Урок русского языка в 5 классе
Однозначные
и многозначные
слова
Яндикова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Чемальская СОШ»
Много слов на свете,
Много дел на свете,
Если дела нету-
Слово-это ветер!
Слово улетает,
Не поймаешь снова…
Человек без дела-
Человек без слова!
Сергей Баруздин
Что за шутки? Говорят, На БЫКАХ Мосты стоят! Вот он, мост, Под ним река — Ни единого быка!
Не пойму я ничего: Утонули, что ли? Или все до одного Убежали в поле От нелёгкого труда?
Ну, а мост на чём тогда?
Работа в парах:
Запишите с помощью толкового словаря
однозначное и многозначное слова,
составьте с ними словосочетания и
предложения.
Расскажите друг другу какие слова
называются однозначными,
а какие - многозначные, зачитав примеры.
Знаковая система для оценивания
работы в парах :
« ! » - отлично выполнил,
« + » - хорошо,
« ? » - есть затруднения,
« - » - не справился
1 уровень
1) Подчеркни однозначные слова:
Корень, ключ, лисичка, пальто, свекла, шляпка
2) Подчеркни многозначные слова:
Матрос, шарф, коса, спорт, хвост, звезда, дорога.
2 уровень
1) Отметь (подчеркни), многозначные слова:
- имеют одно значение;
- имеют много значений;
- имеют одинаковые корни.
2) Как называются слова типа « игла »? Отметь (подчеркни):
- однокоренные;
- однозначные;
- многозначные.
2 уровень
Закончите предложения:
Раздел науки о языке, в котором изучается лексика, называется________________________;
Слова, которые имеют одно лексическое значение называются_______________________;
Слова, которые имеют два или более
лексических значений, называются ____________ ;
3 уровень
1) Подчеркни многозначное слово.
_____________________________________________________
2) Подчеркни однозначное слово.
_____________________________________________________
3) Составь словарную статью, показав в ней многозначность
слова кисть.
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Индивидуальное задание:
Подготовь мини - сообщение
«Однозначные и
многозначные слова»
по критериям:
«5» - полный ответ, использование терминов,
примеры, выводы;
«4» - незначительные ошибки в ответе, примеры,
вывод;
«3» - неполный ответ, ошибки в терминах;
«2» - неправильный ответ.
Вывод:
В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет. Например, слово … обозначает крупный свободно плавающий кусок льда в океане или море . Только этот предмет называется… . То же самое можно сказать и о словах пальто, морковь. Такие слова называются … .
Слова, которые имеют несколько
значений, называются… . Все значения
такого слова можно узнать в … словаре.
Продолжи фразу...
На уроке я работал…
активно/пассивно
Своей работой на уроке я…
доволен/не доволен
Урок для меня показался…
коротким/длинным
За урок я…
не устал/ устал
Моё настроение…
стало лучше/стало хуже
Материал урока мне был…
понятен/не понятен
полезен /не полезен
интересен/скучен
Домашнее задание:
Сделать рисунки к многозначным словам
1 ряд - к слову идти или ходить ;
2 ряд - к слову летать ;
3 ряд - к слову бежать .