СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Однозначные и многозначные слова", 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок входит в систему уроков раздела "Лексика и культура речи" по русскому языку 5 класса. Структура урока соответствует требованиям ФГОС. Используемые методы и формы обучения (наблюдение над языковым материалом, создание проблемной ситуации, фронтальная, парная, индивидуальная), способствуют формированию коммуникативной компетенции обучающихся, навыков  работать со словарём, пониманию роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Однозначные и многозначные слова", 5 класс»

 Урок русского языка в 5 классе  Однозначные  и многозначные  слова  Яндикова Наталья Николаевна,  учитель русского языка и литературы  МОУ «Чемальская СОШ»

Урок русского языка в 5 классе

Однозначные

и многозначные

слова

Яндикова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Чемальская СОШ»

Много слов на свете, Много дел на свете, Если дела нету- Слово-это ветер! Слово улетает, Не поймаешь снова… Человек без дела- Человек без слова! Сергей Баруздин

Много слов на свете,

Много дел на свете,

Если дела нету-

Слово-это ветер!

Слово улетает,

Не поймаешь снова…

Человек без дела-

Человек без слова!

Сергей Баруздин

Что за шутки?  Говорят,  На БЫКАХ  Мосты стоят!  Вот он, мост,  Под ним река —  Ни единого быка! Не пойму я ничего:  Утонули, что ли?  Или все до одного  Убежали в поле  От нелёгкого труда? Ну, а мост на чём тогда?

Что за шутки? Говорят, На БЫКАХ Мосты стоят! Вот он, мост, Под ним река — Ни единого быка!

Не пойму я ничего: Утонули, что ли? Или все до одного Убежали в поле От нелёгкого труда?

Ну, а мост на чём тогда?

Работа в парах:  Запишите с помощью толкового словаря однозначное и многозначное слова, составьте с ними словосочетания и предложения.  Расскажите друг другу какие слова называются однозначными, а какие - многозначные, зачитав примеры.

Работа в парах:

Запишите с помощью толкового словаря

однозначное и многозначное слова,

составьте с ними словосочетания и

предложения.

Расскажите друг другу какие слова

называются однозначными,

а какие - многозначные, зачитав примеры.

 Знаковая система для оценивания работы в парах :  « ! » - отлично выполнил,  « + » - хорошо,  « ? » - есть затруднения,  « - » - не справился

Знаковая система для оценивания

работы в парах :

« ! » - отлично выполнил,

« + » - хорошо,

« ? » - есть затруднения,

« - » - не справился

1 уровень 1) Подчеркни однозначные слова:  Корень, ключ, лисичка, пальто, свекла, шляпка 2) Подчеркни многозначные слова:  Матрос, шарф, коса, спорт, хвост, звезда, дорога.

1 уровень

1) Подчеркни однозначные слова:

Корень, ключ, лисичка, пальто, свекла, шляпка

2) Подчеркни многозначные слова:

Матрос, шарф, коса, спорт, хвост, звезда, дорога.

2 уровень 1) Отметь (подчеркни), многозначные слова: имеют одно значение; имеют много значений; - имеют одинаковые корни. 2) Как называются слова типа « игла »? Отметь (подчеркни): однокоренные; однозначные; - многозначные.

2 уровень

1) Отметь (подчеркни), многозначные слова:

  • имеют одно значение;
  • имеют много значений;

- имеют одинаковые корни.

2) Как называются слова типа « игла »? Отметь (подчеркни):

  • однокоренные;
  • однозначные;

- многозначные.

2 уровень   Закончите  предложения:   Раздел  науки  о  языке,   в  котором  изучается  лексика, называется________________________; Слова,  которые  имеют  одно  лексическое  значение называются_______________________; Слова,  которые  имеют  два  или  более  лексических значений, называются ____________ ;

2 уровень

Закончите  предложения:  

Раздел  науки  о  языке,   в  котором  изучается  лексика, называется________________________;

Слова,  которые  имеют  одно  лексическое  значение называются_______________________;

Слова,  которые  имеют  два  или  более 

лексических значений, называются ____________ ;

3 уровень 1) Подчеркни многозначное слово. _____________________________________________________   2) Подчеркни однозначное слово. _____________________________________________________   3) Составь словарную статью, показав в ней многозначность слова  кисть. _____________________________________________________ _____________________________________________________

3 уровень

1) Подчеркни многозначное слово.

_____________________________________________________

 

2) Подчеркни однозначное слово.

_____________________________________________________

 

3) Составь словарную статью, показав в ней многозначность

слова  кисть.

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Индивидуальное задание: Подготовь мини - сообщение «Однозначные и  многозначные слова»  по критериям: «5» - полный ответ, использование терминов,  примеры, выводы; «4» - незначительные ошибки в ответе, примеры,  вывод; «3» - неполный ответ, ошибки в терминах; «2» - неправильный ответ.

Индивидуальное задание:

Подготовь мини - сообщение

«Однозначные и

многозначные слова»

по критериям:

«5» - полный ответ, использование терминов,

примеры, выводы;

«4» - незначительные ошибки в ответе, примеры,

вывод;

«3» - неполный ответ, ошибки в терминах;

«2» - неправильный ответ.

Вывод:  В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет. Например, слово … обозначает крупный свободно плавающий кусок льда в океане или море .   Только этот предмет называется… . То же самое можно сказать и о словах пальто, морковь. Такие слова называются … .  Слова, которые имеют несколько значений, называются… . Все значения такого слова можно узнать в … словаре.

Вывод:

В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет. Например, слово … обозначает крупный свободно плавающий кусок льда в океане или море .   Только этот предмет называется… . То же самое можно сказать и о словах пальто, морковь. Такие слова называются … .

Слова, которые имеют несколько

значений, называются… . Все значения

такого слова можно узнать в … словаре.

Продолжи фразу... На уроке я работал… активно/пассивно Своей работой на уроке я… доволен/не доволен Урок для меня показался… коротким/длинным За урок я… не устал/ устал Моё настроение… стало лучше/стало хуже Материал урока мне был… понятен/не понятен полезен /не полезен интересен/скучен

Продолжи фразу...

На уроке я работал…

активно/пассивно

Своей работой на уроке я…

доволен/не доволен

Урок для меня показался…

коротким/длинным

За урок я…

не устал/ устал

Моё настроение…

стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был…

понятен/не понятен

полезен /не полезен

интересен/скучен

Домашнее задание: Сделать рисунки к многозначным словам 1 ряд - к слову идти  или  ходить ; 2 ряд - к слову летать ; 3 ряд - к слову бежать .

Домашнее задание:

Сделать рисунки к многозначным словам

1 ряд - к слову идти или ходить ;

2 ряд - к слову летать ;

3 ряд - к слову бежать .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!