Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное».
Цель урока: повторить изученное об имени прилагательном как части речи.
Задачи урока:
- образовательные:
- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;
- формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;
- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.
- развивающие:
- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте
- воспитательные:
- привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи
Тип урока: урок повторения пройденного
Оборудование: раздаточный материал, тексты, кармашки, новогодние игрушки, музыка Чайковского «Времена года».
Эпиграф к уроку:
Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
Ход урока
- Организационный момент.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
Здравствуйте, ребята, у меня сегодня хорошее настроение, которым я хочу поделиться с вами. Улыбнитесь друг другу. Сегодня на уроке нас ждёт интересная работа. Сегодня будем художниками, только совсем необычными. А так как на улице зима и скоро новый год, наш урок будет непосредственно связан с этим временем года и замечательным приближающимся праздником.
- Сообщение темы и целей урока.
- Работа по теме урока.
1) Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
- Какое настроение у вас возникает при чтении стихотворения?
- Какая картина в нём описана?
- Какие части речи использует автор для изображения зимнего пейзажа?
- Итак, чтобы побыстрее приблизиться к интересной части речи, вспомним изученный в 5-ом классе материал о прилагательном.
2) Беседа по вопросам:
- Что такое имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные?
- В каких двух формах могут быть прилагательные?
- Чем отличается краткая форма прилагательного от полной?
- На какие вопросы отвечают прилагательные в полной форме, а на какие в краткой?
- Какими членами предложения являются прилагательные?
- Как называются образные определения, выраженные именами прилагательными?
3)Синтаксический разбор предложений
Над глубок… свеж… снегами небо огромн… и удивительно нежн.... Такие ярк... радостн... краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свеж... снегом и зелён... бором. (И. Бунин)
Как проверить безударные падежные окончания прилагательных?
- Работа с упражнением 274
Слова из упражнения написаны на отдельных карточках.
Учащиеся по одному берут карточку и на доске с помощью магнита прикрепляют её к «нужному кармашку-табличке», прикреплённому с помощью магнита на доске. (Таблички и карточки готовятся заранее)
1 2 3 4 5
сущ. сущ. сущ. краткое глагол
м. р. ж. р. ж. р. прилаг.
им. п. им. п. род. п.
5) Физкультминутка
Поднимайся, 6 класс!
Слепим мы снежки сейчас!
Снежок – первый, вот – второй,
Покрутили головой!
Снежок – три, снежок – четыре,
Руки разведём пошире!
Снежок – пять, а вот и шесть,
У нас силы ещё есть!
Семь снежок, а вот и восемь,
Помощи мы не попросим!
Ох, устали мы резвиться,
Дальше будем мы учиться!
6) Работа с текстами.
1.Прочитай 1-ый текст, затем 2-ой. Сравни тексты по выразительности.
Утро. Лес. Какое великолепие и спокойствие! Над снегами, завалившими чащи елей, - небо. Такие краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в тени. В колеях следа тень. А на вершинах сосен, на их венцах, уже играет свет.
Утро. Зимний лес. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет.
-Какой текст больше понравился? Почему?
-За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко себе представить?
Чтение эпиграфа.
Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
Неслучайно Константин Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
Работа со 2 текстом.
-Как вы понимаете выражения: «свежими снегами» и «радостные краски»?
- Выпишите 3 словосочетания «прил. + сущ.» и разберите их. (опред. род, число, падеж прил.)
- Подберите синоним к слову «огромный» (запишите в тетрадь)
- Разбери по составу слова: «золотистый, солнечный» (запишите в тетрадь).
- Найдите среди прилагательных эпитеты.
7) А теперь мы с вами самостоятельно вставим в текст имена прилагательные. Но сначала послушайте стихотворение М.Сёмкиной «Имя прилагательное» и определите, какова роль прилагательных в речи.
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь – ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая»,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При – ла – га – тель – ны – е.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
Вставьте вместо… подходящие по смыслу имена прилагательные.
(тексты отпечатаны на карточках)
…(Новогодняя) ёлка
Я росла в лесу… (дремучем),
Поднималась к … (синим) тучам.
Но теперь меня срубили
И в игрушки нарядили.
…, … (Колкую, зелёную) срубили топором.
…, … (Колкую, зелёную) принесли к нам в дом.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями… (яркими),
…, … (Нарядная, забавная)
На … (новый) год я… (главная)!
Иванкова В.Н.
- Сделайте вывод о роли прилагательных в речи. Для чего они используются?
(Делают речь более эмоциональной, живописной, без них речь была бы бледна, невыразительна).
8) РЕЛАКСАЦИЯ.
ЗВУЧИТ музыка.
А сейчас расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный зимний лес. Полюбуемся красками чародейки зимы, поздороваемся с хозяевами леса и пожелаем им тепла. Остановимся. А так ли тихо в зимнем лесу? Послушайте, как скрипит под ногами снег, звонко отдаётся каждый звук. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в зимнем лесу! Вдохните глубоко этот свежий морозный воздух! Медленно выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения.
9) Творческая работа (под музыку)
Сочинение – миниатюра «В зимнем лесу».
В лесу
Хорошо в лесу. Деревья стоят в инее. Все засыпано снегом. Особенно хороши ели в уборе. В воздухе звонко отдается каждый звук. Вечером еще лучше. Деревья освещены светом заходящего солнца. На небе зажглись звездочки.
Слова для справок: зимний, серебристый, стройный, морозный, пушистый, яркий, синий, желтоватый.
V. Итоги урока.
VI. Рефлексия.
-Что вам понравилось на уроке больше всего?
-Кто вам помогал?
- А что вам мешало?
- Какие трудности вы испытывали на уроке?
Если вы довольны своей работой на уроке, повесьте на ёлку красный шар. Если хорошо работали, но могли и лучше, то – синий. Время потрачено напрасно – белый шар.
VII. Домашнее задание.
Раздаточный материал (тест)
Тест
1. Имя прилагательное обозначает:
· а) предмет
· б) действие предмета
· в) признак предмета
2. Прилагательное отвечает на вопросы:
· а) что делать?
· б) какой, чей?
· в) кто, что?
3. Прилагательное изменяется:
· а) только по числам
· б) по родам, числам и падежам
· в) только по падежам
4. Прилагательное в полной форме является в предложении обычно:
· а) определением
· б) подлежащим
· в) дополнением
5. Прилагательное в краткой форме является:
· а) подлежащим
· б) сказуемым
· в) определением
6. Какое слово является прилагательным:
· а) белить
· б) белизна
· в) белый
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Повторение изученного в 5 классе по теме "Имя прилагательное"»
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное».
Цель урока: повторить изученное об имени прилагательном как части речи.
Задачи урока:
образовательные:
- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;
- формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;
- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.
развивающие:
- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте
воспитательные:
- привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи
Тип урока: урок повторения пройденного
Оборудование: раздаточный материал, тексты, кармашки, новогодние игрушки, музыка Чайковского «Времена года».
Эпиграф к уроку:
Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
Ход урока
Организационный момент.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
Здравствуйте, ребята, у меня сегодня хорошее настроение, которым я хочу поделиться с вами. Улыбнитесь друг другу. Сегодня на уроке нас ждёт интересная работа. Сегодня будем художниками, только совсем необычными. А так как на улице зима и скоро новый год, наш урок будет непосредственно связан с этим временем года и замечательным приближающимся праздником.
Сообщение темы и целей урока.
Работа по теме урока.
Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
- Какое настроение у вас возникает при чтении стихотворения?
- Какая картина в нём описана?
- Какие части речи использует автор для изображения зимнего пейзажа?
- Итак, чтобы побыстрее приблизиться к интересной части речи, вспомним изученный в 5-ом классе материал о прилагательном.
2) Беседа по вопросам:
- Что такое имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные?
- В каких двух формах могут быть прилагательные?
- Чем отличается краткая форма прилагательного от полной?
- На какие вопросы отвечают прилагательные в полной форме, а на какие в краткой?
- Какими членами предложения являются прилагательные?
- Как называются образные определения, выраженные именами прилагательными?
3)Синтаксический разбор предложений
Над глубок… свеж… снегами небо огромн… и удивительно нежн.... Такие ярк... радостн... краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свеж... снегом и зелён... бором. (И. Бунин)
Как проверить безударные падежные окончания прилагательных?
Работа с упражнением 274
Слова из упражнения написаны на отдельных карточках.
Учащиеся по одному берут карточку и на доске с помощью магнита прикрепляют её к «нужному кармашку-табличке», прикреплённому с помощью магнита на доске. (Таблички и карточки готовятся заранее)
1 2 3 4 5
сущ. сущ. сущ. краткое глагол
м. р. ж. р. ж. р. прилаг.
им. п. им. п. род. п.
5) Физкультминутка
Поднимайся, 6 класс!
Слепим мы снежки сейчас!
Снежок – первый, вот – второй,
Покрутили головой!
Снежок – три, снежок – четыре,
Руки разведём пошире!
Снежок – пять, а вот и шесть,
У нас силы ещё есть!
Семь снежок, а вот и восемь,
Помощи мы не попросим!
Ох, устали мы резвиться,
Дальше будем мы учиться!
6) Работа с текстами.
1.Прочитай 1-ый текст, затем 2-ой. Сравни тексты по выразительности.
Утро. Лес. Какое великолепие и спокойствие! Над снегами, завалившими чащи елей, - небо. Такие краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в тени. В колеях следа тень. А на вершинах сосен, на их венцах, уже играет свет.
Утро. Зимний лес. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет.
-Какой текст больше понравился? Почему?
-За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко себе представить?
Чтение эпиграфа.
Я слово замечательное,-
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
Неслучайно Константин Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
Работа со 2 текстом.
-Как вы понимаете выражения: «свежими снегами» и «радостные краски»?
- Выпишите 3 словосочетания «прил. + сущ.» и разберите их. (опред. род, число, падеж прил.)
- Подберите синоним к слову «огромный» (запишите в тетрадь)
- Разбери по составу слова: «золотистый, солнечный» (запишите в тетрадь).
- Найдите среди прилагательных эпитеты.
7) А теперь мы с вами самостоятельно вставим в текст имена прилагательные. Но сначала послушайте стихотворение М.Сёмкиной «Имя прилагательное» и определите, какова роль прилагательных в речи.
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь – ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая»,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При – ла – га – тель – ны – е.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
Вставьте вместо… подходящие по смыслу имена прилагательные.
(тексты отпечатаны на карточках)
…(Новогодняя) ёлка
Я росла в лесу… (дремучем),
Поднималась к … (синим) тучам.
Но теперь меня срубили
И в игрушки нарядили.
…, … (Колкую, зелёную) срубили топором.
…, … (Колкую, зелёную) принесли к нам в дом.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями… (яркими),
…, … (Нарядная, забавная)
На … (новый) год я… (главная)!
Иванкова В.Н.
- Сделайте вывод о роли прилагательных в речи. Для чего они используются?
(Делают речь более эмоциональной, живописной, без них речь была бы бледна, невыразительна).
8) РЕЛАКСАЦИЯ.
ЗВУЧИТ музыка.
А сейчас расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный зимний лес. Полюбуемся красками чародейки зимы, поздороваемся с хозяевами леса и пожелаем им тепла. Остановимся. А так ли тихо в зимнем лесу? Послушайте, как скрипит под ногами снег, звонко отдаётся каждый звук. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в зимнем лесу! Вдохните глубоко этот свежий морозный воздух! Медленно выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения.
9) Творческая работа (под музыку)
Сочинение – миниатюра «В зимнем лесу».
В лесу
Хорошо в лесу. Деревья стоят в инее. Все засыпано снегом. Особенно хороши ели в уборе. В воздухе звонко отдается каждый звук. Вечером еще лучше. Деревья освещены светом заходящего солнца. На небе зажглись звездочки.
Слова для справок: зимний, серебристый, стройный, морозный, пушистый, яркий, синий, желтоватый.
V. Итоги урока.
VI. Рефлексия.
-Что вам понравилось на уроке больше всего?
-Кто вам помогал?
- А что вам мешало?
- Какие трудности вы испытывали на уроке?
Если вы довольны своей работой на уроке, повесьте на ёлку красный шар. Если хорошо работали, но могли и лучше, то – синий. Время потрачено напрасно – белый шар.
VII. Домашнее задание.
Раздаточный материал (тест)
Тест
1. Имя прилагательное обозначает:
а) предмет
б) действие предмета
в) признак предмета
2. Прилагательное отвечает на вопросы:
а) что делать?
б) какой, чей?
в) кто, что?
3. Прилагательное изменяется:
4. Прилагательное в полной форме является в предложении обычно:
а) определением
б) подлежащим
в) дополнением
5. Прилагательное в краткой форме является:
а) подлежащим
б) сказуемым
в) определением
6. Какое слово является прилагательным:
а) белить
б) белизна
в) белый