ТЕМА: «Повторение по теме «Имя существительное». Урок русского языка в 6 классе
УМК Л. М. Рыбченковой.
ТИП УРОКА: урок обобщения полученных знаний
ФОРМЫ РАБОТЫ: групповая, индивидуальная, фронтальная.
ЦЕЛЬ УРОКА: повторение и обобщение изученного об имени существительном.
ЗАДАЧИ:
1) систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;
2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, формировать орфографическую зоркость;
3) воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, познавательную активность.
Организационный момент.
1. Прочтите стихотворение. Озаглавьте его. В чем его особенность?
Мама, сказка, кашка, кошка.
Книжка, яркая обложка.
Буратино, Карабас.
Ранец, школа, первый класс.
2. Расскажите об имени существительном, используя слова из этого стихотворения.
Слабые учащиеся: Определите род и склонение каждого существительного.
3. Существительных какого склонения нет в стихотворении. Что вы можете о них
сказать? Какую орфограмму вспомним?
Задание (устно): подберите фразеологизмы со словом «мышь».
Мокрый как мышь (сильно вспотел), бедный как церковная мышь (очень, до крайней
степени беден), гора родила мышь (так называют людей, которые больше обещают, чем делают), надулся как мышь на крупу (обиделся).
4. Что объединяет эти фразы?
До поры до времени
Стремя в стремя
Тянуть время
Называть вещи своими именами
Семена добра
Почему эти существительные называются разносклоняемыми?
5. А что общего у этих слов?
Печенье, молоко, сахар.
Ножницы, весы, грабли.
6. Какую ошибку допустил автор этого стихотворения? Как называются такие существительные?
Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне...
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
7. Чтобы сделать вывод о существительном как о части речи выполняем следующее задание: Записываем предложения, выполняем морфологический разбор существительных (каждый получает одно слово).
В далекие времена в весенний праздничный день матери наши пекли в русских печах слепленных из теста жаворонков. Солдаты принимали присягу у полкового знамени.
8. Работа с учебником - страница 142-143 – тест.
1. 4
2. 4
3. 4
4. 4
5. 3
6. 2
III. Переходим к словообразованию существительных.
Выполните словообразовательный разбор слов:
Примерка примерять (суффиксальный)
Разделение разделить (суффиксальный)
Содружество друг (приставочно-суффиксальный)
Насыпь насыпать (бессуффиксный)
Задание дополнительное: определите способ образования существительного запятая.
ЗАПЯТАЯ - Происхождение: др.-русск. запятый (причастие)
IV. Повторяем орфографию. Словарный диктант.
Маленькая ручонка, клочок неба, прелестная собачонка, узкая речонка, веселая девчонка, глоточек воды, дубовый сучок, пучок шерсти, кудрявый барашек, хрустальный башмачок, зеленый горошек, кленовый листочек, серенький мышонок, хитренький зайчонок, шелковый лоскуточек, интересная книжонка.
V. Домашнее задание
Упражнение 3, страница 143