Урок математики во 2 классе.
Тема: «Деление на 3»
Подготовила учитель нач. классов
Гончарова Наталья Викторовна
с.Волошино
2015 год
Конспект урока для 2 класса
"Деление на 3"
Урок математики 2 класс
Учитель: Гончарова Наталья Викторовна
МБОУ Волошинская СОШ
Тема урока: Деление на 3.
Цель урока: повторить таблицу умножения числа 3 и рассмотреть соответствующие случаи деления, пользуясь таблицей умножения 3.
Задачи урока:
1.Развивающие:
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), психические процессы (внимание, память), творческие способности.
2. Образовательные:
формировать понятие о таблице умножения и деления на 3;
тренировать способность умножать и делить на 2 и 3;
тренировать способность решать задачи с использованием таблицы умножения;
закреплять переместительное свойство умножения, взаимосвязь умножения и деления, порядок действий в выражениях без скобок,
тренировать вычислительные навыки.
3. Воспитательные:
прививать интерес к математике,
воспитывать чувство сотрудничества и дружбы.
Оборудование урока: учебник “Математика 2 класс”, часть 2,
презентация. компьютер, телевизор; наглядные пособия: картинки , раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный момент .
-Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай и считай,
И задачки все решай.
-Садитесь.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. Эта сказка о девочке Машеньке, которая пошла в лес за грибами и ягодами. А ведь лес –то был математическим. Задача Машеньки не простая, порой будут встречаться трудности, поэтому с собой в сказку берем самых смелых и находчивых математиков.
– Ребята, готовы? Тогда начинаем урок.
Слайд 2,3.
Жили- были дедушка и бабушка, была у них внучка Машенька. Весёлая и умная девочка. Знала она почти всё по математике:
- переместительное свойство умножения;
- таблицу умножения и деления на 2;
- компоненты умножения;
- компоненты деления.
– А вы их знаете? Молодцы! Сегодня узнаете еще больше.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Слайд 4
– Захотелось внучке пирога с грибами и компота с земляникой. Вот и отпросилась она в лес у дедушки и бабушки. Повторила она правила поведения в природе и отправилась в путь. Чтобы в лес попасть надо через реку перейти по мосту. На мосту сидит лягушка и не пропускает. Она пропустит Машу, если мы выполним это задание.
Слайд 5.
II. Актуализация знаний учащихся.
1). – Рассмотрите выражения, записанные на доске.
40-9
41-8
42-7
43-6
…
…
– Что их объединяет? ( Вычитание)
– Вычислите. Найдите закономерность в этих выражениях. (Уменьшаемое увеличивается на 1, а вычитаемые уменьшаются на 1) Продолжите.
– Проверим . (44-5,45-4)
– Ну, вот Маша перешла на тот берег. Теперь нам нужно идти по тропинке. А без математики мы с вами этого сделать не сможем.
Слайд 6.
Давайте вспомним таблицы умножения на 2 и 3.
- Вы получили карточки с цифрами от 2,3,4,6,8,10.12,14,15,16,18,21,24,27.
Читаю примеры (3х2,2×7,2×4,3×5,7×3,2×8, 9×3,2×2,8×3,2×6,4×3,2×5,3×6,9×2,3×3). Поднимает руку тот ученик, у кого карточка с нужным ответом.
Слайд 7.
В день рождения Артем,
Павел и Василий
По три розы, все втроем,
Свете подарили.(9)
А Валера и Вадим
Поднесли сестричке
По две штучки георгин,
И одной гвоздичке.(4 +2)
2) Взаимосвязь умножения и деления
Ответьте на вопросы:
– Какое свойство умножения использовали? (переместительное)
– Назовите компоненты умножения. (Первый множитель, второй множитель, произведение)
– Какая операция обратная операции умножения? (деление)
– Как связаны между собой умножение и деление? (если произведение разделить на один из множителей, то получим другой множитель)
– Назовите компоненты деления. (Делимое, делитель, частное)
III. Создание проблемной ситуации.
Слайд 8.
– А вокруг такая тишина, что девочке захотелось решить примеры в уме, а ответ она записала палочкой на земле.
Действуйте по алгоритму:
1.внимательно рассмотрите выражение;
2. вспомни порядок действий в выражениях без скобок
3. выполните действия по порядку;
4. запишите ответ в тетради и сядьте, показывая, что вы закончили работу.
(45+35):10
5×(26-16)
2×3+2×6
Слайд 9.
- По дороге Маша встретила бабочку. Им стало так весело, что они начали играть.
9×2+9
18:2-12:6
3×5+27:3
– Найдите значение выражения? (называют ответы)
– Были ли затруднения в решении выражений?
– Почему? (Не знаем деления на 3)
Какова тема урока? ( Деление на 3)
Слайд 10.
- Какие цели поставим перед собой?
(Учиться выполнять деление на 3 и научиться его использовать)
IV. “Открытие” новых знаний.
– Вот и показался густой лес. Уже совсем близко. Но что-то боязно девочке. Для того, чтобы она была уверенней надо знать как выполняется деление. На пути могут встретиться выражения на деление.
– Откройте учебники на странице 92 .
-Рассмотрим записи под рисунком.
3×3=9
9:3=3
-Прочитайте, используя названия компонентов и результата действий..
Что подсчитывают с помощью умножения? Объясните, как получается следующее выражение.(Если произведение разделить на один из множителей, то получим другой множитель)
-Почему в этом столбике только одно выражение на деление?
(Два одинаковых слагаемых)
-Рассмотрим записи под каждым рисунком и объясним, как получается каждое следующее равенство из первого. (Работа у доски , в тетрадях)
–– Молодцы! Маша смело вошла в лес и оказалась на большой солнечной и красивой полянке. Как много грибов и ягод! Пора собирать их в корзинку.
На доске грибы и ягоды из бумаги, а с обратной стороны примеры. Дети выходят по очереди к доске, записывают пример и находят значение.
Слайд 11,12.
1×3 3:3 3×2 5×3 3×8 6×3
21:7 27:3 24:3 18:6 12:4 15:3
VI. Первичное закрепление.
– Для чего нужно уметь делить на 3? (Чтобы решать примеры, задачи)
– И, сейчас мы вернемся к тому выражению, которое вызвало у нас затруднение.
– Давайте вместе найдем ответ, используя таблицу умножения и деления на 3.
3×5+27:3=24
У кого все правильно – молодцы, а тем, кто ошибся – спасибо за ошибку – вы помогли нам разобраться.
Слайд 13.
– Мимо пробегали 4 ёжика . У каждого было по 3 яблока. Сколько у них яблок ?
- 15 птиц сидят на 3 ветках. Сколько птиц на каждой ветке?
VII. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
Настроение у Машеньки было замечательным. Она увидела белочку и помогла ей решить выражения.
Слайд 14.
(12+18):3 7×2:3 12:4×3
-Что нам помогло решить?(Таблицы умножения и деление на 3)
VIII.Закрепление.
– Где мы можем применить деление на 3? (В решении задач и примеров, уравнений)
– Вы правы. И сейчас мы решим задачу вместе с Машенькой.
– Прочитаем задачу (1 ученик читает)
Белочке надо заготовить 16 орехов и 11 грибов. Она работала 3 дня. Сколько заготовок делала белочка каждый день?
– Что в задаче известно? (Надо засушить 16 орехов и 11 грибов, работала 3 дня)
– Что нужно узнать? (Сколько заготовок делала белка каждый день).
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
– Почему? (не знаем,сколько всего надо заготовить)
– Можем узнать? (Да)
– Как? (16+11=27 (з.) всего)
– Теперь можем ответить на вопрос задачи? (Да)
– Как? (27:3=9 (з.) – каждый день)
– Кто сможет решить задачу самостоятельно, то приступайте к решению задачи в тетради.
– Кому нужна помощь? (Раздаю карточки с заготовкой схемы, и пояснением к действиям).
– Оцените свою работу с задачей.
Если всё получилось– раскрасьте земляничку красным цветом. Если испытывали затруднения – зелёным, а если не смогли справиться с задачей – оставьте бесцветной.
– В каком действии вы применили случай деления на 3? (Во 2)
VIII. Рефлексия.
Слайд 15.
– Вот и вернулась довольная Машенька домой к дедушке и бабушке.
В руках у неё корзина полная грибов и ягод.
Достигли мы цели нашего урока? (Да)
– Обоснуйте. (Мы научились выполнять деление на 3 и научились его применять)
– Что удалось выполнить?
– Можем ли мы утверждать, что научились уверенно применять деление на 3? (Нет)
Какую цель должны поставить перед собой? (выучить таблицу умножения на 3 наизусть и деления на 3)
- Кому на уроке было интересно, поднимите портрет улыбчивой Маши.
-Кому не очень понравился наш урок – портрет равнодушной Маши.
-Кому урок показался скучным – портрет серьёзной Маши.
Урок окончен. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы!
Слайд 16.
Будут пироги и компот!
– Спасибо за урок!