СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия внеурочной деятельностью (математического направления) на тему "Знакомьтесь, Танграм!".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия внеурочной деятельностью (математического направления) "Архимеды" на тему "Знакомьтесь, танграм!". К этому конспекту есть презентация, размещённая на этой странице сайта.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия внеурочной деятельностью (математического направления) на тему "Знакомьтесь, Танграм!".»

Занятие внеурочно деятельности « Архимеды»

Тема «Знакомьтесь, танграм!»»

Цель: познакомить с понятием «головоломка»; знакомство с математической головоломкой; познакомить с историей появления танграмма; использование ее на практике через выполнение аппликации.

Задачи

образовательные:

- научить составлять картинки с заданным разбиением на части;

- повторить названия фигур, известных первоклассникам, учить сравнивать фигуры по форме, размеру;

развивающие:

- стимулировать развитие у учащихся познавательного интереса с помощью проблемных заданий;

- способствовать развитию мыслительных операций;

-развивать память, внимание и кругозор учащихся;

- развивать логическое, творческое и художественное мышление.

воспитательные:

- создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;

- формировать качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий;

- воспитывать интерес к предметам, взаимопонимание и дружеское отношение к одноклассникам в совместной работе.

Межпредметные связи: математика, технология, история, изобразительное искусство.

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно;

- составление плана и последовательности действий;

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

- постановка цели;

- выбор способа достижения цели;

- моделирование и преобразование модели;

рефлексия.



- использование речевых средств, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими.

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;

- формирование эстетических потребностей и чувств.




План занятия

I. Беседа с элементами актуализации знаний.

II. Просмотр презентации о танграме.

III. Практическая работа по изготовлению деталей таграма и инструкция по технике безопасности при работе с ножницами.

IV. Гимнастика для пальчиков «Игра на пианино».

V. Физкультминутка.

VI. Творческая работа по изготовлению аппликации из деталей танграма.

VII. Итог работы.

Ход занятия

I. Беседа с элементами актуализации знаний.

- Ребята, вы любите разгадывать разные ребусы, головоломки, занимательные задачи? (Да).

- Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одной древней игрой-головоломкой. Название этой интересной головоломки мы попробуем угадать. На доске несколько перевёрнутых карточек на каждой из которых - буква. Я задаю вопрос, и если вы называете правильный ответ, то карточки по – очереди переворачиваются, и, после того как повернётся последняя карточка, мы сможем прочесть название игры, с которой я хочу вас сегодня познакомить. Итак, начали!



1. Как звали жителя Древней Греции, который очень любил математику и, когда делал какое-нибудь открытие, произносил: «Эврика!» (Архимед).

(Открываем букву «Т»).



2. Я задумала два числа. Когда я их сложила, получилось 9. А когда я от большего числа отняла меньшее получилось опять 9. Какие числа я задумала? (Числа 9 и 0).

(Открываем букву «А»).



3. Три динозавра объедали

Листву высокой стройной пальмы.

Ещё четыре, друг за другом,

Шагали к озеру по лугу.

Один прилёг в тени поспать.

Вы всех успели сосчитать?

Теперь прошу вас без ошибки

Ответ мне правильный назвать. (Восемь).

(Открываем букву «Н»).



4. Разгадайте ребус. (Число)

(Открываем букву «Г»)



5. Как называется геометрическая фигура, у которой четыре угла и все стороны равны? (Квадрат).

(Открываем букву «Р»).



6. Брат подарил «всем сестрам по серьгам». Всего было 10 серёжек. Сколько у брата сестёр? (Пятеро сестёр).

(Открываем букву «А»).



7. Назовите ответ к этому примеру V – IV. (Один)

(Открываем букву «М»).

- Прочитайте название новой игры. (Танграм).

II. Просмотр презентации о танграме.

(Слайд № 1)

- Совершенно верно. Игра, с которой я сегодня познакомлю вас называется «Танграм». Это древне китайская головоломка. Вот легенда о создании этой игры.



(Слайд № 2)

- Давным – давно, почти 4 000 лет назад, в далёкой прекрасной и загадочной стране Китай правил один император по имени Лао.



(Слайд № 3)

- Родился у императора долгожданный сын. Всем хорош был мальчик и здоровый, и смышлёный, и подвижный. Одна беда – не хотел он учиться.



(Слайд № 4)

- Собрал тогда император мудрецов со всех концов великого Китая. Дал он наказ своим мудрецам придумать такую игру для наследника, чтобы он играя учился бы уму-разуму.



(Слайд № 5)

- Три мудреца: математик, философ, художник – придумали замечательную игру – головоломку. Назвали они её «Ши – Чао – Тю», что в переводе с китайского обозначает «семь хитроумных дощечек».

На самом деле элементы игры головоломки могут быть сделаны из чего угодно, но об этом попозже, а сейчас посмотрите, что из себя представляет танграм.



(Слайд № 6)

- Какая фигура перед вами? (Квадрат).

(Щёлк).

- На сколько частей разделён этот квадрат? (На семь).

(Щёлк).

- Сколько треугольников входят в эту фигуру? (Пять треугольников).

(Щёлк)

- Все ли эти треугольники одинаковые? (Нет. 2 больших,2 маленьких и один средний).

- Какие ещё фигуры есть в этой головоломке? (Квадрат и ромб).

- Каждая фигура танграма называется таном.



(Слайд №7)

- Многим детям эта игра понравилась и они с удовольствием собирают различные фигурки из семи элементов танграма. К тому же сделать эту игру можно из многих материалов: можно купить в магазине готовый набор танграма, можно вместе с папой выпилить из фанеры, можно вместе с мамой сшить из плотной ткани. А можно просто вырезать из бумаги.



(Слайд № 8)

- Когда люди вырастают, им не перестаёт нравиться играть в танграм. А некоторые, любители головоломки даже сделали игру в танграм своей профессией. Посмотрите, какие симпатичные и забавные полочки придумали из семи элементов дизайнеры мебели.



(Слайд № 9)

- А вот какой-то модельер придумал для своего платья рисунок из танов. Вдохновленные этой игрой, архитекторы тоже проектируют дома используя эти «семь хитроумных дощечек».



(Слайд № 10)

- Посмотрите на слайд, каких забавных зверушек можно собрать из семи фигурок! Здесь и зайчик, и кенгуру, и журавлик, и собака, и кот. Да разве только животных можно собирать из этой головоломки!



(Слайд № 11)

- Если верить легенде об этой игре, существует семь книг, в каждой из которых по тысячи страниц и на каждой странице по сто фигурок собранных с помощью танграма.

Если внимательно вглядеться в эти конструкции, то легко можно увидеть и забавные физиономии, и танцующих человечков, и знатных особ, и многое- многое другое.



III. Практическая работа и инструкция по технике безопасности при работе с ножницами.

(Слайд № 12)

- Давайте и мы попробуем поиграть в эту игру с необычным названием – танграм. Конечно же, мы не будем выпиливать танграм из дерева или шить из ткани. А вот вырезать из бумаги наверное каждый из вас сможет!



IV. Гимнастика для пальчиков «Игра на пианино»

(Раздать расчерченный квадрат).

- Вы все хорошо помните, как нужно работать ножницами: осторожно, не размахивать инструментом, чтобы не пораниться и не нанести вреда окружающим.



(Пошаговое вырезание танов).

- Итак, у вас теперь есть все элементы танграма. Если хотите, можете поменяться со своим соседом одинаковыми деталями, чтобы фигурки, которые вы будете выкладывать, были разноцветными, а можете собрать из одного цвета.



V. Физкультминутка



VI. Творческая работа

(Раздать контур фигурок)

- Приступайте, но помните главное правило танграма: при выкладывании фигурок, должны быть использованы все таны.

- Сначала, выложите предложенную мной фигурку, или придумайте свою, а затем приклейте её к листу, получиться аппликация из геометрических фигур.



VII. Итоги занятия.

Вывешивать на доску готовые аппликации.

Предложить ребятам, уже выполнившим задание, помочь другим

- Вам понравилось сегодня на занятии?

- Как называется игра головоломка, с которой вы сегодня познакомились?

- Вы молодцы!



Оборудование:

1. Карточки с буквами: «Т», «А», «Н», «Г», «Р», «А», «М», магниты.

2. Портрет Архимеда.

3. Картинка с ребусом.

4. Презентация «Танграм. Древнекитайская головоломка».

5. Ножницы, клей (по количеству детей).

6. Вырезанная, но не разрезанная на части модель танграма из цветной бумаги (по количеству детей).

7. Лист А-4 с моделью, разбитой на элементы (по количеству детей).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!