Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»
Корни -лаг-, -лож-; -кас-, -кос-
Актуализация знаний.
– Отгадайте загадки
(слайд 1)
Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят. (Буквы.)
(слайд 2)
Земля белая, а птицы на ней черные. (Бумага и буквы.)
(слайд 3)
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется… (алфавит).
(слайд 4)
Какая водица только для грамоты годится? (Чернила.)
Формулировка темы и целей урока, открытие нового знания.
(слайд 5):
Безударный – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.
– О чем говорится в данном стихотворении? (о безударных гласных)
– Какие орфограммы, связанные с безударными гласными мы уже знаем? (проверяемы ударением и непроверяемые)
– А сегодня мы познакомимся с еще одним видом орфограммы безударных гласных в корне слова.
(слайд 6):
Излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить.
– Распределите их в два столбика.
(излагать | изложить |
слагать | сложить |
предлагать | предложить) |
– Почему распределили слова таким образом?
– Выделим корни.
– Какие это слова? Обратимся к таблице учебника на стр. 165 (слова с чередованием безударных гласных в корнях слов)
– В этих словах происходит чередование гласных.
– Какие гласные чередуются?
– Наша задача – разобраться, когда в корнях с чередованием пишется а, когда – о.
– Почему в словах 1-го столбика пишем в корне букву а?
– Почему в словах 2-го столбика – буква о?
– Обозначим орфограмму.
– Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?
– Прочитаем правило на стр. 166. Какие еще корни вам встретились?
– От чего зависит чередование гласных а–о в корнях -лаг- – -лож-; -кас-, -кос-?
– А как еще можно запомнить правило на корни -лаг-, -лож-? (по последней букве в корне)
– Запишем тему урока в тетрадь (слайд 7)
Этап усвоения нового материала.
Упр. 566
Домашнее задание (слайд 8)
Упр. 568 (переписать предложения, вставляя слова, составить схему предложения с прямой речью).