2.Актуализа- ция знаний | 1.Откройте тетради и запишите число. Мы изучили с вами недавно т. «Синтаксис».Как всегда начнем урок с синтаксической пятиминутки. Задание: Составьте схемы предложений, записанных на доске, и устно дайте их синтаксическую характеристику предложений. Еж пробрался под куст, долго там копошился, хозяйничал. \Бульвар тонул в опавшей листве, а мы набирали печальные букеты. 2.Какой раздел русского яз. мы с вами изучаем? О какой части речи мы говорили на прошлом уроке? Перед вами тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ- сообщение. Будьте внимательны – не ко всем вопросам предложены варианты ответов. На выполнение задания вам дается 3 мин. /1. Глагол - это .............часть речи: а) самостоятельная ; б) служебная 2. Глагол отвечает на вопросы: а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает? 3. Глагол обозначает: а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета 4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ . 5. Спряжение глаголов - это: а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам 6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются: а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам 7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью ......... 8. В предложении чаще всего глагол бывает ........... и образует с подлежащим ............. . 9. Глаголы………нашу речь. Самооценка Закончите предложение: Я доволен(льна)……………….(очень, не очень) тем, как справился с заданием. | Работа в тетради. Повеств, невоскл, простое, распр,двусост,осл.однор.членами.\схема\ Повеств,невоскл, сложное, прост. предл. соедин.с «а», раздел запятая. \схема\. Дети выполняют тест на заранее отпечатанных листочках. | Познавательные: выбирают наиболее эффективный способ решения задания в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: слушают и слышат,выстраивают монологическую речь; Регулятив- ные: планируют алгоритм выполнения задания. |
3. Мобилизу ющий этап. 4. Постановка цели. 5.Усвоение знаний. | 1. На доске написаны пословицы: Слайд №1 - (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. - В чужом доме (не) указывают. - (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя. -Лодырю всегда (не)здоровится. Прочитай пословицы вслух. Найди признаки, по которым их можно объединить между собой.) 1. А сейчас сформулируем тему нашего урока, запишем ее в тетради и на доске. 2. Перед вами слайд. Попробуйте сформулировать цели урока , используя опорные слова. Слайду №2. 3. Вернемся к пословицам, прочитайте глаголы с НЕ. Что вы помните о написании НЕ с глаголами? Пробуем распределить все глаголы на 2 группы. Назовите глагол, который без частицы НЕ не употребляется. Как пишем глаголы, которые без НЕ не употребляются? Такие глаголы составляют исключения. 1. Выстроим алгоритм рассуждений по теме « Написание глагола с частицей НЕ». Обратить внимание на морфему и на частицу!!! 2.На доске написаны слова. Развернуть доску. Письменно!!! К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика и сделать запись в тетради. Образец: Принуждать,заставлять–неволить Сомневаться, удивляться - Возмущаться – Испытывать чувство вражды – Болеть, плохо чувствовать Обратите внимание, что, выполнив правильно это задание , мы с вами дали объяснение ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ каждого глагола .Выстроим алгоритм рассуждений по теме « Написание глагола с частицей НЕ». Обратить внимание на морфему и на частицу!!! 3. Работаем с сигнальными картами. Я читаю словосочетания и предложения, а вы поднимаете карточки. Слитно – синяя, белая – раздельно. Работаем по алгоритму, но прежде, чем мы приступим к выполнению задания, продолжите предложение Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, не знать правило, невзлюбить за злость, не сочувствовать другу, друзей не забывай. 3. Продолжим работу по правописанию не с глаголами и разговор о правилах поведения. Для этого обратимся вновь к фольклору. Читаем пословицу и записываем не с глаголом в тетрадь. 4. Перед вами белые листочки с предложениями Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Посчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице. - А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2). - Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести). Запишите готовый текст дома, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму. Упражнение 3 1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью. 2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты. 3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности. 4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст. 5. На работе (не) схалтурит. № | Количество глаголов с НЕ | 1 | 3 | 2 | - | 3 | - | 4 | 3 | 5 | 1 | Д\З!!! Это будет вашим домашним заданием, сделать его нужно в тетради. 5.Работа в парах Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки. Задание: соедините пословицы стрелками и обозначьте в глаголах изучаемую орфограмму. Работа с пословицами в парах: Кто (не) работает, | (не) дружит. | С ложью правда | и рыбку из пруда. | Без труда (не) вытащишь | (не) делает. | Лень добра | тот (не) ест. | Расстояние дружбе | (не) мешает. | Врагу (не) кланяйся, | для друга жизни (не) жалей. | С добрым делом | топором (не) разрубишь. | Крепкую дружбу и | (не) опоздаешь. | Плохо можется, | тот того и (не)навидит. | Кто кого обидит, | коли (не) здоровится. | | Слайд №1. Во всех п. идет речь о том, как не надо поступать, о неправильном поведении!!! Есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголом!!! Правописание НЕ с глаголом. Дети проговаривают цели урока по Слайду №2. Расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаг. Учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами. Уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами. Не откладывай, не указывают, не хвали, Нездоровится. НЕ с глаголом пишется отдельно. Нездоровится НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, пишем отдельно. Сначала алгоритм проговаривается с детьми устно, потом выводится Слайд № 3.Дети еще раз проговаривают алгоритм действия. Недоумевать Негодовать Ненавидеть Недомогать. Комментарий во время записи в тетрадь. Сначала алгоритм проговаривается с детьми устно, потом выводится Слайд № 3.Дети еще раз проговаривают алгоритм действия. САМОАНА-ЛИЗ!!!! Чтобы выполнить задание, мне необходимо……..проверить, употребляется ли глагол без НЕ. Устно с комментариями!!! Обязательно выделять морфему или частицу. Дети проговаривают, в каких случаях НЕ является частицей, а в каких частью корня. Образец: не суди – слово без НЕ не употребляется, значит пишем раздельно. Слайд № 4. Работа в тетради. Письменно пишем 2-3 пословицы. дома | Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель урока; Коммуникативные: осуществляют сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей. Регулятив-ные: учится осуществлять контроль с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: выстраива-ют монологическую речь. |