Деятельность учителя I Организационный момент Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа. II Актуализация знаний - На доске нет темы урока. И знаете почему? Я хочу, чтобы вы подумали и догадались сами. Давайте освежим нашу память и ответим на вопросы: - Что нового о существительном вы узнали на прошлом уроке? С каким признаком существительного познакомились? - Чем отличаются имена собственные и нарицательные? III. Целеполагание - Все верно, молодцы! А сейчас я попробую подвести вас к теме сегодняшнего урока. Только будьте внимательны. Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого есть мобильный телефон. - Есть у многих. Но даже те ребята, кому родители пока не купили телефон, наверняка знают, что такое: (пишу на доске) СМС - Что это такое? Как правильно сказать: СМС пришла, или СМС пришло? Для этого надо определить род этого слова. Но как? - СМС – пришло из английского языка, это заимствованное слово и означает: короткое сообщение. Если использовать слово как жаргон, то есть в быту, в детской или молодежной среде, то СМС – женского рода – СМС-ка пришла. На это указывает окончание –А (так же, как и книга, парта, мама) Если говорить по литературной норме, то среднего рода – СМС-сообщение (оно) Вообще же в деловой речи правильно будет сказать так: Пришлите мне короткое сообщение на номер. Итак, что мы должны знать, чтобы правильно говорить, согласовывать в нужной форме имена существительные с другими словами? Надо знать род этого существительного. Вот этим мы и будем с вами сегодня заниматься. Итак, кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить, какая тема урока? Да, Род имен существительных. Запишите в тетрадях. IV Объяснение нового материала. - С этой темой вы познакомились еще в начальной школе. Давайте вспомним, какие три рода имен существительных есть в русском языке? - Ребята, как можно определить род имени существительного? - Давайте посмотрим в памятку, представленную на ваших столах. (см. Приложение 1) Какие окончания имеют существительные женского, мужского и среднего рода? - Как мы будем определять род у мн. числа? - Оказывается, не все так просто. Как вы думаете, можно ли определить род у слова сани, ножницы? - Скажите, а смогу ли я, изменив число или падеж существительного, отнести его к другому роду? V. Закрепление изученного. Давайте закрепим всё, что мы сегодня узнали, выполнив упражнения. Упражнение 1. Запишите существительные в три столбика по родам. Костер, зеркало, одеяло, фамилия, корабль, яблоко, аптека, столица, гусь, пальто, лодка, театр, животное, подпись, ночь, день, гараж, дочь. Упражнение 2. (Стр. 57, упр. 503 учебника). Молодежь (петь). Картофель (зазеленеть). Солнце (садиться). Яблоко (зреть). Полотенце (висеть). Рояль (стоять). Упражнение 3. Укажите род существительных, подберите подходящие по смыслу прилагательные. Составьте с одним из слов предложение. Крыльцо, тюль, полотенце, яблоко, кофе, какао, молодежь. Упражнение 4. Выпиши из текста существительные, определи их род. Однажды зимой мы пошли в лес. В сосновом лесу было тихо. Всё было покрыто белым покрывалом. В холодном воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. Как прекрасен зимний лес! Мы долго любовались чудесным зимним пейзажем. Упражнение 5. Прочитай. Выпиши имена существительные ж.р. определи их падеж. Жила – была на свете лягушка- квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала. Однажды она сидела на сучке коряги и наслаждалась тёплым дождиком. Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Утки окружили лягушку. VI. Подведение итогов. Что нового мы узнали на уроке? Как определить род у имени существительного? Можно ли, изменив число или падеж существительного, отнести его к другому роду? VII. Домашнее задание. Упр. 504,507. | Деятельность ученика Приветствуют учителя - Мы познакомились с еще одним признаком имени существительного – нарицательность. Т.е. они бывают собственные и нарицательные. - Имя собственное - существительное, указывающее на конкретные предмет, лицо, животное, объект с целью выделить их из ряда однородных Имя нарицательное – существительное, называющее класс, вид, категорию предмета, действия или состояния, не учитывающее их индивидуальность. - поднимают руки. - ученики записывают тему урока. - Женский, мужской, средний. - С помощью местоимений: он мой - мужской род, она моя - женский род, оно мое - средний род; окончаний: - а, - я – женский род, -о, -е – средний род, нулевое окончание – мужской род, а также подставляя к именам существительным имена прилагательные и глаголы. - Ставим существительное в ед. число - Нет, так как слово не имеет форму ед. числа. - Нет, так как род – постоянная категория - Женский: фамилия, аптека, столица, лодка, подпись, ночь, дочь. Мужской: костер, корабль, гусь, театр, день, гараж. Средний: зеркало, одеяло, яблоко, пальто, животное. - Молодежь пела. Картофель зазеленел. Солнце садилось. Яблоко зрело. Полотенце висело. Рояль стоял. - Большое крыльцо (ср.р.), однотонный тюль (м.р.), махровое полотенце (ср.р), спелое яблоко(ср.р.), вкусный кофе (мр.р), горячее какако (ср.р.), веселая молодежь (ж.р.). - Зимой (ж.р.), в лес (м.р.). Покрывалом (с.р.), в воздухе (м.р.), пушинки (ж.р.). Ветки (ж.р.), инеем (м.р.) В наряде (м.р.), чудовищем (с.р.). Пейзажем (м.р.). Лягушка-квакушка (И.п.), мошку (В.п.), коряги (Р.п.), по спинке (Д.п.), утки (И.п.), лягушку (В.п.). - Ответы учеников - Ученики записывают домашнее задание. |