II. Формулировка темы урока. Постановка задач урока. Цель этапа: подвести детей к формулированию темы, поставить цель урока, заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию новой темы | Для формулировки темы обучающимся необходимо выполнить задание на отдельных листках индивидуально. Задание: соотнести термины и их определение. На выполнение задания отводится 2 минуты. Приложение 1. Проверка выполнения задания. Самоконтроль на полях значком «+» или «-». СЛАЙД 3,4,5. У одного термина (приставка) нет определения. -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? -Открывает тетрадь, записываем дату и тему урока. -Давайте с вами обратимся к задачам, которые мы ставим перед собой на сегодняшнем уроке и дополним их (прием незавершенного письма): Задачи урока: СЛАЙД 6 Научится давать определение …. Подбирать слова с указанными ……, группировать слова по значению ……; Научиться понимать механизмы образования слов при помощи ……. | Предполагаемые ответы обучающихся: -соотносят термины и их определения. -Проверяют себя по слайду и оценивают на полях значком «+» или «-». -«Приставки» Задачи урока: Научится давать определение «приставке»; Подбирать слова с указанными приставками, группировать слова по значению приставок; Научиться понимать механизмы образования слов при помощи приставок. | Регулятивные: контроль и самоконтроль; формулирование цели, задач урока; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство; Личностные: нравственно-этическая ориентация; |
III. Открытие новых знаний Цель этапа: создать условия для усвоения информации обучающимися, создав при этом проблемную ситуацию. | -Мы с вами проведем небольшое исследование. Для этого мы будем придерживаться следующего плана: СЛАЙД 7 1.Ответить на вопросы. 2.Использовать примеры. 3.Вывести определение. -Итак, первый вопрос: 1.Бывают ли слова без приставок? Выслушивает ответы обучающихся. -Мы ответили на вопрос, давайте приведем примеры. Для этого выполним следующее задание: Выберите и выпишите слова без приставок. Букет, сделать, въехать, дом, кошка, заходить, разбег, собака, класс. Самостоятельное выполнение задания. Проверка выполнения задания. Самоконтроль на полях значком «+» или «-». Следующий вопрос: 2.Приставка - значимая часть слова? Следующий вопрос: 3. Может ли приставка стоять перед любой морфемой? Следующий вопрос: 4. Может ли приставка изменить лексическое значение слова? -Мы ответили на вопрос, давайте приведем примеры. Для этого выполним следующее задание: Используя слова и приставки, составь пары слов с противоположным лексическим значение. СЛАЙД 22. Приставки: за-, вы-, при-, у-, раз- Слова: шел, ходит, вязать Проверка выполнения задания. Самоконтроль на полях значком «+» или «-». Следующий вопрос: 5. Может ли в слове быть несколько приставок? -Мы ответили на вопрос, давайте приведем примеры. Для этого выполним следующее задание: Найдите и выпишите слова с несколькими приставками. СЛАЙД 26. Перепроверить, заманчивый, надписать, безразмерный, обнести, поразмыслить. Проверка выполнения задания. Самоконтроль на полях значком «+» или «-». -Итак, мы с вами придерживались нашего плана: ответили на все вопросы, привели примеры, а теперь давайте попробуем дать определение морфеме «приставка» и впишем его в нашу таблицу, в которой мы работали в самом начале урока. Приложение1. -Давайте проверим себя по учебнику стр.22 Следующее задание: Какие гласные е или и напишем в приставках? Пр..ехать, пр..милый, пр..лететь, пр..плыть, пр..шить, пр..добрый, пр..клеить, пр..школьный, пр..дорожный, пр..открыть, пр..градить. Раздает правило, которым следует руководствоваться при выполнении этого задания. Анализ правила. Приложение 2. | Предполагаемые ответы обучающихся: -бывают. Выполняют задание в тетрадях самостоятельно. -букет, дом, кошка, собака, класс. -Проверяют себя по слайду и оценивают на полях значком «+» или «-». -да. -нет, только перед корнем. -может. Выполняют самостоятельно в тетрадях. -Зашел-вышел, приходит, уходит, развязать-завязать и т.д. -Проверяют себя по слайду и оценивают на полях значком «+» или «-». -может. Выполняют самостоятельно в тетрадях. -перепроверить, безразмерный, поразмыслить. Проверяют себя по слайду и оценивают на полях значком «+» или «-». -Приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Обучающиеся проверяют себя по учебнику. Затрудняются ответить, так как не знают правила для этой орфограммы. -Приехать, премилый, прилететь, приплыть, пришить, предобрый, приклеить, пришкольный, придорожный, приоткрыть, преградить. Выбирают буквы, поясняют ее выбор. | Регулятивные: контроль и самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста произведения; построение логической цепи рассуждений, ее доказательство; расширение словарного запаса; умение пользоваться справочной литературой; |
IV. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений Цель этапа: создать условия для применения новых знаний при выполнении практических упражнений | -Работаем дальше. На экране даны приставки: с-, вы-, пере-. И слова: давать, бежать, лететь, говорить. СЛАЙД 30. Ставится проблемный вопрос: как вы думаете. Какое задание стоит перед нами? Проверка выполнения задания. Самоконтроль на полях значком «+» или «-». Следующее задание: Выпишите слова со значением:1) лишённый чего-то, 2)покрытая чем-нибудь сплошь, 3)пространство, находящееся позади чего- то. Обозначьте приставки. Заречье, бессрочный, устлать, задворки, безучастный, запечье. Проверка выполнения задания. Самоконтроль на полях значком «+» или «-». | Предполагаемые ответы обучающихся: -необходимо подставить приставки к словам и составить слова. Три ученика выполняют задание у доски, остальные – в тетрадях. Проверяют себя по слайду и оценивают на полях значком «+» или «-». Три ученика выполняют задание у доски, остальные – в тетрадях. 1:бессрочный, безучастный. 2:устлать; 3:заречье, задворки, запечье. Проверяют себя по слайду и оценивают на полях значком «+» или «-». | Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности в сотрудничестве с партнером. Регулятивные: самоконтроль; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; соотносить цели и результаты своей деятельности. |
V. Рефлексия Цель этапа: подвести итог, оценить свою работу на уроке | -Подсчитайте количество «+» у себя на полях. Если их 5, то поставьте себе отметку «5» на полях; 4 – «4»; 3-«3». При проверке тетради учитель обратит внимание на оценку на полях и выставит ее в журнал. Ответьте на вопросы: СЛАЙД 41 Приставка – это…? Для чего служит приставка? Может ли приставка изменить лексическое значение слова? Приведите примеры. Может ли в слове быть несколько приставок? Приведите примеры. Перед какой морфемой находится приставка? От чего зависит написание приставок пре- и при-? Оцените итоги работ: СЛАЙД 42. Мне удалось … Меня удивило … Мне понравилось … Я могу похвалить себя за … Мне было трудно | Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов Приставка служит для образования новых слов. Приставка может изменить лексическое значение слова. Например, выбежать-вбежать. В слове быть несколько приставок. Например, безразмерный, поразмыслить. Приставка находится всегда перед корнем ПРИ - Приближение = близко Присоединение = друг к другу Расположение вблизи = около Неполное действие = чуть-чуть ПРЕ- Пре = очень Пре = пере- | Личностные: нравственно-этическая ориентация; интерес к творчеству писателя; Регулятивные: самоконтроль, самооценивание; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками, взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развитие умения извлечь главное, подвести итог; |