СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в по теме «Алгоритмы с ветвящейся структурой»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в по теме «Алгоритмы с ветвящейся структурой». Технологии: ИКТ, групповая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в по теме «Алгоритмы с ветвящейся структурой»»

Урок в по теме «Алгоритмы с ветвящейся структурой»

Цели урока:

  • научить учащихся записывать программу с ветвящейся структурой на языке Паскаль;

  • помочь учащимся осуществить переход от сформулированной задачи к созданию информационной модели, а затем записи программы;

  • ввести понятие условного оператора if;

  • научить анализировать готовые тексты программ с условным оператором;

  • находить общее и различие в готовых программах, исправлять ошибки;

  • создать условия для развития функции самооценки и взаимоконтроля учащихся.

Задачи урока:

  • сформировать у учащихся первые навыки решения задач на составление программ с использованием блок-схем ветвления;

  • организовать творческую деятельность учащихся по созданию аналогичных задач;

  • закрепить у учащихся навыки работы в группе и умение обосновать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: ИКТ, групповая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Методы обучения: словесные, наглядные, репродуктивные.

Класс: 9.

Учебник: Информатика: учебник для 9 класса/ И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Используемое оборудование:

  1. Компьютерный класс, оборудованный современной компьютерной техникой с лицензионным программным обеспечением. Операционная система Windows 7 с пакетом стандартных программ.

  2. Мультимедийный проектор, презентация в Power Point.

Дидактический материал: карточки с блок-схемами, карточки с заданиями, диктант в Power Point.

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

План урока.Организационный момент. Постановка задачи. – 1 мин.

  1. Проверка знаний учащихся по прошлой теме. – 10 мин.

  2. Изучение новой темы. – 12 мин.

  3. Физкультминутка. – 2 мин.

  4. Закрепление нового материала. – 17 мин.

  5. Задание домашнего задания. – 2 мин.

  6. Подведение итогов урока, выставление оценок. – 1 мин.

Ход урока

  1. Постановка задачи

Учитель. На предыдущем уроке мы с вами изучали структуру программы на языке программирования Паскаль. Мы задавали исходные (входные) данные и получали итоговые (выходные) данные. Но сначала повторим материал предыдущего урока. Ответьте на вопросы теста в тетрадях. Всего 2 варианта, в каждом по 6 вопросов. Критерии оценивания: оценка «5» - 6 верных ответов, «4» - 5 ответов, «3» - 3-4 ответов, «2» - менее 3 ответов.

  1. Проверка знаний учащихся по прошлой теме

Тест в форме диктанта при параллельной визуализации заданий (презентация).

Вариант №1

Вариант №2

  1. Оператор ввода это - …

  1. read

  2. write

  3. :=

  1. Оператор вывода это - …

  1. read

  2. write

  3. :=

  1. Оператор присваивания это - …

  1. read

  2. write

  3. :=

  1. Слово Program необходимо для …

  1. ввода данных

  2. вывода данных

  3. записи заголовка

  1. Слово End это - …

  1. завершение программы

  2. оператор вывода данных

  3. описание типа данных

  1. Слово Var это - …

  1. описание типа данных

  2. завершение программы

  3. оператор вывода данных

  1. Число 1,5 какого типа?

  1. символьный

  2. целый

  3. вещественный

  1. Число 10 какого типа?

  1. символьный

  2. целый

  3. вещественный

  1. Программа это - …

  1. алгоритм на естественном языке

  2. запись алгоритма на языке программирования

  3. блок-схема

  1. Идентификатор это - …

  1. одна или несколько ячеек памяти

  2. определенное имя числа, одна или несколько ячеек памяти

  3. определенное имя переменной, одна или несколько ячеек памяти

  1. С какого слова начинается раздел описания операторов?

  1. const

  2. type

  3. begin

  1. С какого слова начинается раздел описания констант?

  1. const

  2. type

  3. begin

Взаимопроверка. Вариант №1: acacbc.

Вариант №2: bcacca.

  1. Изучение новой темы

Учитель. Хорошо. Но есть такие задачи, в результате решения которых нам приходится делать выбор одного из двух альтернативных действий. Составьте блок-схему и напишите программу решения следующей задачи:

Задача. Компьютер спрашивает: «Какая у вас температура?» Если ответ больше 37С, то выводит ответ «Вы нездоровы. Вам лучше сегодня остаться дома». В противном случае желает: «Вы абсолютно здоровы. Можете выйти на улицу».

Из текста задачи ясно, что в зависимости от значения температуры, дается один из двух противоположных советов. Как называется такая алгоритмическая структура?

Ученики. Ветвление.

Учитель. В языке программирования Паскаль предусмотрена такая ситуация. Есть специальный оператор, который называется условный оператор. Так же, как и в алгоритмическом языке, существуют две формы записи условного оператора:

Полная:

Неполная:

If then

else

If условие then оператор

У нашей задачи так же есть такое решение: используя полное ветвление.

Составим блок-схему и запишем программу на Паскале, решающие нашу задачу.












Program Zdorovie;

Var T;

begin readln(‘Введите свою температуру’);

if T=37

then writeln(‘Вы нездоровы.

Останьтесь дома’)

else writeln(’Вы здоровы.

Можете выходить’)

end.

Учитель. Но есть разные задачи, которые можно решать не только с помощью полного ветвления, но и с помощью неполного (вспомните задачу определения большего или меньшего из двух чисел). Придумайте свои примеры, при решении которых применяется полное или неполное ветвление. (Фронтально).

  1. Физкультминутка

1. И.п. - ноги врозь, руки к плечам. 1 -2 -3 - подняться на носки, руки вверх, прогнуться, хлопок над головой; 4 - вернуться в и.п. (3-5 раз).

2. И.п. - ноги врозь, руки в стороны. 1 -2 - наклон, руками коснуться пола; 3 -4 - вернуться в и.п. (3-5 раз).

3. И.п. ноги врозь, руки за головой. 1 – поворот туловища вправо, руки в стороны; 2 - вернуться в и.п. 3 -4 - то же в другую сторону (3 - 5 раз).

4. Зажмурьте глаза на 3-5 секунд. Отдохните 2-3 секунды. Повторите 3 раза.

5. Быстро поморгайте в течение 8-10 секунд. Через 2-3 секунды повторите упражнение.

  1. Закрепление нового материала

Решение задач на карточках (в тетрадях, один – на доске, с последующей проверкой).

  1. Компьютер спрашивает: «Любите ли вы мороженое?». Если ответ положительный, то вывести на экран сообщение: «Поедим вместе». В противном случае: «Отдай мне!».

  2. Даны три целых числа a, b, c. Возведите в квадрат отрицательные числа и в куб – положительные.

  1. Домашнее задание

Учебник §13 читать, с. 86 №№ 7, 8 составить программы.

№7. Составить алгоритм, по которому на компьютере будет происходить следующее: в переменную S вводится возраст Саши, а в переменную М вводится возраст Маши. В качестве результата на экран выводится фраза Саша старше Маши» или «Маша старше Саши» (предположим, что кто-нибудь из них обязательно старше).

№8. Решите предыдущую задачу, учитывая возможность одинакового возраста Саши и Маши. В таком случае может быть получен ответ «Саша и Маша - ровесники».

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок

Подведение итогов урока. Что нового узнали? Выставление оценок за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!