Урок в по теме «Алгоритмы с ветвящейся структурой»
Цели урока:
научить учащихся записывать программу с ветвящейся структурой на языке Паскаль;
помочь учащимся осуществить переход от сформулированной задачи к созданию информационной модели, а затем записи программы;
ввести понятие условного оператора if;
научить анализировать готовые тексты программ с условным оператором;
находить общее и различие в готовых программах, исправлять ошибки;
создать условия для развития функции самооценки и взаимоконтроля учащихся.
Задачи урока:
сформировать у учащихся первые навыки решения задач на составление программ с использованием блок-схем ветвления;
организовать творческую деятельность учащихся по созданию аналогичных задач;
закрепить у учащихся навыки работы в группе и умение обосновать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: ИКТ, групповая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
Методы обучения: словесные, наглядные, репродуктивные.
Класс: 9.
Учебник: Информатика: учебник для 9 класса/ И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Используемое оборудование:
Компьютерный класс, оборудованный современной компьютерной техникой с лицензионным программным обеспечением. Операционная система Windows 7 с пакетом стандартных программ.
Мультимедийный проектор, презентация в Power Point.
Дидактический материал: карточки с блок-схемами, карточки с заданиями, диктант в Power Point.
Продолжительность: 1 урок (45 минут).
План урока.Организационный момент. Постановка задачи. – 1 мин.
Проверка знаний учащихся по прошлой теме. – 10 мин.
Изучение новой темы. – 12 мин.
Физкультминутка. – 2 мин.
Закрепление нового материала. – 17 мин.
Задание домашнего задания. – 2 мин.
Подведение итогов урока, выставление оценок. – 1 мин.
Ход урока
Постановка задачи
Учитель. На предыдущем уроке мы с вами изучали структуру программы на языке программирования Паскаль. Мы задавали исходные (входные) данные и получали итоговые (выходные) данные. Но сначала повторим материал предыдущего урока. Ответьте на вопросы теста в тетрадях. Всего 2 варианта, в каждом по 6 вопросов. Критерии оценивания: оценка «5» - 6 верных ответов, «4» - 5 ответов, «3» - 3-4 ответов, «2» - менее 3 ответов.
Проверка знаний учащихся по прошлой теме
Тест в форме диктанта при параллельной визуализации заданий (презентация).
Вариант №1 | Вариант №2 |
Оператор ввода это - … read write := | Оператор вывода это - … read write := |
Оператор присваивания это - … read write := | Слово Program необходимо для … ввода данных вывода данных записи заголовка |
Слово End это - … завершение программы оператор вывода данных описание типа данных | Слово Var это - … описание типа данных завершение программы оператор вывода данных |
Число 1,5 какого типа? символьный целый вещественный | Число 10 какого типа? символьный целый вещественный |
Программа это - … алгоритм на естественном языке запись алгоритма на языке программирования блок-схема | Идентификатор это - … одна или несколько ячеек памяти определенное имя числа, одна или несколько ячеек памяти определенное имя переменной, одна или несколько ячеек памяти |
С какого слова начинается раздел описания операторов? const type begin | С какого слова начинается раздел описания констант? const type begin |
Взаимопроверка. Вариант №1: acacbc.
Вариант №2: bcacca.
Изучение новой темы
Учитель. Хорошо. Но есть такие задачи, в результате решения которых нам приходится делать выбор одного из двух альтернативных действий. Составьте блок-схему и напишите программу решения следующей задачи:
Задача. Компьютер спрашивает: «Какая у вас температура?» Если ответ больше 37С, то выводит ответ «Вы нездоровы. Вам лучше сегодня остаться дома». В противном случае желает: «Вы абсолютно здоровы. Можете выйти на улицу».
Из текста задачи ясно, что в зависимости от значения температуры, дается один из двух противоположных советов. Как называется такая алгоритмическая структура?
Ученики. Ветвление.
Учитель. В языке программирования Паскаль предусмотрена такая ситуация. Есть специальный оператор, который называется условный оператор. Так же, как и в алгоритмическом языке, существуют две формы записи условного оператора:
Полная: | Неполная: |
If then else | If условие then оператор |
У нашей задачи так же есть такое решение: используя полное ветвление.
Составим блок-схему и запишем программу на Паскале, решающие нашу задачу.
| Program Zdorovie; Var T; begin readln(‘Введите свою температуру’); if T=37 then writeln(‘Вы нездоровы. Останьтесь дома’) else writeln(’Вы здоровы. Можете выходить’) end. |
Учитель. Но есть разные задачи, которые можно решать не только с помощью полного ветвления, но и с помощью неполного (вспомните задачу определения большего или меньшего из двух чисел). Придумайте свои примеры, при решении которых применяется полное или неполное ветвление. (Фронтально).
Физкультминутка
1. И.п. - ноги врозь, руки к плечам. 1 -2 -3 - подняться на носки, руки вверх, прогнуться, хлопок над головой; 4 - вернуться в и.п. (3-5 раз).
2. И.п. - ноги врозь, руки в стороны. 1 -2 - наклон, руками коснуться пола; 3 -4 - вернуться в и.п. (3-5 раз).
3. И.п. ноги врозь, руки за головой. 1 – поворот туловища вправо, руки в стороны; 2 - вернуться в и.п. 3 -4 - то же в другую сторону (3 - 5 раз).
4. Зажмурьте глаза на 3-5 секунд. Отдохните 2-3 секунды. Повторите 3 раза.
5. Быстро поморгайте в течение 8-10 секунд. Через 2-3 секунды повторите упражнение.
Закрепление нового материала
Решение задач на карточках (в тетрадях, один – на доске, с последующей проверкой).
Компьютер спрашивает: «Любите ли вы мороженое?». Если ответ положительный, то вывести на экран сообщение: «Поедим вместе». В противном случае: «Отдай мне!».
Даны три целых числа a, b, c. Возведите в квадрат отрицательные числа и в куб – положительные.
Домашнее задание
Учебник §13 читать, с. 86 №№ 7, 8 составить программы.
№7. Составить алгоритм, по которому на компьютере будет происходить следующее: в переменную S вводится возраст Саши, а в переменную М вводится возраст Маши. В качестве результата на экран выводится фраза Саша старше Маши» или «Маша старше Саши» (предположим, что кто-нибудь из них обязательно старше).
№8. Решите предыдущую задачу, учитывая возможность одинакового возраста Саши и Маши. В таком случае может быть получен ответ «Саша и Маша - ровесники».
Подведение итогов урока, выставление оценок
Подведение итогов урока. Что нового узнали? Выставление оценок за урок.