Тема: Главные члены предложения. Сказуемое.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: развитие понятия о сказуемом, знакомство с разными способами выражения сказуемого, формирование умения находить грамматическую основу предложения.
Задачи урока:
1. Образовательные:
-развивать умение находить грамматическую основу;
-формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;
-развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
-обогащать словарный запас учащихся;
-совершенствовать орфографические навыки;
2. Развивающие:
-развивать критическое мышление, внимание;
-формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);
-развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания;
-развивать творческие, речевые способности учащихся;
-формировать логические умения;
-развивать умение опираться на свой субъективный опыт.
3. Воспитательные:
-воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;
-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
-воспитание умения взаимодействовать в парной работе.
Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учащихся с ОВЗ |
1. | Организационный момент. Мотивация. | Кости – основа человеческого тела, дом ставят на фундаменте – крепкой, не размываемой подземными водами основе, а предложение … . - Закончите мою мысль! Одну из частей фундамента – подлежащее - мы уже основательно разобрали на прошлом уроке. | Участвуют в обсуждении (тоже строится на фундаменте – грамматической основе). | Участвуют в обсуждении |
2. | Повторение | Расскажите, что такое подлежащее. Запишите, что такое подлежащее на карточках с деформированным правилом. Проверьте себя по учебнику – стр. 76. Оцените себя. | Рассказ о подлежащем. | Работа по карточкам с деформированным текстом. Подлежащее – это________, который обозначает________. Подлежащее отвечает на вопросы________. И чаще всего выражается_________ или ________ в форме именительного падежа. |
3. | Пробное действие | Учитель: - Прослушаем лингвистическую сказку о подлежащем и сказуемом. Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому: - Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя - Субъект. - Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет. - Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет! - Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно. Тогда Подлежащее огорчилось: - А я-то думало, что я главное. - Не расстраивайся, - успокоило его Сказуемое. - Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения. - Что вы узнали нового о подлежащем и сказуемом? - Выделим главные члены в предложениях из сказки. Была зима. На улице холодно. -Чем необычно второе предложение? - Чем выражено сказуемое? | Прослушивание сказки. Ответ на вопросы. | Чтение сказки на карточках. Ответ на вопросы. |
4. | Формули-рование цели и постановка проблемного вопроса урока. | - Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на нашем занятии. - Как нам добыть новые знания? (Мы будем исследовать языковой материал). - Какова цель нашей деятельности? (найти сказуемые, определить, чем они выражены) | Участие в обсуждении | Участие в обсуждении |
5. | Открытие нового знания. | Определение сказуемого: Сказуемое – главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? Каков (какой) предмет? Что такое предмет? Кто такой? Предложения: Гроза постепенно удалялась. Этот край очень скромен. Птицы – наши друзья. Первые листики зелёные. Люблю я пышное природы увяданье. Скинуло кафтан зелёный лето. Утро свежо. - Как будем находить сказуемые? – Предлагаю создать алгоритм. Перед вами конверт с описанием действий. Задача: расположить пункты в нужном порядке (работа в парах). - Представьте свои алгоритмы. | Работа в парах, составление алгоритма | Работа в парах, составление алгоритма |
6. | Решение учебной задачи Слайд 6. | Запись предложений под диктовку, определение, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает. Гроза постепенно удалялась. Этот край очень скромен. Птицы – наши друзья. Первые листики зелёные. Люблю я пышное природы увяданье. Скинуло кафтан зелёный лето. Утро свежо. -Представим результаты деятельности. - Какими частями речи выражены сказуемые в данных предложениях? | Запись предложений по диктовку. | Списывание предложений с карточки. |
7. | Физминутка | Потрудились – отдохнём! Станем – глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Физминутка | Физминутка |
8. | Первичное закрепление знания | Предлагаю выполнить упр. 167 (по заданию, самостоятельно, с последующей самопроверкой) | Выполнение задания из учебника. | Выполнение задания из учебника. |
9. | Контроль усвоения материала | Проведём тестирование "Верно - неверно": 1.Сказуемое обозначает о ком или о чём говорится в предложении. 2.Сказуемое отвечает на вопрос кто он такой? Что это такое? 3.Краткое прилагательное всегда сказуемое. 4.Подлежащее обозначает, что говорится о предмете. 5. В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым. Ключ: -++-+ (выведен на экран) | Выполнение тестирования «на слух». | Выполнение тестирования (текст на карточках). |
10. | Итог урока | Учитель подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке. | | |
11. | Рефлексия | Ребята продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2.Мы узнали… 3.Научились … 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало… | Участие в обсуждении. | Участие в обсуждении (вопросы на карточках) |
8. | Домашнее задание. | Выучить правило на стр.77 1.Упр.167 (базовый уровень) 2. Составить предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи (повышенный уровень). | | |
Сказка:
Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:
- Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя - Субъект.
- Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.
- Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!
- Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.
Тогда Подлежащее огорчилось:
- А я-то думало, что я главное.
- Не расстраивайся, - успокоило его Сказуемое. - Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.
Работа в парах:
Этот край очень скромен.
Птицы – наш.. друзья.
Первые лис(?)тики з..лёные.
Люблю я пышн..е природы ув..данье.
Тест:
1.Сказуемое обозначает о ком или о чём говорится в предложении.
2.Сказуемое отвечает на вопрос кто он такой? Что это такое?
3.Краткое прилагательное всегда сказуемое.
4.Подлежащее обозначает, что говорится о предмете.
5. В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым.
Сказка:
Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:
- Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя - Субъект.
- Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.
- Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!
- Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.
Тогда Подлежащее огорчилось:
- А я-то думало, что я главное.
- Не расстраивайся, - успокоило его Сказуемое. - Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.
Работа в парах:
Этот край очень скромен.
Птицы – наш.. друзья.
Первые лис(?)тики з..лёные.
Люблю я пышн..е природы ув..данье.
Тест:
1.Сказуемое обозначает о ком или о чём говорится в предложении.
2.Сказуемое отвечает на вопрос кто он такой? Что это такое?
3.Краткое прилагательное всегда сказуемое.
4.Подлежащее обозначает, что говорится о предмете.
5. В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым.