1.Оргмомент (психологический настрой) – 1 мин | Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Желаю хорошего настроения, быть активными и соблюдать дисциплину. Начинаем урок русского языка. Записываем в тетрадь дату и вид работы. | Приветствуют учителя, друг друга, настраиваются на урок. | КУУД: готовность слушать и вести диалог. |
2. Актуализация опорных знаний Создание проблемной ситуации – 2 мин | Тему я не назову, а от вас ответа жду. На доске слова: З…варить, з…бросать, з…втрак, з…красить. Читаем слова. Какое слово лишнее? (завтрак) Почему? (1 вар. ответа: сущ. , остальные - глаголы) Верно. Ещё, почему слово «завтрак» лишнее? Внимательнее посмотрите. В каких частях слова пропущена орфограмма? (в приставках и в корне). Значит, еще, почему слово «завтрак» лишнее? (2 вар. слово «завтрак» без приставки). Вставим пропущенные орфограммы в словах. Всегда ли пишется гласная а в приставке – за? (да). Как проверим? (запах) | Отвечают на вопросы учителя. | ПУУД: классифицировать. |
3.Создание проблемной ситуации – 3 мин | Для чего служат приставки? (для образования новых слов) Какие ещё приставки в русском языке вам известны? (учитель записывает на доске все приставки, которые называют дети). Молодцы! Обратите внимание, все приставки оканчиваются либо на гласную (например, по-, пере-, со- ), либо на согласную (под-, над-, в-). Можно ли проверить правописание приставок? Предположите, что нам нужно выяснить на уроке? (как писать правильно приставки в словах) Кто сможет сформулировать тему урока? | | ПУУД: анализировать. РУУД: ставить учебную задачу. КУУД: умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения. |
4.Организация восприятия и осмысления новой информации – 5 мин | Посмотрите на таблицу. В русском языке мы выделяем 3 группы приставок: неизменяемые, изменяемые приставки: на з-, с-, приставки пре-, при-. Большинство приставок, кроме 2 и 3 групп пишутся одинаково, независимо от их произношения, и их правописание можно проверить: Промахнуться - промах, надколоть – надорвать. Давайте откроем учебник на с. 28 и прочитаем правило. Как можно проверить гласные и согласные в приставках? (подобрать другие слова с данной приставкой, гласные и согласные в которых находятся в сильной позиции). | | Чтение: работа с информацией, представленной в таблице. РУУД: принятие и сохранение учебной задачи. |
5.Применение новых знаний -25 мин | Далее будем выполнять задания, проверим, насколько вы усвоили материал урока. Для начала, выясним, умеете ли вы находить приставки в словах. Распределительный диктант. Задание: записать в два столбика: слова с неизменяемыми приставками и слова без приставок. Учитель диктует, с каждого ряда приглашаются желающие ученики. Вьюга, отблеск, надрубить, втереть, научный, отрезок, обида, подбежать, подвиг. Молодцы! Справились. Выполним морфемный разбор одного слова в каждом столбике по вариантам. (Удоски работают 2 ученика). Физминутка Потрудились – отдохнём. (Ходьба) Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания) Руки в стороны, вперёд, Влево-вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили. Продолжаем работу. Работа стекстом в парах. Прочитали задание на карточке. Где нужно найти слова с неизменяемыми приставками? (В тексте.) Что такое текст? (Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически). Читаем текст. Какого он стиля? (Художественного). Задание: выпишите слова с неизменяемыми приставками. Берестяная трубочка Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок бересты на берёзе, остальная береста около пореза свертывается в трубочку. Сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. Я с трудом вытолкнул его. Вокруг берёзы не было орешника. «Наверное, белка его туда спрятала, делая зимние свои припасы», - подумал я. (По М.Пришвину) Работаем сначала устно, обсуждаем в парах. Затем записываем в тетрадь. Проверка. Сверяем свою работу с образцом на доске. У кого все слова выписаны правильно? (Нашёл, удивительную, вырежет, около пореза, свёртывается, захотелось, посмотреть, вытолкнул, спрятала, припасы). Следующее задание по учебнику. Упр.434 – работа в группах. Читаем задание про себя. Какое задание нужно выполнить? (Записать по 5 слов с приставками на гласную и согласную). Выполняем задание в группах. Обсуждаем, затем записываем в тетрадь. Проверяем, что получилось. | | ПУУД: анализировать, классифицировать. РУУД: принятие и сохранение учебной задачи. КУУД: определение путей достижения общих целей, готовность признавать существование различных точек зрения, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения. Чтение: работа с информацией. |
6.Итог урока. Рефлексия – 4 мин | Подведём итоги урока. Почему традиционные приставки называются неизменяемыми? (Всегда пишутся одинаково, независимо от произношения.) Как можно проверить гласные и согласные в приставках? Какие задания показались простыми при выполнении? А какое задание было трудным? Перед вами карточки. Оцените свою работу. Если вы довольны своей работой на уроке, покажите карточку с улыбающимся лицом, если нет – с грустным. Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Молодцы! Урок окончен. | | РУУД: оценивать учебные действия, освоение форм познавательной рефлексии. |