СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ "Буквы И-Ы после приставок". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Буквы и-ы после приставок

  1. Повторение.

Словарный диктант с взаимопроверкой (обучающиеся обмениваются тетрадями, проверяют написание слов).

Собираю, соберу, отпереть, упираться, удерешь, продираться, застелить, расстилаться, излагать, изложить, коснуться, касательная, растение, вырос, росток, журнальчик, штопальщик, чистильщик, бетонщик.

  1. Актуализация знаний.

Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их правописание (слайд 2)

Поднимается со…нце, и его лучи осв…щают д…лекие п…ля и кусты возле осин…вого леса. Я предпол…гал с…брать …десь много яго… Они тут ра…сыпались ж…лто-красным к…вром. Мне осталось подыскать подходящую посуду.

– Обратите внимание на подчеркнутое слово, выпишите его.

  1. Создание проблемной ситуации.

– Подберите к нему однокоренные слова.

ищет, искать, выискивать… записать однокоренные слова в тетрадь.

Что же происходит с этими словами? (поменялась буква в корне)

– Как думаете, какова тема урока? (слайд 3)

– Какова главная цель урока? (Понять, когда пишем Ы или И после приставок)

– Какова задача урока? Научиться это делать

– Проанализируйте такие пары слов (слайд 4)



Заигрывать – подыгрывать

Выигрывать – разыгрывать



– Какую закономерность вы увидели? Какой вывод можно сделать? (если приставка оканчивается на согласный – после приставки пишем букву Ы; если приставка оканчивается на гласный – сохраняем букву И).

– Но есть и исключение – это слово ВЗИМАТЬ (слайд 5)

  1. Первичное закрепление.

  1. Лексическая работа – записываем ответы на загадки:

Человек, который занимается розыском пропавших людей или вещей –СЫЩИК;

Проводить осмотр, чтобы найти что-либо – ОБЫСКАТЬ

Подшутить над кем-то – РАЗЫГРАТЬ

Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем-либо –ПРЕДЫДУЩИЙ.

  1. Открытие нового знания.

(слайд 6)

Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

– Выпишите слова, которые противоречат нашему выводу:



Дезинфекция, суперинтересный, контригра.

– Какой вывод мы можем сделать? (После иноязычных приставок на согласный замена И на Ы не происходит. В корне сохраняется буква И.)

  1. Итог урока.

1. Попробуете построить схему или модель правила, которое мы изучили.

Буквы Ы и И в корне после приставок



1)После русск. ¬ на согл. пишем Ы:

Играть – сыграть, разыграть

Искать – подыскать, разыскать

Исключение: взимать

2) после ¬ меж- и сверх- пишем И:

Межинститутский, сверхинтересный

3) после иноязычных приставок пишем И:

(Правило распространяется: контр-, транс-, пан-, суб-, дез-)

контригра

дезинфекция

4) после приставок на гласный пишем И:

поиграть

  1. Домашнее задание (слайд 7):

Упр. 641



ЗАДАНИЕ 1. (слайд 8)

В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

А) под…грать, пред…стория, пред…дущий

Б) по…грать, под…скать, без…нтересный

В) сверх…нтересный, дез…информация, не…звестный

Г) роз…ск, небез…звестный, на…гранный

ЗАДАНИЕ 2. (слайд 9)

В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И?

А) с…грать, пере…грать, про…грать

Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция

В) до…грать, без…нтересно, от…граться

Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!