Буквы и-ы после приставок
Повторение.
Словарный диктант с взаимопроверкой (обучающиеся обмениваются тетрадями, проверяют написание слов).
Собираю, соберу, отпереть, упираться, удерешь, продираться, застелить, расстилаться, излагать, изложить, коснуться, касательная, растение, вырос, росток, журнальчик, штопальщик, чистильщик, бетонщик.
Актуализация знаний.
Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их правописание (слайд 2)
Поднимается со…нце, и его лучи осв…щают д…лекие п…ля и кусты возле осин…вого леса. Я предпол…гал с…брать …десь много яго… Они тут ра…сыпались ж…лто-красным к…вром. Мне осталось подыскать подходящую посуду.
– Обратите внимание на подчеркнутое слово, выпишите его.
Создание проблемной ситуации.
– Подберите к нему однокоренные слова.
ищет, искать, выискивать… записать однокоренные слова в тетрадь.
Что же происходит с этими словами? (поменялась буква в корне)
– Как думаете, какова тема урока? (слайд 3)
– Какова главная цель урока? (Понять, когда пишем Ы или И после приставок)
– Какова задача урока? Научиться это делать
– Проанализируйте такие пары слов (слайд 4)
Заигрывать – подыгрывать
Выигрывать – разыгрывать
– Какую закономерность вы увидели? Какой вывод можно сделать? (если приставка оканчивается на согласный – после приставки пишем букву Ы; если приставка оканчивается на гласный – сохраняем букву И).
– Но есть и исключение – это слово ВЗИМАТЬ (слайд 5)
Первичное закрепление.
Лексическая работа – записываем ответы на загадки:
Человек, который занимается розыском пропавших людей или вещей –СЫЩИК;
Проводить осмотр, чтобы найти что-либо – ОБЫСКАТЬ
Подшутить над кем-то – РАЗЫГРАТЬ
Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем-либо –ПРЕДЫДУЩИЙ.
Открытие нового знания.
(слайд 6)
Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный вкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.
– Выпишите слова, которые противоречат нашему выводу:
Дезинфекция, суперинтересный, контригра.
– Какой вывод мы можем сделать? (После иноязычных приставок на согласный замена И на Ы не происходит. В корне сохраняется буква И.)
Итог урока.
1. Попробуете построить схему или модель правила, которое мы изучили.
Буквы Ы и И в корне после приставок
1)После русск. ¬ на согл. пишем Ы:
Играть – сыграть, разыграть
Искать – подыскать, разыскать
Исключение: взимать
2) после ¬ меж- и сверх- пишем И:
Межинститутский, сверхинтересный
3) после иноязычных приставок пишем И:
(Правило распространяется: контр-, транс-, пан-, суб-, дез-)
контригра
дезинфекция
4) после приставок на гласный пишем И:
поиграть
Домашнее задание (слайд 7):
Упр. 641
ЗАДАНИЕ 1. (слайд 8)
В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?
А) под…грать, пред…стория, пред…дущий
Б) по…грать, под…скать, без…нтересный
В) сверх…нтересный, дез…информация, не…звестный
Г) роз…ск, небез…звестный, на…гранный
ЗАДАНИЕ 2. (слайд 9)
В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква И?
А) с…грать, пере…грать, про…грать
Б) контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция
В) до…грать, без…нтересно, от…граться
Г) до…сторический, пред…дущий, пред…стория
3