определить спряжение.











8. Первичный контроль. Коррекция.

Обмен карточками, взаимопроверка. Слайд 9.

Оценивание результатов учащихся:

- Кто справился с заданием?

- Какие трудности возникли?

Работа с учебником (выполнение упр. 390, 392* стр.60)

9. Выполнение творческих упражнений (дифференцированно)

Карточка 3. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов. Как называются такие выражения?

Далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.



*Для сильных учеников. Придумайте несколько предложений, используя данные выражения.

10. Рефлексия.

- Какие трудности вы испытывали на уроке?

- Как теперь мы будем определять спряжение глаголов?

- Для чего нужны два способа определения спряжения?

Продолжи предложение:

- Сегодня на уроке я узнал……

- Мне было понятно……

- Мне нужно поработать над …..

11. Подведение итогов.

12. Дифференцированное домашнее задание: п.52. упр.394, 395*. Оформить изученный материал в справочнике.















Приложение 1.

Карточка 1. Поставь глаголы в неопределённую форму и форму 3л. мн.ч.

Пишем –

рисуем –

полем –

пляшем –

Чертим –

чиним –

маним –

просим –

Проверь себя.

Карточка 2. Задание: вставить пропущенные буквы. Определить спряжение.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскаж…т,

Чертит, пиш..т иль поёт.

Вышива..т или паш..т,

Или забива..т гол.

Вар..т, жар..т, мо..т, чист..т –

Все расскаж..т нам … (……) 



Карточка 3. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов. Как называются такие выражения?

Далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

*Придумайте несколько предложений, используя данные выражения.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!