Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»
Корни с чередованием гласных е – и
Создание проблемной ситуации.
– Прочитайте слова (слайд 1):
разбирать замирать отпирать блистать расстилать задирать выжигать вытирать | разберу замереть отпереть блестеть расстелить задеру выжег вытереть |
– Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. Что заметили?
– А чем эти слова отличаются? (В словах левого столбика в корнях пишется буква и, а в правом столбике – е.) Как вы думаете, почему? Объясните.
Формулировка темы и целей урока.
– Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Какой вопрос возникает? (При каких условиях в корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?)
– Запишем тему урока в тетрадь. (слайд 2)
– Обратимся к материалу учебника, упр. 586. Постарайтесь найти закономерность в написании букв е–и в корнях.
– От чего зависит выбор гласной буквы в словах с данными корнями?
– Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.
Алгоритм.
1. Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне.
2. Выделить корень.
3. Поставить ударение.
4. Вспомнить корни с чередованием и их значения.
5. Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. Графически выделить условие орфограммы: если после корня есть суффикс -а-, пишется буква и, а если нет – е.
Первичное закрепление знаний.
Задание 1. Образуйте однокоренные глаголы несовершенного вида (с буквой и) в корне от следующих слов. Запишите, графически объясните условия выбора орфограммы.
Протер, заберу, вымерли, придерется, подстелить, отпер, блестел, сжег.
Задание 2. (слайд 3)
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните проверку в парах.
1) Засыпает роза, вся в р_се бл_стя, наступает вечер спи мое д_тя!
2) Все д_рев_я бл_стают в разноцветном убор_.
3) Умремте ж под Москвой, как наши брат_я ум_рали! И ум_реть мы обещали…
4) Окно захлопнулось со звоном бл_снула молния огнем.
5) Степь раздол_ная д_леко вокруг, широко л_жит, ковылем-тр_вой ра_ст_лается.
6) Снег брызгал из-под копыт ком_я снега обж_гали лицо.
7) Заж_гают св_тлячки з_л_тые огоньки.
Проверка (слайд 4)
Домашнее задание (слайд 5):
Упр. 588 (переписать слова, выделить в них корни, обозначить произошедшие чередования).
2