СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме Нации и межнациональные отношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Нации и межнациональные отношения»

Тема урока: «Нации и межнациональные отношения»


Задачи:

1) сформировать представление о природе межнационального конфликта, о возможных способах ведения национальной политики, об основных принципах национальной политики РФ;

2) развивать умение толерантно относиться к людям другой национальности, ценить вклад, который внесла каждая нация в общемировую культуру;

3) тренировать навыки работы в группах, в парах, анализа и решения предложенных ситуаций.

Методическое оснащение:

  • учебник Л.Н. Боголюбова «Человек и общество. Обществознание» для 11 класса.

  • «Права человека» (книга для чтения) Молодежный центр прав человека и правовой культуры. М., 1998г.

  • Конституция РФ.


Проблемные места, возникающие при изучении этой темы

1. Незнание учащимися терминологии (толерантность, этнос, нация, геноцид, расизм и т.д.).

2. Неумение анализировать документы.

3. Неумение работать с разными источниками информации.

4. Неумение использовать сеть Интернет с целью самообразования.

Планируемый конечный результат

1. На уроках углубляются знания учащихся об исторически сложившихся формах социального сообщества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и нашей стране, возможных путях национальной интеграции и гармонизации межнациональных отношений. Учащиеся подводятся к пониманию того, что межнациональные отношения в различных странах современного мира нередко представляют собой запутанный клубок социальных проблем, неудовлетворённых требований тех или иных этнических групп. Анализ причин межнациональных противоречий покажет учащимся, что построение относительно гармоничных межнациональных отношений – задача крайне трудная, но не безнадёжная.

2. Выводы и суждения на основе анализа документов.

3. Умение работать с электронными источниками информации.

4. Умение использовать сеть Интернет с целью самообразования.


Ход занятия:

  1. Мотивация. Анализ рассказа Дж. Родари «Один и семеро».

  2. Целеполагание. Объявление прогнозируемых результатов.

  3. Предоставление информации.

  4. Интерактивное упражнение «Переговоры. Будем толерантны?»

  5. Рефлексия. Творческое задание.


Вступительное слово учителя: Межнациональные отношения – тема, которая в настоящее время является очень актуальной. Как научиться жить в мире с собой и другими, понимать общемировое значение каждой нации? Вопросы, ответы на которые нужно искать в наше время. Важно понять природу национальных конфликтов, стараться искать выходы из сложных ситуаций, избегая, силовых решений. Основным принципом национальной политики РФ, как и многих стран, является принцип толерантности, но важно, чтобы этот принцип стал не просто декларацией, а частью культуры, частью повседневной жизни. Это занятие позволяет еще раз с помощью практических заданий рассмотреть эту тему, задуматься об этих важных вопросах.

Человечество всю обозримую историю состояло из различных народов или, выражаясь в терминах науки этносов. Сопоставив общее число народов, живущих сегодня на Земле ( по разным подсчетам, от 2 до 3 тысяч, если учитывать малые народы), с общим количеством существующих ныне суверенных государств (около 200), учитель зафиксирует внимание на очевидном: почти все современные государства многонациональны (слайд 2)


I этап. Мотивация. Прочитайте рассказ:


«Я знал одного мальчика…Но это был не один мальчик, а семеро. Да, да, судите сами!

Жил он в Риме, звали его Паоло, и отец его был вагоновожатым.

Но жил он и в Париже, звали его Жан, и его отец работал на автомобильном заводе.

Он жил в Берлине, звали его Курт, и отец его был виолончелистом.

Жил он в Москве, звали его Юрой, точно так же, как Гагарина, и отец его был каменщиком и изучал математику.

А еще он жил в Нью-Йорке, звали его Джимми, и его отца была бензоколонка.

Сколько я вам уже назвал? Пятерых. Не хватает двоих. Одного, звали Чу, он жил в Шанхае, и отец его был рыбаком. И, наконец, последнего мальчика звали Пабло, жил он в Буэнос-Айресе и отец его был маляром.

Паоло, Жан, Курт, Юра, Джимми, Чу и Пабло – мальчиков вроде бы семеро, но все равно это был один и тот же мальчик, которому семь лет, он умел читать и писать, и ездил на велосипеде, не держась за руль…»

Дж. Родари «Один и семеро» (из книги для чтения «Права человека»)


Задайте вопросы к прочитанному тексту:

  1. Как вы думаете, почему автор рассказа разных мальчиков называет одним, что у них общего?

  2. Какая между ними разница?

  3. Что, по Вашему мнению, может помочь людям разных стран, разной национальности, лучше понять друг друга?


II этап. Целеполагание, объявление прогнозируемых результатов:
  • повторить понятия «род», «племя», «нация», «патриотизм», «национализм», «толерантность», «стереотипы»; (слайд 3)

  • определить возможные способы ведения национальной политики;

  • понять необходимость терпимого, уважительного отношения к людям другой национальности, расы, убеждений;

  • научиться вести конструктивный диалог, убеждать, используя аргументы, а не силу.


III этап. Предоставление необходимой информации:

Информация не является абсолютно новой, многие понятия, которые будут использоваться на занятии, уже известны учащимся.

1. Предложите:

- прочитать текст учебника, на стр. 221 учебник Л.Н. Боголюбова «Человек и общество. Обществознание» и заполнить следующую схему:


А ) род …. …. раса;

Б) поясните последовательность заполнения схемы, объясняя используемые понятия.


- назвать примеры известных учащимся, существующих в современном мире наций, 6 примеров запишите на доске;

- определить наиболее типичную, как им кажется положительную черту характера, присущую названной нации, запишите, рядом с названием нации, поставив при этом «+»;

- определить наиболее типичную, как им кажется отрицательную черту характера, присущую названной нации, запишите, рядом с названием нации, поставив при этом «-»;

Задайте вопрос:

Всегда ли наши представления о ком-либо являются верными? Что такое стереотипы? Как Вы считаете, как стереотипы влияют на межнациональные отношения?

2. Расскажите о том, что такое национальная политика, какие идеи могут лежать в основе национальной политики. Повторите термины «патриотизм», «национализм», «толерантность».

3. «Межнациональные конфликты и пути их преодоления».

-Работа с текстом учебника. Задания к тексту: а) сформулируйте основные причины, вызывающие межнациональную напряженность или конфликты (слайд 4)

б) охарактеризуйте основные пути преодоления межнациональных конфликтов (слайд 5)

4. Интерактивное тестирование в программе 1 С Образование (слайд 6)


IV этап. Интерактивое упражнение «Переговоры. Будем толерантны?»

  1. Проведение инструктажа, правила работы в группе и в парах.

  2. Разделите учащихся на группы, для этого раздайте им карточки, на которых написаны проблемы одного их межнациональных конфликтов, которые существуют в современном мире, учащиеся должны вспомнить, в какой стране этот конфликт происходит:

Группа № 1. «Проблема франко-канадцев в провинции Квебек» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Канада» (см. приложение № 1).

Группа № 2. «Арабо–израильский конфликт» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Ближний Восток» (см. приложение № 1).

Группа № 3. «Война в Чечне» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Российская Федерация» (см. приложение № 1).

Создается еще одна группа-посредник «Международные наблюдатели» (см. приложение № 2).

  1. Объясните задание:

  • представьте, что в результате совместных научно-исследовательских экспедиций был открыт новый остров, на котором есть запасы нефти, теперь нужно решить, кому этот остров будет принадлежать, для этого нужно:

а) подготовиться к переговорам;

б) придумать три аргумента для убеждения противоположной стороны; определить, какие идеи (национализм или толерантность) будут в основе этих аргументов и вашей национальной политики;

в) выбрать дипломата, который будет вести переговоры.

  1. Проведите переговоры:

«Канада – Ближний Восток»

«РФ – Франция»

«Великобритания – Испания»

Этапы переговоров:

  1. объявление аргументов;

  2. возвращение к своей группе, получение помощи;

  3. предложения «международных наблюдателей»;

  4. подведение итогов (уступить остров, компромисс, война):

  • Нужно определить, какие идеи (национализм, толерантность) лежали в основе аргументов партнеров по переговорам.

  • В том случае, если какие – то стороны решили начать войну, то проводиться «референдум» в «странах-группах», а те, кто нашел компромисс, присоединяются к международным наблюдателям и помогают затушить возникающий конфликт.

V этап. Рефлексия.

Задайте вопросы:

  1. Легко ли быть толерантными, когда затрагиваются интересы (политические, экономические, личные)?

  2. Какие идеи должны лежать в основе национальной политики современных государств, чтобы можно было избегать межнациональных конфликтов?

  3. Какая часть занятия была для Вас наиболее интересна, почему?



Домашнее задание: написать эссе по одной из предложенных тем.

«Национальная политика современной России: основные принципы»

«Легко ли в России быть нерусским?»

«Русские не в России: ближнее и дальнее зарубежье»



Приложение № 1.

Задание для группы № 1 «Канада»:

«Представьте, что в результате совместных научно-исследовательских экспедиций был открыт новый остров, на котором есть запасы нефти, теперь нужно решить, кому этот остров будет принадлежать, для этого нужно:

а) подготовиться к переговорам;

б) придумать три аргумента для убеждения противоположной стороны; определить, какие идеи (национализм или толерантность) будут в основе этих аргументов и Вашей национальной политики;

в) выбрать дипломата, который будет вести переговоры».

Задание для группы № 2 «Ближний Восток»:

«Представьте, что в результате совместных научно-исследовательских экспедиций был открыт новый остров, на котором есть запасы нефти, теперь нужно решить, кому этот остров будет принадлежать, для этого нужно:

а) подготовиться к переговорам;

б) придумать три аргумента для убеждения противоположной стороны; определить, какие идеи (национализм или толерантность) будут в основе этих аргументов и Вашей национальной политики;

в) выбрать дипломата, который будет вести переговоры».

Задание для группы № 3 «Российская Федерация»:

«Представьте, что в результате совместных научно-исследовательских экспедиций был открыт новый остров, на котором есть запасы нефти, теперь нужно решить, кому этот остров будет принадлежать, для этого нужно:

а) подготовиться к переговорам;

б) придумать три аргумента для убеждения противоположной стороны; определить, какие идеи (национализм или толерантность) будут в основе этих аргументов и Вашей национальной политики;

в) выбрать дипломата, который будет вести переговоры».

Приложение № 2

Задание для группы «Международные наблюдатели».

1.В этой группе должно быть 3 человека, по количеству пар, участвующих в переговорах.

2.Во время переговоров «Международные наблюдатели» не должны допустить, чтобы разгорелся новый межнациональный конфликт, для этого, необходимо выработать предложения, которые помогут сторонам найти компромисс.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!