СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - развить понятие о категории одушевленнлсти; учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, развивать познавательный интерес.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные»

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

УМК: учебный комплекс под редакцией М.М.Разумовскойи др. Русский язык. 5 класс

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Цели: развить понятие о категории одушевлённости; учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; развивать познавательный интерес

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления. Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.


Приветственное слово учителя.

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся


УУД: познавательные (извлечение информации из текста);

коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)

2. Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

- Продолжается наше путешествие по стране Имя Существительное. Но чтобы войти в эту страну и увидеть её во всей красе, надо знать пароль. А пароль этот - правильное определение всех признаков существительного. Итак, начнем.

1. Синтаксический разбор предложения.

Хвоя на поваленной бурей сосне уже пожелтела.

2. Докажите, используя алгоритм, что 1 вариант – слово «бурей», 2 вариант – (на) «сосне» - имя существительное

I. Тезис.

Слово … - имя существительное. Докажем это.

II. Доказательства.

  1. Во-первых, оно обозначает предмет, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?)

  2. Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры).

  3. В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … .

  4. В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч. (мн.ч.)

  5. В-пятых, в словосочетании с прилагательным слово … является главным.

  6. В-шестых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым, определением (примеры).

III. Вывод:

- Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.


Используют изученный ранее материал по теме «Имя существительное». Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получилось и почему?



УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);

коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);

регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)


3. Постановка учебной задачи.

Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

Организовывает погружение в проблему. Задаёт вопрос повышенной сложности

Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.


- Мы уже знакомы с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Кажется, всё просто: одушевлённые отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые – на вопрос что?

Одушевлённое или нет существительное толпа? Ведь толпа состоит из людей. Оказывается, существительное толпа неодушевлённое, отвечает на вопрос что? В русском языке есть слова, которые обозначают живое, но отвечают на вопрос что? и имеют показатель неодушевленности. Так, все существительные, называющие растения (тюльпан, береза) или части живого организма (рука, мозг, сердце), считаются неодушевленными.

- Но почему, вы спросите меня. Ведь это живая природа?! Как вы думаете, где кроется ответ?

- Ребята, сформулируйте тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой? (Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые)

Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему урока.


Предполагаемый ответ учащихся

- Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой- с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.

УУД: познавательные (пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формирование цели);

регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)

4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.


Предлагает мини – исследование

Учитель выступает в роли организатора.

Фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске


- Теперь мы можем беспрепятственно попасть в эту страну и продолжить знакомство с ней.

- Перечислите живые существа, изображённые на рисунке

- Перечислите вещи, которые изображены на рисунке


- Какие из названных существительных отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос – что?

Вывод:


1. - Одушевленность – неодушевленность существительных определяется по нескольким показателям. Первые два мы знаем

1) отвечают на вопросы (кто? что?)

2) значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой;

2 - Но есть и еще один показатель, который поможет нам в определении одушевленности – неодушевленности имен существительных (совпадение падежных окончаний).

3.Проведите самостоятельные наблюдения, сделайте вывод.

- Просклоняйте существительное лётчики (1 ), дети (2 группа), тетради (3 группа) , выделите окончания. Сделайте самостоятельно вывод

Вывод:

у одушевленных – Р.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.

у неодушевленных – И.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.

- Так как же с помощью падежей мы определим, одушевленное существительное или неодушевленное?

Вывод:

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные различаются не только по значению, но и по форме винительного падежа: у одушевлённых существительных форма в.п. мн.ч. одинакова с формой р.п. мн.ч., а у неодушевлённых – с формой им.п. мн.ч.

Работают с информацией, систематизируют её. Учатся работать в группах, определяют функции каждого члена группы. Учатся слушать мнения сверстников. Выполняют взаимопроверку. Планируют свою работу

УУД: познавательные (анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации; );

коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью);

регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

5. Первичное закрепление знаний

Цель: усвоить учащимися новый способ действия

Предлагает послушать сказку и написать её продолжение

– Послушайте сказку Л. Успенского на эту тему. Я, правда, ее немного переделала. Вам же придется дописать концовку сказки.

- По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот.

Плот спрашивает у кота:

- Ты живой?

- Живой.

- А чем докажешь?

- Двигаюсь.

- Я плыву, а ты сидишь.

- Захочу – буду шевелиться.

- Я – великий плот, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существо.

Кот подумал и говорит:

- Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.

- Ребята, давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав.

- Итак, теперь все встало на свои места. Кот живой, а плот – неживой предмет. И в этом нам помогли падежи.

В) – А вот в сказках бывает совершенно не так! Как будто сказки пишут неграмотные люди. И приходится читателю считать одушевленными совершенно неодушевленные предметы, так как «оживленные» ведут себя как люди: сердятся, говорят, радуются и улыбаются.

- Как называется такой прием? Средство выразительности?

Стр.256 материал «Возьмите на заметку!»

Концентрируют своё внимание на задании. Работают в группах. Размышляют, анализируют. Делают вывод по этому виду работы

УУД: познавательные (извлечение из предметного текста необходимой информации; осознанное и произвольное речевое высказывание);

коммуникативные (умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать).


6.Физ. минутка (пауза релаксации)


Создаёт игровую ситуацию

- Немного отдохнем. Давайте, ребята, проведем такую игру, встаньте. Я буду называть вам слова. Если имя существительное одушевленное, вы приседаете. вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши. Если существительное неодушевленное, вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши

ИТАК

Ребенок, березка, сила, силач, пожар, село, пожарник, трактор, костер, плащ, тракторист, лес, лесник, гриб, грибник.

- Молодцы, садитесь на свои места.



7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризировать (т.е. пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию (коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.


Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия. Организовывает самопроверку учебных решений по эталону.

Создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

1) - Сейчас проверим, можем ли мы с вами различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

-Прочитайте стихотворение А. Яшина. Вставьте пропущенные буквы. Существительные неодушевлённые обозначьте буквой Н, одушевлённые – О.

Орёл

Из-за утёса, как из - за угла,

Почти в упор ударили в орла.

А он сп..койно свой покинул камень,

Не огл..нувшись даже на стр..лка,

И, как всегда,

Широкими кругами,

Не тор..пясь, ушёл за обл..ка.

Быть может, дробь совсем мелка была –

Для перепёлок, а не для орла?

Иль задр..жала у стр..лка рука

И пок..чнулся ствол др..бовика?

Нет, ни др..бинки не ск..льзнуло мимо,

А сер..це и орлиное р..нимо.

Орёл упал,

Но средь д..лёких скал,

Чтоб враг не видел,

Не торжествовал.

-Поделись впечатлением с соседом: что понравилось, какое чувство вызвало стихотворение. Проверка по эталону.

2) Игра «третье лишнее» По какому признаку вы это сделали?

1. Бабочка, судак, тюльпан.

2. Небо, кукла, девочка.

3. Насекомое, животное, расписание.

4. Танк, машина, танкист.

3) упр. 719 – прием олицетворения

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +,- и др.). Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия

УУД: познавательные (анализ, синтез, сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательства);

коммуникативные (рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество);

регулятивные (оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

8.Саморефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий


Организует рефлексию учащихся по вопросам «Самооценка», используя выводы по уроку

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:

  1. Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________

  2. Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________

  3. Сегодня на уроке научился(лась)  лучше делать (что?) ______________

  4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________

  5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________

  6. Осталось непонятным (что?) ______________________________________

- А мои оценки вы узнаете на следующем уроке, когда я проверю ваши работы

Обращают внимание к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю»

УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся);

регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение)

9.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок


Запишите домашнее задание:

1) упражнение №718;

2) нарисуйте одушевленные и неодушевленные имена существительные


Слушают задание на дом. Выбирают вариант заданий по сложности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!