Тема урока: «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения».
Цели: способствовать применению умения делить слова на слоги и находить ударный слог в условиях решения учебных задач и упражнений.
Планируемые результаты:
Предметные: Закрепить умение учащихся делить слово на слоги, определять количество слогов, находить среди них ударный слог; рассмотреть смыслоразличительную роль ударения; познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать цель и задачи урока вместе с учителем.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в доступной каждому форме, владеть диалогической формой речи, слушать и слышать своих одноклассников.
Тип урока: урок формирования первоначальных навыков.
Ход урока
Организационный момент
Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Дыхательная, артикуляционная и фонематическая разминка
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
– Как воздух выходит из шара? (С-с-с)
– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)
– Как поют песенку без слов, если укладывают спать куклу? (Ля-ля-ля).
– Как мычит корова? (Му-у-у).
– Как рычит собака? (Р-р-р).
3. Актуализация опорных знаний
- Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведет меня в этом путешествии. А поплывем мы вот на этом кораблике.
Мы в дальние дали отправимся с вами.
Мы всех, кто захочет, с собою возьмем.
Ну, что же согласны? Решили? Плывем!
- Для того, чтобы отправиться в путь, необходимо получить пропуск на корабль.
Помогите мне закончить фразы:
Наша речь состоит из … (предложений).
Предложение выражает … (законченную мысль).
Предложения состоят из … (слов).
Задание: составить предложение со словом корабль, чтобы оно соответствовало схеме.
- посчитайте количество слов в предложении.
- А из чего состоят слова?
Задание: слово, изображенное на картинке, разделить на слоги;
- сколько слогов?
- Подерите из данных слов те, которые подходят к этой схеме.
Море, капитан, чайка, шторм.
Самоопределение к деятельности на уроке.
- Вот мы с вами и на таинственном острове. Посмотрите, какой большой и красивый замок перед нами! Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но, что это такое, ворота замка закрыты ! Открыть их можно только разгадав тайну.
ЗАМОК ЗАМОК
- Давайте попробуем прочитать эти слова. Что можете сказать про эти слова?
- Давайте разделим эти слова на слоги. Составим схему каждого слова. (2 удоски)
- Что вы заметили?
- Как вам кажется, это одинаковые слова? А предметы? А что же нам поможет не спутать эти похожие слова, кто знает? (- А хотите узнать?).
Изучение нового материала
- Сейчас попробуем открыть тайну.
- Будьте внимательными . Послушайте, что замечваете? Какой слог громче произношу в 1-м слове? – А во втором?
- Это ударение. Что же такое ударение, кто как понял? ( Часть слова, которая произносится с большей силой голоса)
- Какой вывод можем с вами сделать: для чего нужно ударение? (Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением.)
- Ребята , а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении?
- Правильно, его называют ударным. Ударение на схеме будем обозначать так: / .
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем.
Физкультминутка.
На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)
Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)
Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)
Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)
Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)
И открыли! (разомкнуть руки)
Закрепление изученного .
- Посмотрите, вот и открылись ворота замка. И навстречу нам пожаловал сам волшебник Ударение. Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.
- Волшебник Ударение очень любит играть в прятки. Давайте будем очень внимательными и постараемся найти его в каждом слове.
Картинки: лиса, собака, кот.
Задания : 1. разделить слова на слоги ( работа в парах)
2. постановка ударения, определение ударного слога.
- Сделайте вывод, какой слог в слоге может быть ударным?
- Сколько слогов может быть в слове?
- Сколько ударных слогов бывает в слове? ( в слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов)
Учебник.
Подведение итогов. Рефлексия
- Вот и пришло время покидать этот удивительный остров. Но волшебник Ударение теперь будет приходить к нам в гости очень часто.
- Давайте вспомним, какие тайны нам открыл волшебник Ударение. Чему вы научились на таинственном острове?