м
Цели:
1.Формировать знания о государственном устройстве России.
2.Развивать навыки работы с картой.
3. Воспитывать мотивацию к учению, умение работать в коллективе.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение (устный опрос + работа с картой)
-что такое граница?
-Покажите границу России на карте.
- Какие бывают границы?
-где у России проходят сухопутные границы? Покажите на карте.
-Где проходят морские границы? Покажите на карте.
- С какими государствами граничит Россия по суше?
-Покажите на карте морские границы России?
III. Сообщение темы урока
- Скажите , пожалуйста, полное название нашего государства.
( Российская Федерация)
- Почему же наша страна называется именно так? На этот вопрос мы и постараемся сегодня найти ответ. Итак тема нашего урока-
« Административное деление России».
IV.Сообщение нового материала.
- Субъекты Федерации.
Россия по своему государственному устройству является федерацией.
Слово «федерация» означает «союз», «объединение».Посмотрите на
карту. Вся территория нашей страны делится на составные части: края,
области, республики, округа. Все они называются субъекты Федерации.
( работа с таблицей «Субъекты Федерации»)
Субъекты Федерации
-края (6)
- области ( 49)
- республики (21)
- автономная область (1)
- автономные округа (10)
- города федерального значения (2: Москва, Санкт-Петербург)
Каждая территория в составе России имеет свои границы, главный город- областной центр или столицу республики, правительство, губернатора или президента, которые избираются всеми жителями региона. Все субъекты Федерации подчинятся правительству и президенту России.
- Кто мне скажет, в каком субъекте Российской Федерации мы с вами живем? (Нижегородская область)
Так вот, наша область имеет свои границы. Свой главный город
( какой?),
правительство и президента. (кто наш президент?).
Динамическая пауза.
Федеральные округа России.
В 2000 году для более эффективного управления страной, Указом Президента РФ были созданы семь федеральных округов.
Федеральные округа.
Центральный - центр Москва.
Западный – центр Санкт-Петербург.
Южный – центр Ростов- на- Дону.
Приволжский – центр Нижний Новгород.
Уральский – центр Екатеринбург.
Сибирский- центр Новосибирск.
Дальневосточный- центр Хабаровск
Название каждого округа указывает на его географическое положение. В состав округов входят области, края, автономные республики. Как вы думаете, в какой федеральный округ входит наша область? (Приволжский федеральный округ)
V.Закрепление:
А теперь попробуем найти федеральные округа на карте. На контурных картах отмечены только границы округов и их центры.
Ваша задача – надписать название федерального округа и его центра. Помогут вам в этом атласы.
(дополнительное задание: отметить на карте моря , омывающие берега России)
Давайте проверим, правильно ли вы отметили федеральные округа.
(на доске- образец контурной карты с номерами)
VI. Подведение итогов.
Я думаю , что сейчас вы сможете ответить на вопрос, который я задала в начале урока. Так почему же наша государство называется федерацией?(потому что в нем объединились в один союз республики, края, области- субъекты федерации)
- Давайте повторим, какие субъекты входят в состав Федерации.
- на какие федеральные округа разделена территория нашего государства?
- как вы думаете, для чего это сделано?
- скажите, пожалуйста, для чего небходимо знать устройство всей стране?
VII. Домашнее задание:
VIII. Оценивание работ учащихся на уроке.
Цели:
1.Формировать знания о государственном устройстве России.
2.Развивать навыки работы с картой.
3. Воспитывать мотивацию к учению, умение работать в коллективе.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение (устный опрос + работа с картой)
-что такое граница?
-Покажите границу России на карте.
- Какие бывают границы?
-где у России проходят сухопутные границы? Покажите на карте.
-Где проходят морские границы? Покажите на карте.
- С какими государствами граничит Россия по суше?
-Покажите на карте морские границы России?
III. Сообщение темы урока
- Скажите , пожалуйста, полное название нашего государства.
( Российская Федерация)
- Почему же наша страна называется именно так? На этот вопрос мы и постараемся сегодня найти ответ. Итак тема нашего урока-
« Административное деление России».
IV.Сообщение нового материала.
- Субъекты Федерации.
Россия по своему государственному устройству является федерацией.
Слово «федерация» означает «союз», «объединение».Посмотрите на
карту. Вся территория нашей страны делится на составные части: края,
области, республики, округа. Все они называются субъекты Федерации.
( работа с таблицей «Субъекты Федерации»)
Субъекты Федерации
-края (6)
- области ( 49)
- республики (21)
- автономная область (1)
- автономные округа (10)
- города федерального значения (2: Москва, Санкт-Петербург)
Каждая территория в составе России имеет свои границы, главный город- областной центр или столицу республики, правительство, губернатора или президента, которые избираются всеми жителями региона. Все субъекты Федерации подчинятся правительству и президенту России.
- Кто мне скажет, в каком субъекте Российской Федерации мы с вами живем? (Нижегородская область)
Так вот, наша область имеет свои границы. Свой главный город
( какой?),
правительство и президента. (кто наш президент?).
Динамическая пауза.
Федеральные округа России.
В 2000 году для более эффективного управления страной, Указом Президента РФ были созданы семь федеральных округов.
Федеральные округа.
Центральный - центр Москва.
Западный – центр Санкт-Петербург.
Южный – центр Ростов- на- Дону.
Приволжский – центр Нижний Новгород.
Уральский – центр Екатеринбург.
Сибирский- центр Новосибирск.
Дальневосточный- центр Хабаровск
Название каждого округа указывает на его географическое положение. В состав округов входят области, края, автономные республики. Как вы думаете, в какой федеральный округ входит наша область? (Приволжский федеральный округ)
V.Закрепление:
А теперь попробуем найти федеральные округа на карте. На контурных картах отмечены только границы округов и их центры.
Ваша задача – надписать название федерального округа и его центра. Помогут вам в этом атласы.
(дополнительное задание: отметить на карте моря , омывающие берега России)
Давайте проверим, правильно ли вы отметили федеральные округа.
(на доске- образец контурной карты с номерами)
VI. Подведение итогов.
Я думаю , что сейчас вы сможете ответить на вопрос, который я задала в начале урока. Так почему же наша государство называется федерацией?(потому что в нем объединились в один союз республики, края, области- субъекты федерации)
- Давайте повторим, какие субъекты входят в состав Федерации.
- на какие федеральные округа разделена территория нашего государства?
- как вы думаете, для чего это сделано?
- скажите, пожалуйста, для чего небходимо знать устройство всей стране?
VII. Домашнее задание:
VIII. Оценивание работ учащихся на уроке.
Цели:
1.Формировать знания о государственном устройстве России.
2.Развивать навыки работы с картой.
3. Воспитывать мотивацию к учению, умение работать в коллективе.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение (устный опрос + работа с картой)
-что такое граница?
-Покажите границу России на карте.
- Какие бывают границы?
-где у России проходят сухопутные границы? Покажите на карте.
-Где проходят морские границы? Покажите на карте.
- С какими государствами граничит Россия по суше?
-Покажите на карте морские границы России?
III. Сообщение темы урока
- Скажите , пожалуйста, полное название нашего государства.
( Российская Федерация)
- Почему же наша страна называется именно так? На этот вопрос мы и постараемся сегодня найти ответ. Итак тема нашего урока-
« Административное деление России».
IV.Сообщение нового материала.
- Субъекты Федерации.
Россия по своему государственному устройству является федерацией.
Слово «федерация» означает «союз», «объединение».Посмотрите на
карту. Вся территория нашей страны делится на составные части: края,
области, республики, округа. Все они называются субъекты Федерации.
( работа с таблицей «Субъекты Федерации»)
Субъекты Федерации
-края (6)
- области ( 49)
- республики (21)
- автономная область (1)
- автономные округа (10)
- города федерального значения (2: Москва, Санкт-Петербург)
Каждая территория в составе России имеет свои границы, главный город- областной центр или столицу республики, правительство, губернатора или президента, которые избираются всеми жителями региона. Все субъекты Федерации подчинятся правительству и президенту России.
- Кто мне скажет, в каком субъекте Российской Федерации мы с вами живем? (Нижегородская область)
Так вот, наша область имеет свои границы. Свой главный город
( какой?),
правительство и президента. (кто наш президент?).
Динамическая пауза.
Федеральные округа России.
В 2000 году для более эффективного управления страной, Указом Президента РФ были созданы семь федеральных округов.
Федеральные округа.
Центральный - центр Москва.
Западный – центр Санкт-Петербург.
Южный – центр Ростов- на- Дону.
Приволжский – центр Нижний Новгород.
Уральский – центр Екатеринбург.
Сибирский- центр Новосибирск.
Дальневосточный- центр Хабаровск
Название каждого округа указывает на его географическое положение. В состав округов входят области, края, автономные республики. Как вы думаете, в какой федеральный округ входит наша область? (Приволжский федеральный округ)
V.Закрепление:
А теперь попробуем найти федеральные округа на карте. На контурных картах отмечены только границы округов и их центры.
Ваша задача – надписать название федерального округа и его центра. Помогут вам в этом атласы.
(дополнительное задание: отметить на карте моря , омывающие берега России)
Давайте проверим, правильно ли вы отметили федеральные округа.
(на доске- образец контурной карты с номерами)
VI. Подведение итогов.
Я думаю , что сейчас вы сможете ответить на вопрос, который я задала в начале урока. Так почему же наша государство называется федерацией?(потому что в нем объединились в один союз республики, края, области- субъекты федерации)
- Давайте повторим, какие субъекты входят в состав Федерации.
- на какие федеральные округа разделена территория нашего государства?
- как вы думаете, для чего это сделано?
- скажите, пожалуйста, для чего небходимо знать устройство всей стране?
VII. Домашнее задание:
VIII. Оценивание работ учащихся на уроке.
Цели:
1.Формировать знания о государственном устройстве России.
2.Развивать навыки работы с картой.
3. Воспитывать мотивацию к учению, умение работать в коллективе.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение (устный опрос + работа с картой)
-что такое граница?
-Покажите границу России на карте.
- Какие бывают границы?
-где у России проходят сухопутные границы? Покажите на карте.
-Где проходят морские границы? Покажите на карте.
- С какими государствами граничит Россия по суше?
-Покажите на карте морские границы России?
III. Сообщение темы урока
- Скажите , пожалуйста, полное название нашего государства.
( Российская Федерация)
- Почему же наша страна называется именно так? На этот вопрос мы и постараемся сегодня найти ответ. Итак тема нашего урока-
« Административное деление России».
IV.Сообщение нового материала.
- Субъекты Федерации.
Россия по своему государственному устройству является федерацией.
Слово «федерация» означает «союз», «объединение».Посмотрите на
карту. Вся территория нашей страны делится на составные части: края,
области, республики, округа. Все они называются субъекты Федерации.
( работа с таблицей «Субъекты Федерации»)
Субъекты Федерации
-края (6)
- области ( 49)
- республики (21)
- автономная область (1)
- автономные округа (10)
- города федерального значения (2: Москва, Санкт-Петербург)
Каждая территория в составе России имеет свои границы, главный город- областной центр или столицу республики, правительство, губернатора или президента, которые избираются всеми жителями региона. Все субъекты Федерации подчинятся правительству и президенту России.
- Кто мне скажет, в каком субъекте Российской Федерации мы с вами живем? (Нижегородская область)
Так вот, наша область имеет свои границы. Свой главный город
( какой?),
правительство и президента. (кто наш президент?).
Динамическая пауза.
Федеральные округа России.
В 2000 году для более эффективного управления страной, Указом Президента РФ были созданы семь федеральных округов.
Федеральные округа.
Центральный - центр Москва.
Западный – центр Санкт-Петербург.
Южный – центр Ростов- на- Дону.
Приволжский – центр Нижний Новгород.
Уральский – центр Екатеринбург.
Сибирский- центр Новосибирск.
Дальневосточный- центр Хабаровск
Название каждого округа указывает на его географическое положение. В состав округов входят области, края, автономные республики. Как вы думаете, в какой федеральный округ входит наша область? (Приволжский федеральный округ)
V.Закрепление:
А теперь попробуем найти федеральные округа на карте. На контурных картах отмечены только границы округов и их центры.
Ваша задача – надписать название федерального округа и его центра. Помогут вам в этом атласы.
(дополнительное задание: отметить на карте моря , омывающие берега России)
Давайте проверим, правильно ли вы отметили федеральные округа.
(на доске- образец контурной карты с номерами)
VI. Подведение итогов.
Я думаю , что сейчас вы сможете ответить на вопрос, который я задала в начале урока. Так почему же наша государство называется федерацией?(потому что в нем объединились в один союз республики, края, области- субъекты федерации)
- Давайте повторим, какие субъекты входят в состав Федерации.
- на какие федеральные округа разделена территория нашего государства?
- как вы думаете, для чего это сделано?
- скажите, пожалуйста, для чего небходимо знать устройство всей стране?
VII. Домашнее задание:
VIII. Оценивание работ учащихся на уроке.
Цели:
1.Формировать знания о государственном устройстве России.
2.Развивать навыки работы с картой.
3. Воспитывать мотивацию к учению, умение работать в коллективе.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение (устный опрос + работа с картой)
-что такое граница?
-Покажите границу России на карте.
- Какие бывают границы?
-где у России проходят сухопутные границы? Покажите на карте.
-Где проходят морские границы? Покажите на карте.
- С какими государствами граничит Россия по суше?
-Покажите на карте морские границы России?
III. Сообщение темы урока
- Скажите , пожалуйста, полное название нашего государства.
( Российская Федерация)
- Почему же наша страна называется именно так? На этот вопрос мы и постараемся сегодня найти ответ. Итак тема нашего урока-
« Административное деление России».
IV.Сообщение нового материала.
- Субъекты Федерации.
Россия по своему государственному устройству является федерацией.
Слово «федерация» означает «союз», «объединение».Посмотрите на
карту. Вся территория нашей страны делится на составные части: края,
области, республики, округа. Все они называются субъекты Федерации.
( работа с таблицей «Субъекты Федерации»)
Субъекты Федерации
-края (6)
- области ( 49)
- республики (21)
- автономная область (1)
- автономные округа (10)
- города федерального значения (2: Москва, Санкт-Петербург)
Каждая территория в составе России имеет свои границы, главный город- областной центр или столицу республики, правительство, губернатора или президента, которые избираются всеми жителями региона. Все субъекты Федерации подчинятся правительству и президенту России.
- Кто мне скажет, в каком субъекте Российской Федерации мы с вами живем? (Нижегородская область)
Так вот, наша область имеет свои границы. Свой главный город
( какой?),
правительство и президента. (кто наш президент?).
Динамическая пауза.
Федеральные округа России.
В 2000 году для более эффективного управления страной, Указом Президента РФ были созданы семь федеральных округов.
Федеральные округа.
Центральный - центр Москва.
Западный – центр Санкт-Петербург.
Южный – центр Ростов- на- Дону.
Приволжский – центр Нижний Новгород.
Уральский – центр Екатеринбург.
Сибирский- центр Новосибирск.
Дальневосточный- центр Хабаровск
Название каждого округа указывает на его географическое положение. В состав округов входят области, края, автономные республики. Как вы думаете, в какой федеральный округ входит наша область? (Приволжский федеральный округ)
V.Закрепление:
А теперь попробуем найти федеральные округа на карте. На контурных картах отмечены только границы округов и их центры.
Ваша задача – надписать название федерального округа и его центра. Помогут вам в этом атласы.
(дополнительное задание: отметить на карте моря , омывающие берега России)
Давайте проверим, правильно ли вы отметили федеральные округа.
(на доске- образец контурной карты с номерами)
VI. Подведение итогов.
Я думаю , что сейчас вы сможете ответить на вопрос, который я задала в начале урока. Так почему же наша государство называется федерацией?(потому что в нем объединились в один союз республики, края, области- субъекты федерации)
- Давайте повторим, какие субъекты входят в состав Федерации.
- на какие федеральные округа разделена территория нашего государства?
- как вы думаете, для чего это сделано?
- скажите, пожалуйста, для чего небходимо знать устройство всей стране?
VII. Домашнее задание:
VIII. Оценивание работ учащихся на уроке.
Цели:
1.Формировать знания о государственном устройстве России.
2.Развивать навыки работы с картой.
3. Воспитывать мотивацию к учению, умение работать в коллективе.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение (устный опрос + работа с картой)
-что такое граница?
-Покажите границу России на карте.
- Какие бывают границы?
-где у России проходят сухопутные границы? Покажите на карте.
-Где проходят морские границы? Покажите на карте.
- С какими государствами граничит Россия по суше?
-Покажите на карте морские границы России?
III. Сообщение темы урока
- Скажите , пожалуйста, полное название нашего государства.
( Российская Федерация)
- Почему же наша страна называется именно так? На этот вопрос мы и постараемся сегодня найти ответ. Итак тема нашего урока-
« Административное деление России».
IV.Сообщение нового материала.
- Субъекты Федерации.
Россия по своему государственному устройству является федерацией.
Слово «федерация» означает «союз», «объединение».Посмотрите на
карту. Вся территория нашей страны делится на составные части: края,
области, республики, округа. Все они называются субъекты Федерации.
( работа с таблицей «Субъекты Федерации»)
Субъекты Федерации
-края (6)
- области ( 49)
- республики (21)
- автономная область (1)
- автономные округа (10)
- города федерального значения (2: Москва, Санкт-Петербург)
Каждая территория в составе России имеет свои границы, главный город- областной центр или столицу республики, правительство, губернатора или президента, которые избираются всеми жителями региона. Все субъекты Федерации подчинятся правительству и президенту России.
- Кто мне скажет, в каком субъекте Российской Федерации мы с вами живем? (Нижегородская область)
Так вот, наша область имеет свои границы. Свой главный город
( какой?),
правительство и президента. (кто наш президент?).
Динамическая пауза.
Федеральные округа России.
В 2000 году для более эффективного управления страной, Указом Президента РФ были созданы семь федеральных округов.
Федеральные округа.
Центральный - центр Москва.
Западный – центр Санкт-Петербург.
Южный – центр Ростов- на- Дону.
Приволжский – центр Нижний Новгород.
Уральский – центр Екатеринбург.
Сибирский- центр Новосибирск.
Дальневосточный- центр Хабаровск
Название каждого округа указывает на его географическое положение. В состав округов входят области, края, автономные республики. Как вы думаете, в какой федеральный округ входит наша область? (Приволжский федеральный округ)
V.Закрепление:
А теперь попробуем найти федеральные округа на карте. На контурных картах отмечены только границы округов и их центры.
Ваша задача – надписать название федерального округа и его центра. Помогут вам в этом атласы.
(дополнительное задание: отметить на карте моря , омывающие берега России)
Давайте проверим, правильно ли вы отметили федеральные округа.
(на доске- образец контурной карты с номерами)
VI. Подведение итогов.
Я думаю , что сейчас вы сможете ответить на вопрос, который я задала в начале урока. Так почему же наша государство называется федерацией?(потому что в нем объединились в один союз республики, края, области- субъекты федерации)
- Давайте повторим, какие субъекты входят в состав Федерации.
- на какие федеральные округа разделена территория нашего государства?
- как вы думаете, для чего это сделано?
- скажите, пожалуйста, для чего небходимо знать устройство всей стране?
VII. Домашнее задание:
VIII. Оценивание работ учащихся на уроке.
Цели:
1.Формировать знания о государственном устройстве России.
2.Развивать навыки работы с картой.
3. Воспитывать мотивацию к учению, умение работать в коллективе.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение (устный опрос + работа с картой)
-что такое граница?
-Покажите границу России на карте.
- Какие бывают границы?
-где у России проходят сухопутные границы? Покажите на карте.
-Где проходят морские границы? Покажите на карте.
- С какими государствами граничит Россия по суше?
-Покажите на карте морские границы России?
III. Сообщение темы урока
- Скажите , пожалуйста, полное название нашего государства.
( Российская Федерация)
- Почему же наша страна называется именно так? На этот вопрос мы и постараемся сегодня найти ответ. Итак тема нашего урока-
« Административное деление России».
IV.Сообщение нового материала.
- Субъекты Федерации.
Россия по своему государственному устройству является федерацией.
Слово «федерация» означает «союз», «объединение».Посмотрите на
карту. Вся территория нашей страны делится на составные части: края,
области, республики, округа. Все они называются субъекты Федерации.
( работа с таблицей «Субъекты Федерации»)
Субъекты Федерации
-края (6)
- области ( 49)
- республики (21)
- автономная область (1)
- автономные округа (10)
- города федерального значения (2: Москва, Санкт-Петербург)
Каждая территория в составе России имеет свои границы, главный город- областной центр или столицу республики, правительство, губернатора или президента, которые избираются всеми жителями региона. Все субъекты Федерации подчинятся правительству и президенту России.
- Кто мне скажет, в каком субъекте Российской Федерации мы с вами живем? (Нижегородская область)
Так вот, наша область имеет свои границы. Свой главный город
( какой?),
правительство и президента. (кто наш президент?).
Динамическая пауза.
Федеральные округа России.
В 2000 году для более эффективного управления страной, Указом Президента РФ были созданы семь федеральных округов.
Федеральные округа.
Центральный - центр Москва.
Западный – центр Санкт-Петербург.
Южный – центр Ростов- на- Дону.
Приволжский – центр Нижний Новгород.
Уральский – центр Екатеринбург.
Сибирский- центр Новосибирск.
Дальневосточный- центр Хабаровск
Название каждого округа указывает на его географическое положение. В состав округов входят области, края, автономные республики. Как вы думаете, в какой федеральный округ входит наша область? (Приволжский федеральный округ)
V.Закрепление:
А теперь попробуем найти федеральные округа на карте. На контурных картах отмечены только границы округов и их центры.
Ваша задача – надписать название федерального округа и его центра. Помогут вам в этом атласы.
(дополнительное задание: отметить на карте моря , омывающие берега России)
Давайте проверим, правильно ли вы отметили федеральные округа.
(на доске- образец контурной карты с номерами)
VI. Подведение итогов.
Я думаю , что сейчас вы сможете ответить на вопрос, который я задала в начале урока. Так почему же наша государство называется федерацией?(потому что в нем объединились в один союз республики, края, области- субъекты федерации)
- Давайте повторим, какие субъекты входят в состав Федерации.
- на какие федеральные округа разделена территория нашего государства?
- как вы думаете, для чего это сделано?
- скажите, пожалуйста, для чего небходимо знать устройство всей стране?
VII. Домашнее задание:
VIII. Оценивание работ учащихся на уроке.