СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе (инклюзивном) по теме: "Сказуемое"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока адаптирован для класса, в котором обучаются дети со статусом ОВЗ (нарушение слуха).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе (инклюзивном) по теме: "Сказуемое"»

Тема: Главные члены предложения. Сказуемое.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: развитие понятия о сказуемом, знакомство с разными способами выражения сказуемого, формирование умения находить грамматическую основу предложения.

Задачи урока:

1. Образовательные:

-развивать умение находить грамматическую основу;

-формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;

-развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

-обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать орфографические навыки;

2. Развивающие:

-развивать критическое мышление, внимание;

-формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);

-развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания;

-развивать творческие, речевые способности учащихся;

-формировать логические умения;

-развивать умение опираться на свой субъективный опыт.

3. Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

-воспитание умения взаимодействовать в парной работе.

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учащихся с ОВЗ

1.

Организационный момент. Мотивация.


Кости – основа человеческого тела, дом ставят на фундаменте – крепкой, не размываемой подземными водами основе, а предложение … .

- Закончите мою мысль!

Одну из частей фундамента – подлежащее - мы уже основательно разобрали на прошлом уроке.

Участвуют в обсуждении


(тоже строится на фундаменте – грамматической основе).

Участвуют в обсуждении

2.

Повторение


Расскажите, что такое подлежащее.

Запишите, что такое подлежащее на карточках с деформированным правилом.

Проверьте себя по учебнику – стр. 76. Оцените себя.

Рассказ о подлежащем.

Работа по карточкам с деформированным текстом.

Подлежащее – это________, который обозначает________. Подлежащее отвечает на вопросы________. И чаще всего выражается_________ или ________ в форме именительного падежа.


3.

Пробное действие


Учитель:

- Прослушаем лингвистическую сказку о подлежащем и сказуемом.


Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому: 
- Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя - Субъект. 
- Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет. 
- Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет! 
- Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно. 

Тогда Подлежащее огорчилось:
- А я-то думало, что я главное. 
- Не расстраивайся, - успокоило его Сказуемое. - Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.


- Что вы узнали нового о подлежащем и сказуемом?

- Выделим главные члены в предложениях из сказки.

Была зима. На улице холодно.

-Чем необычно второе предложение?

- Чем выражено сказуемое?

Прослушивание сказки.

Ответ на вопросы.

Чтение сказки на карточках.

Ответ на вопросы.

4.

Формули-рование цели и постановка проблемного вопроса урока.

- Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на нашем занятии.

- Как нам добыть новые знания? (Мы будем исследовать языковой материал).

- Какова цель нашей деятельности? (найти сказуемые, определить, чем они выражены)

Участие в обсуждении

Участие в обсуждении

5.

Открытие нового знания.


  1. Определение сказуемого:

Сказуемое – главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? Каков (какой) предмет? Что такое предмет? Кто такой?

  1. Предложения:

  1. Гроза постепенно удалялась.

  2. Этот край очень скромен.

  3. Птицы – наши друзья.

  4. Первые листики зелёные.

  5. Люблю я пышное природы увяданье.

  6. Скинуло кафтан зелёный лето.

  7. Утро свежо.

- Как будем находить сказуемые?

– Предлагаю создать алгоритм. Перед вами конверт с описанием действий. Задача: расположить пункты в нужном порядке (работа в парах).

- Представьте свои алгоритмы.

Работа в парах, составление алгоритма

Работа в парах, составление алгоритма

6.

Решение учебной задачи

Слайд 6.

Запись предложений под диктовку, определение, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает.

  1. Гроза постепенно удалялась.

  2. Этот край очень скромен.

  3. Птицы – наши друзья.

  4. Первые листики зелёные.

  5. Люблю я пышное природы увяданье.

  6. Скинуло кафтан зелёный лето.

  7. Утро свежо.

-Представим результаты деятельности.

- Какими частями речи выражены сказуемые в данных предложениях?


Запись предложений по диктовку.

Списывание предложений с карточки.

7.

Физминутка

Потрудились – отдохнём!

Станем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Физминутка

Физминутка

8.

Первичное закрепление знания


Предлагаю выполнить упр. 167 (по заданию, самостоятельно, с последующей самопроверкой)

Выполнение задания из учебника.

Выполнение задания из учебника.

9.

Контроль усвоения материала


Проведём тестирование "Верно - неверно":

1.Сказуемое обозначает о ком или о чём говорится в предложении.

2.Сказуемое отвечает на вопрос кто он такой? Что это такое?

3.Краткое прилагательное всегда сказуемое.

4.Подлежащее обозначает, что говорится о предмете.

5. В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым.

Ключ: -++-+ (выведен на экран)

Выполнение тестирования «на слух».

Выполнение тестирования (текст на карточках).

10.

Итог урока

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.



11.

Рефлексия


Ребята продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Участие в обсуждении.

Участие в обсуждении (вопросы на карточках)

8.


Домашнее задание.


Выучить правило на стр.77

1.Упр.167 (базовый уровень)

2. Составить предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи (повышенный уровень).





Сказка:

Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому: 
- Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя - Субъект. 
- Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет. 
- Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет! 
- Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно. 

Тогда Подлежащее огорчилось:
- А я-то думало, что я главное. 
- Не расстраивайся, - успокоило его Сказуемое. - Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.

Работа в парах:

  1. Этот край очень скромен.

  2. Птицы – наш.. друзья.

  3. Первые лис(?)тики з..лёные.

  4. Люблю я пышн..е природы ув..данье.

Тест:

1.Сказуемое обозначает о ком или о чём говорится в предложении.

2.Сказуемое отвечает на вопрос кто он такой? Что это такое?

3.Краткое прилагательное всегда сказуемое.

4.Подлежащее обозначает, что говорится о предмете.

5. В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым.


Сказка:

Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому: 
- Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя - Субъект. 
- Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет. 
- Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет! 
- Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно. 

Тогда Подлежащее огорчилось:
- А я-то думало, что я главное. 
- Не расстраивайся, - успокоило его Сказуемое. - Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.

Работа в парах:

  1. Этот край очень скромен.

  2. Птицы – наш.. друзья.

  3. Первые лис(?)тики з..лёные.

  4. Люблю я пышн..е природы ув..данье.

Тест:

1.Сказуемое обозначает о ком или о чём говорится в предложении.

2.Сказуемое отвечает на вопрос кто он такой? Что это такое?

3.Краткое прилагательное всегда сказуемое.

4.Подлежащее обозначает, что говорится о предмете.

5. В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!