-научиться правильно и последовательно излагать мысли согласно составленному плану и правильно оформлять их на письме;
Не хочется играть нам даже в фишки.
Урок у нас сегодня очень важный.
2. Создание комфортной среды.
Давайте друг другу улыбнёмся. А теперь один из пары протягивает руку, сжатую в кулак, другому. Задача второго - разжать этот кулачок.
- Так ли уж легко это было сделать? Почему?
-А как же разрешить эту ситуацию ?
Предполагаемый ответ : помочь друг другу!
Чему учит эта ситуация?
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Вступительная беседа
- А теперь давайте вспомним, что такое изложение.
- Каков порядок работы над письменным изложением?
2. Постановка цели и задачи урока учащимися.
-С какой целью мы пишем изложение? (При передаче чужого текста мы развиваем свою речь.)
- Сегодня на уроке мы будем писать изложение по тексту –повествованию Р.Сефа, который называется «Капитан». Послушайте этот рассказ.
III. Чтение текста изложения учителем.
КАПИТАН .
1. Корабль плыл из Турции в Одессу. Над морем стоял туман. Капитан Шмидт двое суток не сходил с мостика. Он так напряжённо вглядывался в белёсый туман, что глаза его покраснели. Прошли ещё сутки. Туман немного рассеялся. Помощник сменил капитана, и он ушёл к себе в каюту.
Вдруг весь корабль вздрогнул. Сильный удар сбросил капитана с койки. На палубе кто-то громко кричал. Раздался топот ног. Капитан быстро оделся и вышел на палубу. Почти все пассажиры были там.
- На корабле началась паника.
- - Спускайте шлюпки!-кричали одни.
- - Корабль натолкнулся на айсберг ! Мы тонем!-кричали другие.
- Ночь была безлунная, тёмная. Корпус судна трещал.
- -Тихо! - приказал капитан спокойным голосом. И все услышали его. На палубе вдруг наступила тишина. Все на минуту успокоились и поверили, что у них есть тот, кто не даст им погибнуть...
IV. Анализ текста.
Ребята, вам понравился этот рассказ?
Каким он вам показался грустным или веселым? Почему?
Давайте определим стиль текста? (художественный)
Докажите, почему этот текст художественного стиля. (В нём создана яркая , образная картина произошедшей катастрофы)
Тип речи? (повествование)
Докажите, почему это текст-повествование.( так как текст-повествование отвечает на вопрос что произошло? А в данном тексте рассказывается о произошедшем событии(катастрофе), что было сначала, потом, затем… и наконец…)
Определите тему текста ( Трагедия в море ).
Определите основную мысль (Не дать погибнуть людям. Сохранение спокойствия на корабле и спасение людей)
V. Работа с текстом.
1.Раздели текст на части. Составь план текста.
План текста.
1. Возвращение в Одессу.
2. Туман на море.
3. Столкновение с айсбергом.
4. Паника на корабле.
5. Не дать погибнуть людям .
Вопрос Какими качествами характера , на ваш взгляд, должен обладать капитан корабля, отвечающий не только за работу команды, но и несущий ответственность за жизни пассажиров ?
2.Подробно опишите эпизоды ( учебник стр. 126 – вопросы к тексту, задание 4):
- С чем столкнулся корабль?
- Насколько серьёзно было столкновение?
- Почему произошла паника на корабле? Что напугало пассажиров?
- Что происходило с кораблём?
- Как связана история «Титаника» с произошедшими событиями?
- Как вы думаете, как капитан организовал спасение людей?
3. Придумайте свой вариант концовки этого текста.
Возможная концовка, придуманная ребятами:
1 вариант
- Быстро! - Скомандовал капитан, - спускайте на воду шлюпки и одевайте спасательные жилеты!В первую очередь женщины и дети!
И все, кто был на корабле, работали как часы, стараясь, как можно быстрее выполнить команду капитана.
И когда все пассажиры расселись по шлюпкам и отплыли от корабля, вдруг кто-то крикнул:
- Ура капитану!
И все: команда и пассажиры -подхватили этот радостный крик….
Но капитан Шмид, казалось, их не услышал. Его взор был прикован к уже почти затонувшему кораблю, старому и верному другу, на котором он долгие годы бороздил морские просторы.
2 вариант
-Ти- хо ! –приказал капитан .Сказал совсем спокойно, но все услышали его. Есть такие люди , которые умеют говорить негромко, но убедительно . На палубе стало тихо, лишь кое-где плакали испуганные дети . Команда слаженно и спокойно сновала по палубе. Каждый был занят своей работой. Одни раздавали спасательные жилеты, помогая женщинам и детям одеть их. Другие спускали на воду шлюпки. И это спокойствие передалось людям. Все почувствовали, что у них есть Капитан, и поверили в своё спасение.
- Дополните первоначальный план изложения.
4. Орфографическая работа.
- Объясните, какие орфограммы встретились в тексте? (Орфограммы в тексте изложения выделены).
- Как вы объясните постановку запятых в предложениях с союзами И , ЧТО? (Союз И в данном тексте соединяет простые предложения с однородными членами ([Капитан быстро оделся и вышел на палубу]) и сложные предложения ( [Помощник сменил капитана], и [он ушёл к себе в каюту]). (ССП и СПП – эти понятия детям были даны)
VI. Повторное чтение текста.
Пересказ текста изложения по плану.
VII. Написать изложение с творческим заданием: ввести в повествование элементы описания,
VIII. Проверка работ и сдача тетрадей.
IX. Рефлексия.
Х. Домашнее задание:
-