СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Правописание частицы не с глаголами"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коспект урока по русскому языку. Помогает познакомиться учащихся с правописанием НЕ с глаголами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание частицы не с глаголами"»

Урок русского языка 5 А класс(ФГОС) 04.03.16.







Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Классификация урока: урок – практикум.

Задачи: 1. Образовательная: Познакомить с алгоритмом слитного и раздельного написания НЕ с глаголом .

2. Развивающая: Развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память.

3. Воспитательная: Воспитать интерес к изучаемому предмету.

Цели:

1.Формировать навык написания НЕ с глаголами.

2.Познакомить с глаголами – исключениями.

3.Уметь с помощью развернутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.

4.Обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Формирование основ любого умения может происходить только при самостоятельной работе. Отсюда следует, что основной формой работы ученика на уроке является системная самостоятельная работа.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

2 мин.

Здравствуйте, дети. Сегодня на уроке вас ожидает много интересного. Помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.


Готовность класса к уроку.

Личностные: мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализа-

ция знаний

1.Откройте тетради и запишите число.

Мы изучили с вами недавно т. «Синтаксис».Как всегда начнем урок с

синтаксической пятиминутки.

Задание: Составьте схемы предложений, записанных на доске, и устно дайте их синтаксическую характеристику предложений.

Еж пробрался под куст, долго там копошился, хозяйничал.






\Бульвар тонул в опавшей листве, а мы набирали печальные букеты.







2.Какой раздел русского яз. мы с вами изучаем?

О какой части речи мы говорили на прошлом уроке?


Перед вами тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ- сообщение. Будьте внимательны – не ко всем вопросам предложены варианты ответов. На выполнение задания вам дается 3 мин.


/1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .

5. Спряжение глаголов - это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам

7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью .........

8. В предложении чаще всего глагол бывает ........... и образует с подлежащим ............. .
9. Глаголы………нашу речь.


Самооценка

Закончите предложение:

Я доволен(льна)……………….(очень, не очень) тем, как справился с заданием.





Работа в тетради.








Повеств, невоскл, простое, распр,двусост,осл.однор.членами.\схема\


Повеств,невоскл, сложное, прост. предл. соедин.с «а», раздел запятая. \схема\.










Дети выполняют тест на заранее отпечатанных листочках.

Познавательные: выбирают наиболее эффективный способ решения задания в зависимости от конкретных условий;


Коммуникативные:

слушают и слышат,выстраивают монологическую речь;


Регулятив-

ные: планируют алгоритм выполнения задания.

3. Мобилизу

ющий этап.


















4. Постановка цели.





























































5.Усвоение знаний.














































































































































































1. На доске написаны пословицы: Слайд №1


- (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

- В чужом доме (не) указывают.

- (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

-Лодырю всегда (не)здоровится.

Прочитай пословицы вслух. Найди признаки, по которым их можно объединить между собой.)







1.

А сейчас сформулируем тему нашего урока, запишем ее в тетради и на доске.



2.

Перед вами слайд. Попробуйте сформулировать цели урока , используя опорные слова.






Слайду №2.





















3.

Вернемся к пословицам, прочитайте глаголы с НЕ.





Что вы помните о написании НЕ с глаголами?





Пробуем распределить все глаголы на 2 группы.


Назовите глагол, который без частицы НЕ не употребляется.



Как пишем глаголы, которые без НЕ не употребляются?





Такие глаголы составляют исключения.



1. Выстроим алгоритм рассуждений по теме « Написание глагола с частицей НЕ».



Обратить внимание на морфему и на частицу!!!





2.На доске написаны слова.


Развернуть доску. Письменно!!!

К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика и сделать запись в тетради.

Образец: Принуждать,заставлять–неволить

Сомневаться, удивляться -

Возмущаться –

Испытывать чувство вражды –

Болеть, плохо чувствовать



Обратите внимание, что, выполнив правильно это задание , мы с вами дали объяснение ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ каждого глагола


.Выстроим алгоритм рассуждений по теме « Написание глагола с частицей НЕ».



Обратить внимание на морфему и на частицу!!!








3. Работаем с сигнальными картами. Я читаю словосочетания и предложения, а вы поднимаете карточки. Слитно – синяя, белая – раздельно. Работаем по алгоритму, но прежде, чем мы приступим к выполнению задания, продолжите предложение

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, не знать правило, невзлюбить за злость, не сочувствовать другу, друзей не забывай.












3. Продолжим работу по правописанию не с глаголами

и разговор о правилах поведения. Для этого обратимся вновь к фольклору. Читаем пословицу и записываем не с глаголом в тетрадь.



4. Перед вами белые листочки с предложениями


Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Посчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице.


- А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).

- Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).


Запишите готовый текст дома, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Упражнение 3

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.




Количество глаголов с НЕ

1

3

2

-

3

-

4

3

5

1

Д\З!!! Это будет вашим домашним заданием, сделать его нужно в тетради.


5.Работа в парах


Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки. Задание: соедините пословицы стрелками и обозначьте в глаголах изучаемую орфограмму.

Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает,

(не) дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

(не) делает.

Лень добра

тот (не) ест.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

С добрым делом

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

(не) опоздаешь.

Плохо можется,

тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

коли (не) здоровится.



Слайд №1.










Во всех п. идет речь о том, как не надо поступать, о неправильном поведении!!!


Есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголом!!!





Правописание НЕ с глаголом.





Дети проговаривают цели урока по Слайду №2.

  1. Расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаг.

  2. Учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами.

  3. Уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.





Не откладывай, не указывают, не хвали,

Нездоровится.





НЕ с глаголом пишется отдельно.





Нездоровится





НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, пишем отдельно.



Сначала алгоритм проговаривается с детьми устно, потом выводится

Слайд № 3.Дети еще раз проговаривают алгоритм действия.














Недоумевать

Негодовать

Ненавидеть

Недомогать.

Комментарий во время записи в тетрадь.











Сначала алгоритм проговаривается с детьми устно, потом выводится

Слайд № 3.Дети еще раз проговаривают алгоритм действия.










САМОАНА-ЛИЗ!!!!

Чтобы выполнить задание, мне необходимо……..проверить, употребляется ли глагол без НЕ.



Устно с комментариями!!!

Обязательно выделять морфему или частицу.

Дети проговаривают, в каких случаях НЕ является частицей, а в каких частью корня. Образец: не суди – слово без НЕ не употребляется, значит пишем раздельно.



Слайд № 4.


Работа в тетради.

Письменно пишем 2-3 пословицы.

















дома













































Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель урока;


Коммуникативные: осуществляют сотрудничество с учителем и сверстниками.

















































Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей.













Регулятив-ные: учится осуществлять контроль с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.




Коммуникативные: выстраива-ют монологическую речь.

































































































































6. Рефлексия

Итог урока:

Давайте подведем итог уроку, для этого обратимся к слайду №4 и закончим предложения.


Слайд №5

Рефлексия Устная работа «Закончи предложение»

1.       Сегодня мы узнали о …

2.       Теперь я могу…

3.       Я научился…

4.       Мне было трудно…

5.       Своей работой я …





Личностные:

оценивают собственную учебную деятель-

ность










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!