СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Прямая речь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Прямая речь"»

Конспект открытого урока в 5к классе

Тема урока: «Прямая речь»

СЛАЙД 1

  1. Организационный момент (цель: включение в учебную деятельность)

- Давайте, друзья, улыбнемся друг другу!

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы?

Тогда – за работу!

Удачи желаю всем нам!

СЛАЙД 2

  1. Фаза ВЗРЫВ

Мотивация к учебной деятельности

- Вы любите ребусы? Здорово! А, ну, удивите меня – разгадайте важное слово, с которым мы встречаемся на протяжении уже многих уроков. (ребус слова «предложение»).

- Молодцы! Но меня не удивили. Предлагаю сыграть в игру «Да-нет-ка». Я озвучиваю суждение, а вы решаете: верное оно или нет. «Да» - поднимаете правую руку, «нет» - левую.

  • Синтаксис – это наука, изучающая строение и построение словосочетаний, предложений.

  • Основными единицами синтаксиса являются текст, предложение и словосочетание.

  • Самой большой единицей синтаксиса является словосочетание.

  • По цели высказывания предложение может быть побудительным.

  • По интонации, эмоциональной окраске – вопросительным.

  • Односоставное предложение – это предложение с одним главным членом.

  • Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

  • Наука, изучающая постановку знаков препинания, называется фонетикой.

- Да, не удалось вас обхитрить. Но согласитесь с тем фактом, что не всё еще мы знаем о предложении?

СЛАЙД 3

- В рабочих тетрадях прописываем координаты дня: дату, вид работы (классная).

Активизация познавательной деятельности

СЛАЙД 4

Работа с текстом. Расставить недостающие знаки препинания.

Наступила поздняя осень. Идут дожди, и дует холодный ветер. Природа готовится к зимнему отдыху. Деревья скинули свои золотые наряды и окунулись в глубокий сон. Только птицам сейчас нелегко. «Давайте поможем им и сделаем кормушки!» - воскликнул мой друг Витька.

- Определите тему текста. Как бы вы озаглавили его? Проведем пунктуационный анализ текста. В каком предложении вы затруднились с расстановкой знаков препинания? (в последнем). Почему? (недостаточно знаний). Да… затруднительная ситуация… Что нам надо знать, чтобы справиться с этой сложной задачей? (Как отличить предложение с прямой речью от других? Что такое прямая речь? Как она оформляется на письме?)

- Тогда без труда определите тему урока. (предложение с прямой речью). Запишем ее в тетрадь.

СЛАЙД 5

- На столах у вас лежит «бортовой журнал». Прошу вас заполнить первые два столбика: что я знаю об этой теме и что хочу узнать. Итак, что вы знаете о прямой речи?

- Что хотите узнать о прямой речи? Тогда эти вопросы станут нашим ориентиром на урок.

СЛАЙД 6

Это цели, которые мы желаем достичь:

  • уметь записывать предложения с прямой речью,

  • расставлять знаки препинания в них;

  • находить предложения с прямой речью,

  • выявлять их на слух.


  1. Фаза ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Объяснение нового материала

СЛАЙД 7

- Давайте разберем предложение, в котором мы не смогли расставить знаки препинания.

- На какие 2 части мы можем его поделить? Какая часть несет информацию, о чем речь, а какая – кто говорит?

Д авайте поможем им и сделаем кормушки воскликнул мой друг Витька.





Прямая речь (П) слова автора (А)

- Что значит «прямая» речь? (прямо, честно переданная, правдивая). Можно ее изменять? (нет). Прямая речь – это речь какого-либо лица, переданная от его имени без изменений. А для этого мы ее обязательно должны отделить от всего остального предложения, от слов автора. И в этом нам помогут кавычки. А знаете, что о кавычках говорят?

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят…

- Тогда смело можем поставить кавычки в нашем предложении. «Давайте поможем им сделать кормушки» воскликнул Витька.

- А слова автора для чего служат? Они называют, кому принадлежит прямая речь.

- Работа в парах. Перед вами текст. Ваша задача найти предложения с ПР и сформулировать в тетради характерные особенности предложений с ПР, которые вы заметите во всех предложениях. (месторасположение ПР, можно ли менять местами, запись всегда с заглавной буквы и в кавычках, условие постановки двоеточия и тире, интонационный знак препинания в конце ПР, в словах автора всегда используется глагол).

Проснулся Юра утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!» А сестрёнка тут как тут: «Погуляй со мной, Юра». «Уходи, не мешай думать!» - ответил Юра. Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил». А няня тут как тут: «Убери посуду. Юрочка». «Убери сама – некогда мне!» - ответил Юра. Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, я бы его вытащил». А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра». «Пошёл вон! Не мешай думать!» - сказал мальчик. Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл: «Что бы мне такое хорошее сделать?» Погладила мама Юру по голове: «Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору».

(В.Осеева «Хорошее»)

- О чем он? Какой жизненный урок вы можете для себя извлечь? (Выступление некоторых пар по записанным признакам предложений с ПР)

СЛАЙД 8

В ходе выступления учеников учитель высвечивает на экране таблички-схемы предложений с ПР

«П», - а. А: «П».

«П!» - а. А: «П!» А: «П, - а».

«П?» - а. А: «П?»


- Пришла пора проверить правильность наших убеждений или ошибочность суждений по учебнику. Стр. 113, п.48 (чтение правил)

СЛАЙДЫ 9-20

Физминутка

- Индивидуальная работа с последующей самопроверкой.

- «Исправь ошибки»

Ручей в оврашке еле слышно паёт о чём-то о своём и машет белой веткой вишня Растём товарищи растём!

Вдруг ямщик стал посматривать в сторону снял шабку, оборотившись ко мне, скозал Барин неприкажешь ли воротится?

СЛАЙД 21

- Найдите оценочный лист. Оцените себя, насколько удачно вы справились с этой задачей. Критерии: исправил все орфографические и пунктуационные ошибки – «5», не заметил 1-2 ошибки – «4», осталось 3-4 ошибки – «3», 5 и более – «2» Выставляем в лист оценивания.

СЛАЙД 22

- Итак, прежде чем мы приступим к тесту «Проверь себя», вспомним основные моменты темы урока.

СЛАЙДЫ 23-24

- Закрепление нового материала (выполнение теста) с последующей взаимопроверкой.

- Проверяющий выставленную отметку вносит в лист оценивания соседа по парте.

Задание: Распределите номера предложений в соответствии со схемой по колонкам таблицы. Знаки препинания не расставлены.


А: «П».

А: «П?»

А: «П!»

«П», - а.

«П?» - а.

«П!» - а.

6

5

2

4,8

3,7

1

  1. Медведь идёт закричали перепуганные дети.

  2. Алёша невольно вскричал Ах Это ты Чернушка.

  3. Как ты зашла сюда со смехом спросил мальчик.

  4. Алёша иди за мной сказала чернушка человеческим голосом.

  5. Мы спросили у дежурного по станции Когда начнётся посадка.

  6. Он постучал в дверь и тихо сказал Дарья Георгиевна извините меня за опоздание.

  7. С каким поездом вы поедете на дачу спрашивали нас знакомые.

  8. Пьеса была очень интересная говорили зрители после окончания спектакля.


  1. Фаза РЕФЛЕКСИЯ

- Давайте вернемся к нашим бортовым журналам. Осталось заполнить последнюю колонку: что нового узнал на уроке. (несколько ребят прочитают вслух свои первую и третью колонки). Посмотрите на вторую колонку: получили вы ответы на свои вопросы? Достигли свою цель? Решили учебную задачу?

СЛАЙД 25

- Подводя итог нашей работе на уроке, попробуйте составить синквейн (пятистрочная стихотворная форма образной речи, отражающая полученный результат новых знаний):

1 строка – 1 существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза из 4 слов

5 строка – 1 слово по сути темы урока, позволяющее выразить личное отношение к теме (можно подобрать синоним)

СЛАЙД 26

Мой синквейн: речь – прямая, точная – передает, рассказывает, характеризует – прямая речь характеризует говорящего – афоризм.


- В оценочном листе поставьте значок, который скажет: «Я доволен собой, так как я все понял, могу объяснить товарищу», «Я понял для себя, но объяснить затрудняюсь», «Было трудно, надо еще поработать». И передаем листы мне для выставления итоговой отметки за урок.

СЛАЙД 27

- Домашнее задание (на выбор):

1. п.48, упр.249

2. подобрать из изученных художественных произведений (в хрестоматии) по одному предложению на каждую схему.

3. сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью.





Приложение 1

ЗАДАНИЯ


Задание 1: Расставьте недостающие знаки препинания.



Наступила поздняя осень. Идут дожди и дует холодный ветер. Природа готовится к зимнему отдыху. Деревья скинули свои золотые наряды и окунулись в глубокий сон. Только птицам сейчас нелегко. Давайте поможем им и сделаем кормушки воскликнул мой друг Витька.



Задание 2: Работа в парах. Найти предложения с прямой речью и сформулируйте в тетради характерные особенности предложений с прямой речью, которые вы заметите во всех предложениях.

Проснулся Юра утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!» А сестрёнка тут как тут: «Погуляй со мной, Юра». «Уходи, не мешай думать!» - ответил Юра. Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил». А няня тут как тут: «Убери посуду. Юрочка». «Убери сама – некогда мне!» - ответил Юра. Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, я бы его вытащил». А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра». «Пошёл вон! Не мешай думать!» - сказал мальчик. Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл: «Что бы мне такое хорошее сделать?» Погладила мама Юру по голове: «Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору». (В.Осеева «Хорошее»)





Задание 3: Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки.

Ручей в оврашке еле слышно паёт о чём-то о своём и машет белой веткой вишня Растём товарищи растём!

Вдруг ямщик стал посматривать в сторону снял шабку, оборотившись ко мне, скозал Барин неприкажешь ли воротится?





Задание 4: Распределите номера предложений в соответствии со схемой по колонкам таблицы. Знаки препинания не расставлены.

А: «П».

А: «П?»

А: «П!»

«П», - а.

«П?» - а.

«П!» - а.

6

5

2

4,8

3,7

1


  1. Медведь идёт закричали перепуганные дети.

  2. Алёша невольно вскричал Ах Это ты Чернушка.

  3. Как ты зашла сюда со смехом спросил мальчик.

  4. Алёша иди за мной сказала чернушка человеческим голосом.

  5. Мы спросили у дежурного по станции Когда начнётся посадка.

  6. Он постучал в дверь и тихо сказал Дарья Георгиевна извините меня за опоздание.

  7. С каким поездом вы поедете на дачу спрашивали нас знакомые.

  8. Пьеса была очень интересная говорили зрители после окончания спектакля





Приложение 2

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Знаю

Хочу узнать

Узнал




















Приложение 3

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя________________________________________________________________

Учебная задача

Вид проверки

Критерии

отметка

«Исправь ошибки»

Самопроверка

«5» - обнаружил и исправил все орфографические и пунктуационные ошибки;

«4» - не исправил 1-2 ошибки;

«3» - не исправил 3-4 ошибки;

«2» - не исправил 5 и более ошибок;

«1» - не исправил ни одной


Тест «Проверь себя»

Взаимопроверка

«5» - 8 баллов;

«4» - 6-7 баллов;

«3» - 4-5 баллов;

«2» - 1-3 балла;

«1» - 0 баллов


Активность на уроке

Учитель



Отметь одно из приведённых утверждений, которое характеризует твоё отношение к изученной на уроке теме



Я доволен собой и могу объяснить другим



Я понял для себя, но объяснить затрудняюсь



Было трудно, понял не всё, надо ещё поработать над темой










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!