СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Изложение текста-повествования "Капитан".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - совершенствовать умение учащихся создавать текст-повествование, способствовать развитию связной речи и умению излагать текст согласно составленному плану

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Изложение текста-повествования "Капитан".»

Дата 13.12. 2017 Класс 5

Тема: Развитие речи: изложение текста-повествования.  "Капитан".

Цель урока: совершенствовать у учащихся умение, создавать текст – повествование; понимать композицию, выделять фрагменты описательного характера, воспроизводить содержание текста .

-научиться правильно и последовательно излагать мысли согласно составленному плану и правильно оформлять их на письме;

Задачи: формировать умение определять тему, основную мысль и составлять план текста, озаглавливая выделенные части;

  • способствовать развитию связной речи, творческого воображения детей;

  • способствовать воспитанию таких качеств, как доброта, забота об окружающих , самопожертвование.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся на работу.

1.Вот тетрадки уж на парте, вот и книжки ,

Не хочется играть нам даже в фишки.

И некогда пускать уж самолёт бумажный –

Урок у нас сегодня очень важный.

  • 2. Создание комфортной среды.

  • Давайте друг другу улыбнёмся. А теперь один из пары протягивает руку, сжатую в кулак, другому. Задача второго - разжать этот кулачок.

  • - Так ли уж легко это было сделать? Почему?

  • -А как же разрешить эту ситуацию ?

  • Предполагаемый ответ : помочь друг другу!

  • Чему учит эта ситуация?

  • IIАктуализация опорных знаний учащихся.

  • 1. Вступительная беседа

  • - А теперь давайте вспомним, что такое изложение.

  • - Каков порядок работы над письменным изложением?

  • 2. Постановка цели и задачи урока учащимися.

  • -С какой целью мы пишем изложение? (При передаче чужого текста мы развиваем свою речь.)

  • - Сегодня на уроке мы будем писать изложение по тексту –повествованию Р.Сефа, который называется «Капитан». Послушайте этот рассказ.

  • III. Чтение текста изложения учителем.

  • КАПИТАН .

  • 1. Корабль плыл из Турции в Одессу. Над морем стоял туман. Капитан Шмидт двое суток не сходил с мостика. Он так напряжённо вглядывался в белёсый туман, что глаза его покраснели. Прошли ещё сутки. Туман немного рассеялся. Помощник сменил капитана, и он ушёл к себе в каюту.

  • Вдруг весь корабль вздрогнул. Сильный удар сбросил капитана с койки. На палубе кто-то громко кричал. Раздался топот ног. Капитан быстро оделся и вышел на палубу. Почти все пассажиры были там.

  • На корабле началась паника.
  • - Спускайте шлюпки!-кричали одни.
  • - Корабль натолкнулся на айсберг ! Мы тонем!-кричали другие.
  • Ночь была безлунная, тёмная. Корпус судна трещал.
  • -Тихо! - приказал капитан спокойным голосом. И все услышали его. На палубе вдруг наступила тишина. Все на минуту успокоились и поверили, что у них есть тот, кто не даст им погибнуть...
  • IV. Анализ текста.

  • Ребята, вам понравился этот рассказ?

  • Каким он вам показался грустным или веселым? Почему?

  • Давайте определим стиль текста? (художественный)

  • Докажите, почему этот текст художественного стиля. (В нём создана яркая , образная картина произошедшей катастрофы)

  • Тип речи? (повествование)

  • Докажите, почему это текст-повествование.( так как текст-повествование отвечает на вопрос что произошло? А в данном тексте рассказывается о произошедшем событии(катастрофе), что было сначала, потом, затем… и наконец…)

  • Определите тему текста ( Трагедия в море ).

  • Определите основную мысль (Не дать погибнуть людям. Сохранение спокойствия на корабле и спасение людей)

  • V. Работа с текстом.

  • 1.Раздели текст на части. Составь план текста.

  • План текста.

  • 1. Возвращение в Одессу.

  • 2. Туман на море.

  • 3. Столкновение с айсбергом.

  • 4. Паника на корабле.

  • 5. Не дать погибнуть людям .

  • Вопрос Какими качествами характера , на ваш взгляд, должен обладать капитан корабля, отвечающий не только за работу команды, но и несущий ответственность за жизни пассажиров ?

  • 2.Подробно опишите эпизоды ( учебник стр. 126 – вопросы к тексту, задание 4):

  • - С чем столкнулся корабль?

  • - Насколько серьёзно было столкновение?

  • - Почему произошла паника на корабле? Что напугало пассажиров?

  • - Что происходило с кораблём?

  • - Как связана история «Титаника» с произошедшими событиями?

  • - Как вы думаете, как капитан организовал спасение людей?

  • 3. Придумайте свой вариант концовки этого текста.

  • Возможная концовка, придуманная ребятами:

  • 1 вариант

  • - Быстро! - Скомандовал капитан, - спускайте на воду шлюпки и одевайте спасательные жилеты!В первую очередь женщины и дети!

  • И все, кто был на корабле, работали как часы, стараясь, как можно быстрее выполнить команду капитана.

  • И когда все пассажиры расселись по шлюпкам и отплыли от корабля, вдруг кто-то крикнул:

  • - Ура капитану!

  • И все: команда и пассажиры -подхватили этот радостный крик….

  • Но капитан Шмид, казалось, их не услышал. Его взор был прикован к уже почти затонувшему кораблю, старому и верному другу, на котором он долгие годы бороздил морские просторы.

  • 2 вариант

  • -Ти- хо ! –приказал капитан .Сказал совсем спокойно, но все услышали его. Есть такие люди , которые умеют говорить негромко, но убедительно . На палубе стало тихо, лишь кое-где плакали испуганные дети . Команда слаженно и спокойно сновала по палубе. Каждый был занят своей работой. Одни раздавали спасательные жилеты, помогая женщинам и детям одеть их. Другие спускали на воду шлюпки. И это спокойствие передалось людям. Все почувствовали, что у них есть Капитан, и поверили в своё спасение.

  • - Дополните первоначальный план изложения.

  • 4. Орфографическая работа.

  • - Объясните, какие орфограммы встретились в тексте? (Орфограммы в тексте изложения выделены).

  • - Как вы объясните постановку запятых в предложениях с союзами И , ЧТО? (Союз И в данном тексте соединяет простые предложения с однородными членами ([Капитан быстро оделся и вышел на палубу]) и сложные предложения ( [Помощник сменил капитана], и [он ушёл к себе в каюту]). (ССП и СПП – эти понятия детям были даны)

  • VI. Повторное чтение текста.

  • Пересказ текста изложения по плану.

  • VII. Написать изложение с творческим заданием: ввести в повествование элементы описания,

  • VIII. Проверка работ и сдача тетрадей.

  • IX. Рефлексия.

  • Х. Домашнее задание:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!