СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку Тема: "Обособленные дополнения" 11-й класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока ориентирована на работу по ФГОС. Урок содержит материалы для подготовки к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку Тема: "Обособленные дополнения" 11-й класс»

МКОУ «Добринская СОШ»

Лискинский муниципальный район









Конспект урока по русскому языку

Тема:

"Обособленные дополнения"

11-й класс





Учитель русского языка и литературы

Шайкина Надежда Васильевна











Добрино 2016 год

Цели урока:

Образовательные:

  1. углубить знания об обособленных дополнениях;

  2. обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Обособленные определения, приложения, обстоятельства»;

  3. закрепить умение расстановки знаков препинания в простом осложнённом предложении;

  4. повторить орфоэпические и орфографические нормы русского языка:

  5. продолжить подготовку к ЕГЭ: задания 4, 5, 6, 8, 9, 10,16.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); речь, эмоциональную сферу.

  2. оценивать степень трудности предложенных заданий, уровень собственных знаний, умений и уметь прогнозировать результативность их выполнения.

Воспитательные:

1) прививать интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы ;

2) воспитывать нравственные качества учащихся (понимание значимости изучаемого материала и осознание необходимости добросовестной подготовки к уроку);


Тип урока: урок повторения.


Средства обучения:

  • Учебник (Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.).

  • Дидактический материал для работы на уроке (на карточках и слайдах презентации).

  • Мультимедийная презентация к уроку.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд № 1

Учитель.

Прозвенел звонок!

Внимание!

Хорошо, что без опоздания!

Добрый день, Кирилл! Прежде чем начать урок, я попрошу посмотреть первый слайд моей презентации, улыбнуться вместе с этими очаровательными шарами и поверить, что жизнь прекрасна. У тебя всё получится!



Подготовка к ЕГЭ: задания 4-6, 8-10.



Орфоэпическая разминка.

Слайд № 2.

ДавнИшний, принудИть, столЯр, создАла, надЕлит, тортОв, ловкА, балУясь, позвОнишь, зАсветло, шАрфы, Оптовый, клАла, крЕмень, созЫв, сливОвый, занятА, Эксперт, осведомИться, партЕр.



Учитель. Нужно выписать слова, в которых ударение расставлено неверно, и поставить правильное ударение.

Слайд № 3 Проверка. Выставить себе баллы.

Учитель. Кирилл, прогноз — обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем или альтернативных путях и сроках достижения этих состояний.

У тебя на парте лежат листочки с заданиями 5, 6, 8, 9, 10 ЕГЭ. Спрогнозируй, ещё не выполняя задания, процент правильности их выполнения. Одно задание – 20 процентов. Если ты уверен, что выполнишь все 5 заданий без ошибок, поставь 100 процентов, по 20 процентов за каждое правильно выполненное. Если ты не уверен, что все задания выполнишь, поставь прогнозируемый процент от 80 и ниже.

ФИПИ рекомендует на каждое задание затрачивать полторы – две минуты. Приступайте!

Самостоятельная работа (раздаточный материал) с последующей проверкой.



5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав

к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Летом в ЛЕСИСТОЙ чащобе появляются полчища комаров.

Статья оказалась полезной и ИНФОРМАТИВНОЙ.

В Российской империи высшим чрезвычайным судебным органом был ВЕРХОВНЫЙ уголовный суд.

Журналист сказал, что Санина статья вызвала многочисленные ОТКЛИКИ и что об авторе пришел даже запрос из Арктического института.

Буду вам крайне, очень, бесконечно ПРИЗНАТЕЛЬНА.



Ответ: ___________________________.



6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ДВУХ ТЫСЯЧИ первого года

ЖАЖДЕТ славы

СМЕЛЕЕ всех

на ОБОИХ берегах

свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров

Ответ: ___________________________.

8 Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз..рить

м..литва

заг..рать

соч..тание

к…ллекция

Ответ: ___________________________.

9 Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..защитный, во… произведение

пред..явить, с..езд

пр..близить, пр..старелый

н. мерение, вз..браться,

и..подтишка, ра..жалобить

Ответ: ___________________________.

10 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

забол…вать

выпяч…вать

заботл…вый

достра..вать

привередл..вый

Ответ: ___________________________.

Проверка: слайд № 4.

Ответы: лесная; две тысячи; молитва; предъявить, съезд; заболевать. (5 баллов-100%)



Каков процент выполнения заданий? Оправдался ли прогноз? Молодец, что справился с заданием и не допустил ошибок при выполнении заданий ЕГЭ!

  1. Актуализация прежних знаний: работа по карточке .

Слайд № 5 Работа с карточкой

Учитель. Давайте проверим домашнее задание, тебе нужно вставить обособленные члены в данные предложения, расставить знаки препинания, устно объяснить постановку знаков препинания.

  1. На берёзах __________________________________________ появились золотые серёжки.

  2. У доски стояла она ______________________________________________________.

  3. В комнату зашёл Иванов __________________________________________________.

  4. А весна в зазеленевшей роще ждет зари _____________________________________.



Словарь для справок: уверенная и красивая; дыханье затая; обращенных к солнцу; высокий молодой человек.



  1. Определение темы урока.

Учитель. Скажи, Кирилл, а чем ещё может быть осложнено предложение?

Ученик . Обособленными дополнениями

Слайд № 6. Записать тему урока, сформулировать цели.



Учитель. В качестве проверки степени усвоения пройденного на прошлом уроке материала я тебе предлагаю расставить знаки препинания в следующем предложении.

Слайд № 7. Предложение.

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.



  1. Закрепление:


упр. 401 (стр. 73).

Учитель. Из упр. 401 выписываем нечётные предложения, объясняя постановку знаков препинания.


  1. Самостоятельная работа с заданием № 16 теста ЕГЭ


Тестовые задания № 16 ЕГЭ

Тема «Обособленные члены предложения»

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Его лицо (1) обветрившееся (2) утомленное и сосредоточенное (3) кажется (4) старее от бессонной ночи.

1) 1, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3



2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

На маяке (1) жил только сторож (2) старый глухой швед (3) бывший шкипер.

  1. 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 3




3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Он сидел против меня (1) облокотившись на перила (2) и (3) притянув к себе веточку сирени (4) обрывал с неё листья. (Л.Н. Толстой)

1) 1, 2, 3, 4 2) 3, 4 3) 1, 4 4) 1, 3, 4



4. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Можно лишь преклоняться перед гением Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

1) 1 2) 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

5. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 
Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда (1) но (2) сверх Григорьева ожидания (3) орудийный огонь не внёс заметного замешательства (4) в ряды красных.

1) 1  2) 1,2,3 3) 1,3  4) 1, 4



6. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 

Приблизившись к перекрёстку (1) я (2) помимо воли (3) свернул на знакомую улицу (4) и (5) только пройдя метров пятнадцать (6) спохватился и пошёл обратно.

1) 1,2,3,5,6 2) 1,2,5,6 3)1,3,44) 2, 3, 4

Слайд № 8 Проверка задания 16 ЕГЭ

Ответы:

1-4, 2-3, 3-3. 4-1, 5-2, 6-1. ( 6 баллов)

Подсчёт полученных за урок баллов: повторение по ЕГЭ 21 балл

«5» 20-21 балл

«4» 17-19 баллов

«3» 14-16 баллов

  1. Итог урока. Слайд № 9

Учитель. Чему учились на уроке?

С какими предлогами обычно обособляются дополнения?

Каковы условия обособления дополнений?


  1. Домашнее задание: Слайд № 10.

п. 88, упр. 402 (1, 2 абзац),

вопросы 1-4


  1. Рефлексия.

А теперь прошу выполнить ваш прогноз успешности на ЕГЭ (раздаточный материал)


Слайд № 11:

Я хочу набрать на экзамене _________ баллов. Это у меня получится, потому что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Кирилл зачитает свой прогноз?


Слайд № 12.

Спасибо за внимание! Хорошего дня!











Приложение


Дополнительное задание

Учитель. Перед тобой лежит листок с записанными предложениями. Тебе нужно будет: сначала выписать предложения с обособленными дополнениями, а затем все остальные.

Расставьте пропущенные знаки препинания!


  1. Деревья покрытые снегом белели вдали.

  2. Сверкнувшая в жёстких волосах Плюшкина седина верная подруга скупости помогла ей ещё более развиться.

  3. В лесу кроме белки и лося были ещё пятнистые олени.

  4. Мы дети очень любили эту старушку.

  5. Старуха Гришкина мать вышла к нам на крыльцо.

  6. Измученный работой он крепко спал.

  7. Спортсмен нервный и напряжённый не смог победить соперника.

  8. В саду помимо меня никто не бывал.

  9. Наряду с благородными попадаются грибы попроще…


Проверка.

Обособленные определения – 1, 6, 7

Обособленные приложения – 2, 4, 5

Обособленные дополнения – 3, 8, 9

































Повторение заданий 5, 6, 8, 9, 10 ЕГЭ по русскому языку

5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Летом в ЛЕСИСТОЙ чащобе появляются полчища комаров.

Статья оказалась полезной и ИНФОРМАТИВНОЙ.

В Российской империи высшим чрезвычайным судебным органом был ВЕРХОВНЫЙ уголовный суд.

Журналист сказал, что Санина статья вызвала многочисленные ОТКЛИКИ и что об авторе пришел даже запрос из Арктического института.

Буду вам крайне, очень, бесконечно ПРИЗНАТЕЛЬНА.

Ответ: ___________________________.

6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ДВУХ ТЫСЯЧИ первого года

ЖАЖДЕТ славы

СМЕЛЕЕ всех

на ОБОИХ берегах

свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров

Ответ: ___________________________.


8 Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз..рить

м..литва

заг..рать

соч..тание

к…ллекция

Ответ: ___________________________.

9 Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..защитный, во… произведение

пред..явить, с..езд

пр..близить, пр..старелый

н. мерение, вз..браться,

и..подтишка, ра..жалобить

Ответ: ___________________________.

10 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

забол…вать

выпяч…вать

заботл…вый

достра..вать

привередл..вый

Ответ: ___________________________.






































Карточка

  1. На берёзах __________________________________________ появились золотые серёжки.

  2. У доски стояла она ______________________________________________________.

  3. В комнату зашёл Иванов __________________________________________________.

  4. А весна в зазеленевшей роще ждет зари _____________________________________.

  5. ______________________________________ на столе стояло множество горшочков. 



Словарь для справок: кроме блюд и соусников; уверенная и красивая; дыханье затая;

обращенных к солнцу; высокий молодой человек.





Я хочу набрать на экзамене _________ баллов. Это у меня получится, потому что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Дополнительное задание

Сначала выписать номера предложений с обособленными дополнениями, а затем все остальные. Расставить пропущенные знаки препинания!


  1. Деревья покрытые снегом белели вдали.

  2. Сверкнувшая в жёстких волосах Плюшкина седина верная подруга скупости помогла ей ещё более развиться.

  3. В лесу кроме белки и лося были ещё пятнистые олени.

  4. Мы дети очень любили эту старушку.

  5. Старуха Гришкина мать вышла к нам на крыльцо.

  6. Измученный работой он крепко спал.

  7. Спортсмен нервный и напряжённый не смог победить соперника.

  8. В саду помимо меня никто не бывал.

  9. Кроме зловещих таинственных огоньков в полуверсте ничего не видно впереди.


































































Доп. Упражнение к теме «Обособление дополнений»

Задание: расставьте знаки препинания, опираясь на правило обособления дополнений.

1. Кроме немногих ракит всегда готовых к услугам да двух-трех тощих берез мы ничего не увидим.

2. Отец кроме французской орфографии кажется ничего основательно не знал.

3. Кроме хищников дневных орлов ястребов и соколов в наших лесах живут и различные ночные филины совы сычи.

4. Редактор слушал его и помимо своей воли улыбался.

5. Вместо голых утесов увидел я около себя зеленые горы и деревья.

6. В задней комнате дома сырой и холодной на убогой кровати покрытой лохматой буркой с попоной вместо подушки лежал Чертопханов уже не бледный а изжелта-зеленый.

7. К великому удивлению Каштанки столяр вместо того чтобы испугаться вытянулся во фронт и всей пятерней сделал под козырек.

8. Я уже начинал думать что иного места кроме литературы нет для меня.

9. Слова подавшие повод к нашей ссоре показались мне еще гнуснее когда вместо непристойной насмешки я увидел в них обдуманную клевету.

10. За исключением немногих незначительных недостатков Полутыкин был отличный человек.

11. Все лето исключая конечно непогожие дни я прожил в саду.

12. Лебедь черношеий имеет оперение белого цвета но голова за исключением белых бровей и три четверти шеи черного цвета.

13. Я глядел во все стороны ожидая увидеть грозные бастионы башни и вал но ничего не видел кроме деревушки окруженной бревенчатым забором.

14. Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении когда на сердце так чисто и легко и нет иных желаний кроме желания думать.

15. Кто кроме охотника испытал как трудно бродить на заре по кустам?

16. В комнате кроме раздвижного покоробленного стола на тринадцати ножках неравной длины да четырех старых соломенных стульев ничего не было.

17. Извозчик мой сказал мне что Ермолов ни у кого не бывает кроме как у отца своего простого набожного старика что он принимает одних только городских чиновников.

18. В сопровождении моей продрогшей собаки взошел я на крылечко в сени отворил дверь но вместо обыкновенных принадлежностей избы увидел несколько столов заваленных бумагами два красных шкафа оловянные песочницы в пуд весом длиннейшие перья и прочее.


19. Он разделся так как обыкновенно раздевался дома готовясь лечь под байковое одеяло то есть снял с себя все кроме белья потом сел на табурет и глядя в зеркало начал выделывать над собой удивительные штуки.

20. Он был порядочный лентяй и кроме того чрезвычайно неумен.

21. В темной дали ничего не было кроме сверкающих огней.

22. Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной.

23. Вся команда судна включая и капитана и главного механика и буфетчика состояла из восьми или девяти человек.

24. Кроме крендельной у нашего хозяина была еще и булочная.

25. Самолет наряду с пассажирами захватил и почту.

26. Николай должен был работать вместо неожиданно заболевшего товарища.

27. Мы вместо рассказа содержания повести представим только коротенький очерк главных ее характеров.

28. Все за исключением Вари громко аплодировали певцам.

29. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое.

30. Весь материал включая дневники путешественников тщательно изучается.

Ответы:

1. Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трех тощих берез, мы ничего не увидим.

2. Отец, кроме французской орфографии, кажется, ничего основательно не знал.

3. Кроме хищников, дневных орлов, ястребов и соколов, в наших лесах живут и различные ночные филины, совы, сычи.

4. Редактор слушал его и, помимо своей воли, улыбался.

5. Вместо голых утесов, увидел я около себя зеленые горы и деревья.

6. В задней комнате дома, сырой и холодной, на убогой кровати, покрытой лохматой буркой с попоной вместо подушки, лежал Чертопханов, уже не бледный, а изжелта-зеленый.

7. К великому удивлению Каштанки, столяр, вместо того, чтобы испугаться, вытянулся во фронт и всей пятерней сделал под козырек.

8. Я уже начинал думать, что иного места, кроме литературы, нет для меня.

9. Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще гнуснее, когда, вместо непристойной насмешки, я увидел в них обдуманную клевету.

10. За исключением немногих незначительных недостатков, Полутыкин был отличный человек.

11. Все лето, исключая, конечно, непогожие дни, я прожил в саду.

12. Лебедь черношеий имеет оперение белого цвета, но голова, за исключением белых бровей и три четверти шеи, черного цвета.

13. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы башни и вал, но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором.

14. Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении, когда на сердце так чисто и легко и нет иных желаний, кроме желания думать.

15. Кто, кроме охотника, испытал, как трудно бродить на заре по кустам?

16. В комнате, кроме раздвижного покоробленного стола на тринадцати ножках неравной длины да четырех старых соломенных стульев, ничего не было.

17. Извозчик мой сказал мне, что Ермолов ни у кого не бывает, кроме как у отца своего, простого набожного старика, что он принимает одних только городских чиновников.

18. В сопровождении моей продрогшей собаки взошел я на крылечко, в сени отворил дверь, но, вместо обыкновенных принадлежностей избы, увидел несколько столов, заваленных бумагами, два красных шкафа, оловянные песочницы в пуд весом, длиннейшие перья и прочее.

19. Он разделся так, как обыкновенно раздевался дома, готовясь лечь под байковое одеяло, то есть снял с себя все, кроме белья, потом сел на табурет и, глядя в зеркало, начал выделывать над собой удивительные штуки.

20. Он был порядочный лентяй и, кроме того, чрезвычайно неумен.

21. В темной дали ничего не было, кроме сверкающих огней.

22. Вместо веселой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной.

23. Вся команда судна, включая и капитана, и главного механика, и буфетчика, состояла из восьми или девяти человек.

24. Кроме крендельной, у нашего хозяина была еще и булочная.

25. Самолет, наряду с пассажирами, захватил и почту.

26. Николай должен был работать вместо неожиданно заболевшего товарища.

27. Мы, вместо рассказа содержания повести, представим только коротенький очерк главных ее характеров.

28. Все, за исключением Вари, громко аплодировали певцам.

29. Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое.

30. Весь материал, включая дневники путешественников, тщательно изучается.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!