СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Расширение границ России в XVII веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Окружающий мир в 2 частях. Часть 2 », Саплина Е.В., Саплин А.И.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Расширение границ России в XVII веке"»

Конспект урока по окружающему миру.

Класс: 4

Учитель: Москаленко А. А.

Предмет: окружающий мир (история)

Тема урока: Расширение границ России в XVII веке

Оборудование: Презентация, Учебник, карточки.

Цель:

- Рассказать о расширении границ России в XVII веке, территориях и народах, которые вошли в состав России.

Задачи:

Предметные:

- Познакомить учащихся с русскими землепроходцами и их открытиями.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Формировать у учащихся умение работать с исторической картой

Познавательные:

- Познакомить учащихся с участниками экспедиции и их ролью в освоении земель Сибири и Дальнего Востока.

- Познакомить учащихся с народами Сибири и Дальнего востока, их ремеслом и образом жизни.

Коммуникативные:

- Формировать у учащихся умение слушать и понимать речь учителя.

- Формировать у учащихся умение строить свою устную речь.

Личностные:

- Воспитывать у учащихся интерес к истории и к своей малой родине.











Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Орг. Момент.

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Сегодня урок истории проведу у вас я, а зовут меня Асия Амировна.

Приветствие.

Актуализация знаний.

Ребята давайте вспомним, что вы узнали из истории России на прошлых уроках. Для этого соотнесем соответствия.


882 год

Образование Киевской Руси

988 год

Крещение Руси

1462 год

Иван III

1547 год

Иван Грозный

1582 год

Ермак Тимофеевич

1605-1612 год

Смутное время

1612 год

Изгнание польских захватчиков

1613 год

Михаил Романов

1645 год

Алексей Михайлович Романов

Благодаря кому образовалась Киевская Русь?


Кто был первым князем на Руси?


Кто стал первым Царем на Руси?


Кого Иван Грозный отправил осваивать Сибирь?



Вспомните, каким образом были изгнаны польские захватчики?

Как изменилось положение крестьян при царе Алексее Романове?

Что значит Крепостное право?

Соотносят соответствия

Слайд 2


















Князю Олегу


Князь Рюрик


Иван Грозный.


Ермака Тимофеевича.



Минин и Пожарский создали народное ополчение

Появилось крепостное право, барщина, оброк.

Сообщение темы урока.

Ребята мы с вами вспомнили, какие события происходили в 15 – 16 веках. Также вы уже знаете какой была граница в древнерусского государства, московского царства, а сегодня мы с вами узнаем, как расширились границы России в 17 веке. И тема нашего урока: Расширение границ России в XVII веке.

Слайд 3 «Расширение границ России в XVII веке»

Планирование

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Вешаю план урока на доску.

План урока:

  1. Посмотреть по карте как расширялись границы России с 15 по 17 века.

  2. Познакомиться с народами Сибири и Дальнего Востока, их ремеслом и образом жизни.

  3. Познакомиться с участниками экспедиции осваивающие земли Сибири и Дальнего Востока, и проследить их путь.

Высказывают свое мнение.

Изучение нового материала


Работа с картой



























Работа по учебнику














Рассказ учителя.











Работа с картой























Работа по учебнику

























Сообщение 1

















Сообщение 2


















Рассказ учителя

Посмотрите на экран. Давайте вспомним какие границы были у древнерусского государства.

- какие земли были в составе древнерусского государства? (Галицко-волынское княжество, Полоцкое княжество, Туровонийское княжество, Киевское княжество, Чернигородское княжество, Переяславское княжество, Смоленское княжество, Муромско-рязанское княжество, владимиро-суздальское княжество, новгородская земля.)

Какие города входили в состав Древнерусской Руси? (Галич, Владимир, Киев, Переяслав, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Переяславль, Муром, Рязань).


Посмотрите на карту Московского царства,

Вспомните, какие новые земли вошли в состав московского царства? Перечислите их.








А куда переместилась столица из Новгорода?


Теперь откройте учебник на странице 51. Прочитайте первый абзац.

В 17 веке границы России расширились на восток и в Сибирь. Осваивать новые земли отправляются целые экспедиции. Участников экспедиций в Сибирь и на Дальний восток называли землепроходцами.

Ребята, а кто такие землепроходцы?

Землепроходцы - это русские путешественники 17 века, которые описывали и осваивали неизвестные ранее 

территории Восточной Сибири, Крайнего 

Севера и Дальнего Востока. 

А как вы думаете почему осваивать Сибирь отправляли целые экспедиции?

Еще при Иване грозном Сибирь вошла в состав России. Русские люди слышали, что это богатый край, и хотели освоить новые земли и использовать богатство Сибири, которых здесь было большое количество: нефть, уголь, золото и алмазы. Но главным богатством в те времена считалась «Мягкая рухлядь» - меха.

Мы с вами узнали, чем богата Сибирь, а теперь посмотрим, как расширились границы Российского государства на восток и в Сибирь.

Посмотрите на карту Российского государства, какие земли вошли в состав Российского государства?


Посмотрите на карту и назовите какие города вошли в состав Российского государства? (Албазин – 1651, Анадырский острог – 1649, Верхоянское -1638, Енисейск – 1618, Жиганское – 1632, Зашиверское -1639, Иркутск – 1652, Ишим – 1670, Красноярск – 1628, Нерчинск – 1654, Нижнеколымск – 1644, Олёкминский – 1635, Охотский – 1646, Томск -1604, Туруханск – 1607, Удский – 1679, Якутск – 1632.)

Мы с вами проследили, как менялись границы России с 15 по 17 век, принимая облик нашей страны.

А теперь ребята посмотрите на план урока, ответили ли мы на 1 пункт плана?

Прочитайте 2 пункт плана, что мы должны сделать?




Для этого прочитайте текст на странице 51-52. На огромном пространстве Сибири издревле проживали многие народы: коряки, ненцы, эвенки, чукчи, эскимосы, буряты, ханты, манси и другие. Среди них были кочевники, охотники, рыбаки. Одни ездили на оленях верхом, другие запрягали их в сани. Жилищами им служили легкие юрты. В центре юрты находился очаг, вверху было отверстие, через которое выходил дым. Посуда была в основном сделана из шкур животных. Из конского войлока вили веревки, ошейники, сети для рыбной ловли. Из шерсти делали войлок.

Ребята, какие народы проживали на территории Сибири?







А теперь, давайте подробнее узнаем о народах Сибири, для этого послушаем рассказ, которые приготовили ваши одноклассники

Территория Сибири и Дальнего Востока – огромная, а население Сибири немногочисленное.

    В северной тундре - проживали ненцы, чукчи, эскимосы.

     По берегам Енисея и на восток от Охотского моря жили эвенки (тунгусы).

     В среднем течении Лены жили якуты.

Народы эти были кочевыми. Жили они в чумах – легких шатрах, покрытых оленьими шкурами. Чумы напоминают юрту. Чумы легко разбирались и перевозились с места на место.

     Из оленьих шкур и меха диких животных люди шили себе одежду. Питались мясом оленей и диких зверей. Занимались оленеводством, охотой, рыболовством.


     В Сибири климат был очень суровым. Лето было коротким, а зимы длинными и морозными. Морозы иногда достигали до 50 градусов. Сибирские народы привыкли к суровому климату и легко переносили холод.

     В Сибири расположено прекрасное озеро Байкал, оно ценно тем, что вода в озере является пресной. На берегу этого озера и по реке Ангаре жили буряты. Буряты разводили лошадей, верблюдов, овец. Они охотились, ловили рыбу и занимались земледелием.

    Многие крестьяне бежали от крепостного права в Сибирь. Здесь они основывали новые поселения, строили дома, обрабатывали земли, обзаводились домашним хозяйством. С местными кочевыми народами русские переселенцы жили в дружбе и согласии. 

    Но просторы Сибири и Дальнего Востока были так велики, что многие земли Сибири были совершенно неизвестны и на географических картах того времени обозначались «белым пятном». Составители карт не знали, какие реки текут там, какие озера расположены в тех местах, какие народы там проживают. 

Слайд 4 «Древнерусское государство»

Называют земли Руси опираясь на карту. Я показываю эти земли на экране.






Перечисляют города опираясь на карту.





Слайд 5 «Московское царство»

Ярославское княжество, Ростовское княжество, Тверское княжество, Новгородское княжество, Казанское и Астраханское княжество.

В Москву.



Читают текст учебника.






Отвечают на вопросы

Слайд 6 «Землепроходцы»


















Слайд 7 «Российское государство»


Земли Сибири и Дальнего Востока.


Показываю территории.

Перечисляют с помощью карты.





Слушают учителя.




Да.

Познакомиться с народами Сибири и Дальнего Востока, их ремеслом и образом жизни.















Буряты, Дауры, Ительмены, Карелы, Коряки, Манси, Нанайцы, Ненцы, Саамы, Тувинцы, Ульчи, Ханты, Чукчи, Эвенки, Эвены, Якуты.

Выступают два ученика.

Слайд 8 «Население Сибири.»








Слайд 9 «Чум»















Слайд 10 «Байкал»

«буряты»

Физминутка

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь


Продолжение изучения нового материала.










Работа по учебнику.




Сообщение 3

































Работа с картой









Работа по учебнику



Сообщение 4





















Рассказ учителя.
























Работа по учебнику



Сообщение 5
















Рассказ учителя

В 17 веке было предпринято несколько географических экспедиций, которые привели к новым открытиям в неведомых землях. 

Первопроходцы открывали новые земли. На освоение земель Сибири и Дальнего востока были направлены 3 экспедиции.

  • Экспедиция Василия Даниловича Пояркого.

  • Экспедиция Семена Ивановича Дежнёва.

  • Экспедиция Ерофея Павловича Хабарова.


Первопроходцем на Амур стал Василий Поярков.

Прочитайте текст на странице 52.

Подробнее о походе Пояркова нам расскажет ваш одноклассник.

Василий Поярков жил в Якутске когда из путешествия к Витиму вернулся служилый человек с информацией о найденных им серебряных, медных и свинцовых рудниках. Поярков был послан найти эти рудники, а также подчинить местные племена. В 1643 году Поярков со 132 казаками отправился в путь из Якутска. Они шли по реке Алдан, к весне Поярков добрался до реки Зеи. Поярков поплыл вниз по Зее и вошёл в Амур. По берегам реки они видели распаханные земли, селения и пышную растительность. Через месяц они добрались до устья Амура, здесь жил неизвестный и не подвластный народ нивхи. В 1645 году первооткрыватели дошли до охотского моря и увидели берега еще тогда неизвестного острова Сахалин. Дальше они продвигаться не смогли, так как им мешал шторм и они вернулись в Якутск.

Мы с вами узнали о экспедиции Пояркова из текста учебника и рассказа ученика.

А теперь давайте вспомним, с какой целью началась экспедиция?




- Ребята как вы понимаете значение слова Острог.

Острог - это укрепленные поселки, предназначенные для защиты земель России от набегов врагов и кочевников.


А теперь вспомним, какой путь прошла экспедиция Пояркова.

- Откуда начался путь Пояркова?

- По каким рекам экспедиция Пояркова добралась до охотского моря?


Экспедиция С.И. Дежнева.

Следующая экспедиция состоялась в 1648 году из устья реки Колымы, а возглавил ее казак Семен Дежнев.

Прочитайте текст на странице 52 - 53 и проследите по карте путь Дежнева.

А подробнее нам о путешествии Дежнева расскажет ваш одноклассник.

Дежнев - (1605-1673), родился в городе Великий Устюг в Поморье. Он был вольным человеком и в 1631 году нанялся для службы в Сибирь. В 1647 году Дежнев с отрядом казаков с Нижнеколымска отправился в экспедицию для поисков реки Анадырь и моржового клыка, который очень ценился в то время. Экспедиция вышла с острога Нижнеколымск и двинулась к берегам Северного Ледовитого океана. Трудное и опасное было путешествие. В море вышло 7 суден. На пути им мешали буря и непогоды. Уже в начале пути разбились о льды два судна, затем еще одно. Но это не испугало экспедицию Дежнева, и они продолжили путь. В бурю суда потопило или выкинуло на землю, и оставшимся в живых пришлось идти пешком. Они двинулись на поиски реки Анадырь. До устья реки добрались только 13 человек из 25. Здесь был основан анадырский острог, где они прожили 10 лет. И только потом вернулись в Нижнеколымск.

Главная заслуга С. И. Дежнева перед географической наукой заключается в том, что он открыл морской проход из Ледовитого океана в Тихий и дал первое описание этого пути, обратив особое внимание на восточный мыс Азии. 

Ребята сейчас мы знаем, что именно С.И.Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой, который в последствии назовут Беринговым. А самый восточный мыс России по праву называется мысом Дежнёва.

Мы с вами узнали о экспедиции Дежнева из текста учебника и рассказа ученика.

А теперь давайте вспомним, с какой целью началась экспедиция?


- Откуда начался путь Дежнева?

- По каким морям экспедиция Дежнева добралась до реки Анадырь?

- Как называется пролив между Азией и Америкой?


Экспедиция Е. П. Хабарова

Следующую Экспедицию возглавил Ерофей Павлович Хабаров.

Прочитайте текст на странице 53 и проследите по карте путь Хабарова.

А подробнее о его путешествии нам расскажет ваш одноклассник.

Ерофей Хабаров до прихода в Сибирь жил в Соль-Вычеготске, где держал соляные мельницы, занимался торговлей хлебом и нажил достаточное состояние. Когда до Хабарова дошли слухи о Амуре, с которого вернулся Поярков, то Хабаров уже знал путь на Амур гораздо короче. Он предложил свой план воеводе и осенью 1649 года отряд из 70 человек отправился в экспедицию на Амур. Всю осень отряд был в пути, затем остановились на длительный отдых. Во время похода Хабаров занимался исследованием богатой Даурской земли в Приамурье. В январе 1949 года на санях отряд отправился дальше и уже весной был на реке Амур. В мае 1650 года Хабаров доложил в Якутск о своем походе.

Значение предприятий Хабарова велико: помимо фактического освоения территорий, в наследство от Хабарова достался составленный землепроходцем «Чертёж по реке Амуру», т.е описание территории и местности вдоль реки Амур. Благодаря Хабарову земли вдоль реки амур закрепились за Россией

Ребята если вы попадете в Хабаровск, то первое что вы увидите на привокзальной площади – это памятник Е.П. Хабарову. Также существует железнодорожная станция «Ерофей Павлович».

Мы с вами узнали о экспедиции Хабарова с текста учебника и рассказа ученика. А теперь давайте вспомним, каково значение экспедиции?



- Откуда начался путь Хабарова?

- Через какие остроги проходил путь Хабарова?


Те земли, которые открыли землепроходцы, вошли в состав Российского государства, расширив его границы.





Слайд 11 «Экспедиции»









Слайд 12 В. Д. Поярков.



























С целью строительства острога и добычи полезных ископаемых.

Слайд 13 «Острог» –Показываю по карте.





Учитель показывает путь Пояркова.

С Якутска

По рекам Алдан, Зея и Амур



Слайд 13 «С.И. Дежнев.»





































Слайд 14 «Мыс Дежнева»



С целью поисков реки Анадырь и добычи Моржового клыка.

С Нижнеколымска

Восточно-сибирское, чукотское, берингово.

Беринговый.




Слайд 15 «Е.П.Хабаров»






















Рассказываю и показываю путь на карте.




Слайд 16 «памятник Хабарову»








Хабаров описал территорию и местность вдоль берегов реки Амур

С Якутска

Оклёминский, Албазин.

Первичное закрепление

Теперь я предлагаю вам вспомнить, о чем мы говорили с помощью кроссворда.

  1. Как называется пролив, который отделяет Азию от Америки?

  2. Чертеж, какой реки составил Хабаров?

  3. Как называли участников походов в Сибирь и на Дальний Восток?

  4. Укрепленные поселки, предназначенные для защиты земель России от набегов врагов и кочевников.

  5. Кто открыл пролив между Азией и Америкой?


Угадайте какой народ спрятался в анаграммах.

  1. цы-нен

  2. чи-чук

  3. эс-мо-ки-сы

  4. ты- ря-бу

  5. ря-ки-ко

  6. э-ки-вен

Отгадайте какое слов зашифровано в ребусе.

Слайд 17 «кроссворд»


Беринговый


Амур

Землепроходцы


Осторг




Дежнев



Слайд 18 «Анаграмма»

  1. ненцы

  2. чукчи

  3. эскимосы

  4. буряты

  5. коряки

  6. эвенки


Слайд 19

землепроходец



Подведение итогов

-Давайте вспомним при правлении какого царя западная Сибирь была присоединена к России?

-Расскажите какие новые территории появились у России?

- Какие народы проживают в Сибири, каким ремеслом они занимаются?

-Через какие моря и океаны прошли землепроходцы?

-Какое открытие совершила экспедиция Пояркова? Дежнева? Хабарова?

Ребята посмотрите на план урока, все ли пункты мы с вами разобрали?

При правлении Ивана Грозного.




Рефлексия

Хлопните в ладоши те, кто доволен своей работой на уроке и узнал много нового. Топните ногами те, кто недоволен своей работой или не понял тему урока.

Оценивают свою работу и знания.

Д.З.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!