Конспект открытого урока в 5к классе
Тема урока: «Прямая речь»
СЛАЙД 1
Организационный момент (цель: включение в учебную деятельность)
- Давайте, друзья, улыбнемся друг другу!
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы?
Тогда – за работу!
Удачи желаю всем нам!
СЛАЙД 2
Фаза ВЗРЫВ
Мотивация к учебной деятельности
- Вы любите ребусы? Здорово! А, ну, удивите меня – разгадайте важное слово, с которым мы встречаемся на протяжении уже многих уроков. (ребус слова «предложение»).
- Молодцы! Но меня не удивили. Предлагаю сыграть в игру «Да-нет-ка». Я озвучиваю суждение, а вы решаете: верное оно или нет. «Да» - поднимаете правую руку, «нет» - левую.
Синтаксис – это наука, изучающая строение и построение словосочетаний, предложений.
Основными единицами синтаксиса являются текст, предложение и словосочетание.
Самой большой единицей синтаксиса является словосочетание.
По цели высказывания предложение может быть побудительным.
По интонации, эмоциональной окраске – вопросительным.
Односоставное предложение – это предложение с одним главным членом.
Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
Наука, изучающая постановку знаков препинания, называется фонетикой.
- Да, не удалось вас обхитрить. Но согласитесь с тем фактом, что не всё еще мы знаем о предложении?
СЛАЙД 3
- В рабочих тетрадях прописываем координаты дня: дату, вид работы (классная).
Активизация познавательной деятельности
СЛАЙД 4
Работа с текстом. Расставить недостающие знаки препинания.
Наступила поздняя осень. Идут дожди, и дует холодный ветер. Природа готовится к зимнему отдыху. Деревья скинули свои золотые наряды и окунулись в глубокий сон. Только птицам сейчас нелегко. «Давайте поможем им и сделаем кормушки!» - воскликнул мой друг Витька.
- Определите тему текста. Как бы вы озаглавили его? Проведем пунктуационный анализ текста. В каком предложении вы затруднились с расстановкой знаков препинания? (в последнем). Почему? (недостаточно знаний). Да… затруднительная ситуация… Что нам надо знать, чтобы справиться с этой сложной задачей? (Как отличить предложение с прямой речью от других? Что такое прямая речь? Как она оформляется на письме?)
- Тогда без труда определите тему урока. (предложение с прямой речью). Запишем ее в тетрадь.
СЛАЙД 5
- На столах у вас лежит «бортовой журнал». Прошу вас заполнить первые два столбика: что я знаю об этой теме и что хочу узнать. Итак, что вы знаете о прямой речи?
- Что хотите узнать о прямой речи? Тогда эти вопросы станут нашим ориентиром на урок.
СЛАЙД 6
Это цели, которые мы желаем достичь:
уметь записывать предложения с прямой речью,
расставлять знаки препинания в них;
находить предложения с прямой речью,
выявлять их на слух.
Фаза ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
Объяснение нового материала
СЛАЙД 7
- Давайте разберем предложение, в котором мы не смогли расставить знаки препинания.
- На какие 2 части мы можем его поделить? Какая часть несет информацию, о чем речь, а какая – кто говорит?
Д авайте поможем им и сделаем кормушки воскликнул мой друг Витька.
Прямая речь (П) слова автора (А)
- Что значит «прямая» речь? (прямо, честно переданная, правдивая). Можно ее изменять? (нет). Прямая речь – это речь какого-либо лица, переданная от его имени без изменений. А для этого мы ее обязательно должны отделить от всего остального предложения, от слов автора. И в этом нам помогут кавычки. А знаете, что о кавычках говорят?
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
- Тогда смело можем поставить кавычки в нашем предложении. «Давайте поможем им сделать кормушки» воскликнул Витька.
- А слова автора для чего служат? Они называют, кому принадлежит прямая речь.
- Работа в парах. Перед вами текст. Ваша задача найти предложения с ПР и сформулировать в тетради характерные особенности предложений с ПР, которые вы заметите во всех предложениях. (месторасположение ПР, можно ли менять местами, запись всегда с заглавной буквы и в кавычках, условие постановки двоеточия и тире, интонационный знак препинания в конце ПР, в словах автора всегда используется глагол).
Проснулся Юра утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!» А сестрёнка тут как тут: «Погуляй со мной, Юра». «Уходи, не мешай думать!» - ответил Юра. Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил». А няня тут как тут: «Убери посуду. Юрочка». «Убери сама – некогда мне!» - ответил Юра. Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, я бы его вытащил». А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра». «Пошёл вон! Не мешай думать!» - сказал мальчик. Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл: «Что бы мне такое хорошее сделать?» Погладила мама Юру по голове: «Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору».
(В.Осеева «Хорошее»)
- О чем он? Какой жизненный урок вы можете для себя извлечь? (Выступление некоторых пар по записанным признакам предложений с ПР)
СЛАЙД 8
В ходе выступления учеников учитель высвечивает на экране таблички-схемы предложений с ПР
«П», - а. А: «П».
«П!» - а. А: «П!» А: «П, - а».
«П?» - а. А: «П?»
- Пришла пора проверить правильность наших убеждений или ошибочность суждений по учебнику. Стр. 113, п.48 (чтение правил)
СЛАЙДЫ 9-20
Физминутка
- Индивидуальная работа с последующей самопроверкой.
- «Исправь ошибки»
Ручей в оврашке еле слышно паёт о чём-то о своём и машет белой веткой вишня Растём товарищи растём!
Вдруг ямщик стал посматривать в сторону снял шабку, оборотившись ко мне, скозал Барин неприкажешь ли воротится?
СЛАЙД 21
- Найдите оценочный лист. Оцените себя, насколько удачно вы справились с этой задачей. Критерии: исправил все орфографические и пунктуационные ошибки – «5», не заметил 1-2 ошибки – «4», осталось 3-4 ошибки – «3», 5 и более – «2» Выставляем в лист оценивания.
СЛАЙД 22
- Итак, прежде чем мы приступим к тесту «Проверь себя», вспомним основные моменты темы урока.
СЛАЙДЫ 23-24
- Закрепление нового материала (выполнение теста) с последующей взаимопроверкой.
- Проверяющий выставленную отметку вносит в лист оценивания соседа по парте.
Задание: Распределите номера предложений в соответствии со схемой по колонкам таблицы. Знаки препинания не расставлены.
А: «П». | А: «П?» | А: «П!» | «П», - а. | «П?» - а. | «П!» - а. |
6 | 5 | 2 | 4,8 | 3,7 | 1 |
Медведь идёт закричали перепуганные дети.
Алёша невольно вскричал Ах Это ты Чернушка.
Как ты зашла сюда со смехом спросил мальчик.
Алёша иди за мной сказала чернушка человеческим голосом.
Мы спросили у дежурного по станции Когда начнётся посадка.
Он постучал в дверь и тихо сказал Дарья Георгиевна извините меня за опоздание.
С каким поездом вы поедете на дачу спрашивали нас знакомые.
Пьеса была очень интересная говорили зрители после окончания спектакля.
Фаза РЕФЛЕКСИЯ
- Давайте вернемся к нашим бортовым журналам. Осталось заполнить последнюю колонку: что нового узнал на уроке. (несколько ребят прочитают вслух свои первую и третью колонки). Посмотрите на вторую колонку: получили вы ответы на свои вопросы? Достигли свою цель? Решили учебную задачу?
СЛАЙД 25
- Подводя итог нашей работе на уроке, попробуйте составить синквейн (пятистрочная стихотворная форма образной речи, отражающая полученный результат новых знаний):
1 строка – 1 существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза из 4 слов
5 строка – 1 слово по сути темы урока, позволяющее выразить личное отношение к теме (можно подобрать синоним)
СЛАЙД 26
Мой синквейн: речь – прямая, точная – передает, рассказывает, характеризует – прямая речь характеризует говорящего – афоризм.
- В оценочном листе поставьте значок, который скажет: «Я доволен собой, так как я все понял, могу объяснить товарищу», «Я понял для себя, но объяснить затрудняюсь», «Было трудно, надо еще поработать». И передаем листы мне для выставления итоговой отметки за урок.
СЛАЙД 27
- Домашнее задание (на выбор):
1. п.48, упр.249
2. подобрать из изученных художественных произведений (в хрестоматии) по одному предложению на каждую схему.
3. сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью.
Приложение 1
ЗАДАНИЯ
Задание 1: Расставьте недостающие знаки препинания.
Наступила поздняя осень. Идут дожди и дует холодный ветер. Природа готовится к зимнему отдыху. Деревья скинули свои золотые наряды и окунулись в глубокий сон. Только птицам сейчас нелегко. Давайте поможем им и сделаем кормушки воскликнул мой друг Витька.
Задание 2: Работа в парах. Найти предложения с прямой речью и сформулируйте в тетради характерные особенности предложений с прямой речью, которые вы заметите во всех предложениях.
Проснулся Юра утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!» А сестрёнка тут как тут: «Погуляй со мной, Юра». «Уходи, не мешай думать!» - ответил Юра. Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил». А няня тут как тут: «Убери посуду. Юрочка». «Убери сама – некогда мне!» - ответил Юра. Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, я бы его вытащил». А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра». «Пошёл вон! Не мешай думать!» - сказал мальчик. Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл: «Что бы мне такое хорошее сделать?» Погладила мама Юру по голове: «Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору». (В.Осеева «Хорошее»)
Задание 3: Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки.
Ручей в оврашке еле слышно паёт о чём-то о своём и машет белой веткой вишня Растём товарищи растём!
Вдруг ямщик стал посматривать в сторону снял шабку, оборотившись ко мне, скозал Барин неприкажешь ли воротится?
Задание 4: Распределите номера предложений в соответствии со схемой по колонкам таблицы. Знаки препинания не расставлены.
А: «П». | А: «П?» | А: «П!» | «П», - а. | «П?» - а. | «П!» - а. |
6 | 5 | 2 | 4,8 | 3,7 | 1 |
Медведь идёт закричали перепуганные дети.
Алёша невольно вскричал Ах Это ты Чернушка.
Как ты зашла сюда со смехом спросил мальчик.
Алёша иди за мной сказала чернушка человеческим голосом.
Мы спросили у дежурного по станции Когда начнётся посадка.
Он постучал в дверь и тихо сказал Дарья Георгиевна извините меня за опоздание.
С каким поездом вы поедете на дачу спрашивали нас знакомые.
Пьеса была очень интересная говорили зрители после окончания спектакля
Приложение 2
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ |
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
| | |
Приложение 3
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Фамилия, имя________________________________________________________________ |
Учебная задача | Вид проверки | Критерии | отметка |
«Исправь ошибки» | Самопроверка | «5» - обнаружил и исправил все орфографические и пунктуационные ошибки; «4» - не исправил 1-2 ошибки; «3» - не исправил 3-4 ошибки; «2» - не исправил 5 и более ошибок; «1» - не исправил ни одной | |
Тест «Проверь себя» | Взаимопроверка | «5» - 8 баллов; «4» - 6-7 баллов; «3» - 4-5 баллов; «2» - 1-3 балла; «1» - 0 баллов | |
Активность на уроке | Учитель | | |
Отметь одно из приведённых утверждений, которое характеризует твоё отношение к изученной на уроке теме Я доволен собой и могу объяснить другим Я понял для себя, но объяснить затрудняюсь Было трудно, понял не всё, надо ещё поработать над темой |
|